Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. В картинах «Кухарка» (1559), «Крестьянин» (1561) с их явной идеализацией образов чувствуется искренняя симпатия автора к простому человеку. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Но во многих произведениях художника мы находим ответ на этот вопрос. Северное Возрождение увлекает передача мимики и жеста.
Северное Возрождение получило своё название по географическому принципу. За фигурами людей выросли грандиозные дворцы. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: мое дело, моя семья, мой дом, мое имущество, моя капелла, мой святой покровитель. По мосту снуют пешеходы и всадники.
Как истинный универсал эпохи Возрождения Лукас был мастером на все руки. Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура.
становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди "Адам и Ева" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля. Название картины граничит с именем заказавшего ее канцлера, фигура которого видна слева. К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. Фигуры героев заполняют теперь все пространство картины, почти не оставляя места для пейзажа или интерьера.
Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), "Св. Они излишне хрупки, но на них роскошные модные платья, прекрасные прически. 1498 – 1543). На долгие годы (с 1160 по 1870 г. ) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло – подлинный шедевр раннего Возрождения.
Они явились своеобразным отображением происходящих в то время в Нидерландах событий — репрессий, чинимых испанскими завоевателями в стране. Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Однако самой интересной его картиной остается «Битва Александра с Дарием» (1529). Ещё он был законодателем моды, моделировал гербы, оружие, расписывал замки. Неизвестный как будто рассказывает нам свою грустную историю.
Иероним извлекает из лапы зверя занозу. В произведении «Падение Икара» основной сюжет, выражающий мысль о том, что гибель одного человека не остановит вращения колеса жизни, дополнен еще несколькими. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых «готизированных» формах. Картины величавы и строги исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. Видел ли Босх все это своим внутренним взором.
В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Развитие Северного Ренессанса на целое столетие запоздало по отношению к итальянскому и происходило на абсолютно другой основе. Батальной сцене на Земле вторят соперничающие на небе Солнце, Луна и тучи.
Св. Картины Босха насыщены демоническими атрибутами, часто напоминающими реальные, но сильно искаженные механические новшества позднего Средневековья: прессы, буры, подъемники Зачастую мастер представлял химические реакции как совокупление элементов, помещая свои персонажи, занимающиеся любовью, в колбы или под воду, — и это тоже было в традициях алхимиков, употреблявших даже такой термин, как «химическая свадьба». Первые три были исполнены в Англии, последний (1523) – в Базеле – городе, где жил знаменитый немецкий гуманист. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок.
Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. У ван Эйка они выведены юношами, одетыми в богато украшенные ризы. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Так из окна покоев Марии виден город, вовсе непохожий на Вифлеем. К несчастью, во все века случалось так, что добрые люди были зависимы от пассажиров этого «корабля». В водах заплескались тритоны и наяды, а в воздух устремились амуры и крылатые славы.
Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Тема смерти — частая тема его графических листов.
Ренессансный гуманизм — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Сказочный единорог пьет из одного источника вместе с ланью и коровой. На переднем плане слева растет библейское Древо Познания добра и зла.
И в то же время лицо одной из них привлекательно, миловидно, другой – некрасиво, грубовато. Вольтер XVI века, как позднее называли Эразма Роттердамского изображен сидящим за столом.
Кранах ставит перед собой задачу создать идеальный образ обнаженной женщины. В отличие от персонажа картины «Тимофей» герой этого полотна наделен более выразительным взглядом. Оно настолько индивидуально, что, несомненно, представляет собой портрет. Так же изменчив фон: голубое небо с бегущими облаками. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев.
Весь ее образ полон здоровья, оптимизма: смеется круглое лицо, дышит виднеющаяся в вырезе кофты грудь, рассыпались по плечам растрепанные волосы. Кажется, что созданный на холстах мир живет и колышется исполненный радости бытия. Благословляющий Христос полон тревожной настороженности серьезен, задумчив Иоанн.
Его творчество подводит итог достижениям средневековой живописи и служит прологом Возрождения. На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. Первым в ряду великих мастеров этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников.
"Праздник четок" (точнее – "Праздник венков из роз") – одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. В эскизах – они хранятся в Германии, в Лувре и в Эрмитаже – больше чувствуется рука мастера, легкость его мазка (большие полотна писались с помощью учеников). Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения.
Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья.
Их мелкие фигурки можно хорошо различить, вооружившись лупой. Лувр дает возможность познакомиться с творчеством некоторых из них. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще называется этот период. 1536). Так, в картине «Избиение младенцев» евангельский сюжет служит своеобразной ширмой для изображения реального факта: нападения одной из частей испанской армии на фламандскую деревушку.
Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос. Удлиненное изогнутое, угловатое тело Христа, лежащее на коленях матери, полно чисто готической экспрессии. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Именно пейзаж в картине выражает мысль о человечности, добре, духовности.
Бог растворяется в природе. Ее задумчивый и тревожный взгляд устремлен вдаль. Rinascimento от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Но в удлиненных пропорциях изгибе фигуры, в жесте рук видны условность и манерность. «Пейзажный» иррациональный принцип организации пространства в творчестве немецких и нидерландских мастеров, контрастирует с «архитектурной» концепцией пространства в Италии.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того времени их готовность отвергнуть любые искусы их горестные размышления о конечном результате борьбы. Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари.
Лучшие работы Дюрера в этом жанре – «Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Хиеронима Хольцшуэра», «Портрет Эразма Роттердамского». Вершиной немецкого Возрождения было творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528), гравера и живописца инженера и теоретика искусств.
Само полотно небольшое, 117 на 164 см. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Туловище же представляет собой разбитое яйцо с лапами — стволами.
Предметы домашнего обихода, окружающие Марию, здесь не только наполнены символическим значением (умывальник и полотенце предстают здесь как символы чистоты Марии, три створки окна — символ вечной Троицы), но и призваны сблизить происходящее с реальной действительностью. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии. Алтарь вновь украсил церковь Св. Троице" сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в "Диспуте" Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.
О творчестве третьего немецкого художника – Лукаса Кранаха (1472-1553) в Лувре можно судить по картине Венера на фоне пейзажа (1523). Узловатые руки сжимают карандаш, а опущенные глаза следят за возникающими на бумаге строчками. Для него и других «малых голландцев» характерна необычайная виртуозность и тщательное прорисовывание деталей. 1370 – 1426) и Яна ван Эйков (ок. Франция прежде других европейских стран приобщилась к итальянской культуре.
Поворот в ее становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок. События до глубины души потрясли всех современников знаменитого художника. Не связанные сюжетно, эти произведения составили единую образную цепь, в основу которой положена вера. Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории.
Свои картины на темы ада, рая, Страшного Суда искушения святых художник населил легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части разных животных, растений, предметов, а иногда человека. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла.
Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Одна из написанных в последние годы – «Калеки». На боковых створках изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель в центре-богоматерь, Христос и Иоанн (евангелист). Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Мне было 26 лет.
Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты. В картине «Нидерландские пословицы» воссоздана народная мудрость, послужившая основой для сюжета: «Лень – ловушка дьявола», «Ни одна мельница не мелет водой, которая уже утекла», «Каждую селедку следует вешать за собственные жабры». Таковы его полотна «Корабль дураков», «Искушение св. Художник уже немолод.
1440—1494), который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Увеличение поможет оценить точность движений, верность и выразительность рисунка. Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки.
Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Но на рубеже XV-XVI вв. Особый интерес в творчестве Босха вызывает алтарная композиция под названием «Стог сена». Величественный ансамбль был возведен среди обширных лесов Иль-де-Франс излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Bell-Eau). Об этих гравюрах написаны тома исследований.
Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает ощущение стылого холода в Зиме. Лохмотья, украшенные лисьими хвостами, красноречиво говорят об их нищете. Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. Хотя напрямую его существование не отрицается. Неотъемлемо от этой эпохи и творчества Лукаса Кранаха Старшего.
В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах Альбрехт Дюрер воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр«Апокалипсис», 1498), Первоначальное представление о создании гравюр Дюрер получил у своего отца — золотых дел мастера. Лев, пришедший просить подвижника о помощи, немедленно получает ее: св. До сих пор это грандиозное здание является своеобразной визитной карточкой Брюсселя. Морщины, мешки под глазами, -- всё без прикрас натурально изображалось на картине. Образы, созданные Брейгелем, монументальны, значительны и несут в себе социальный пафос.
1400 – 1464), Хуго ван дер Гуса (ок. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. В таких произведениях, как «Самоубийство Саула» (1562), «Пейзаж с бегством в Египет» (1563), «Несение креста» (1564), мастером преодолевается трагизм бессмысленности деятельности людей на земле.
Когда входишь в Галерею Медичи испытываешь почти физическое ощущение шума. Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Весь он в состоянии внутреннего напряжения.
Гольбейн принадлежал к его кругу. Ни одно из его произведений не было датировано. Узкие губы саркастически улыбаются. Поездка в Италию интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела.
Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. В небольшой алтарной картине "Поклонение св. Так, начало сельскохозяйственных работ граничит с пробуждением природы («Сумрачный день»). А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действительностью.
В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями. и закончилось уже в 1530—40-х гг.
Из-за влияния Реформации религиозные картины начали уходить на второй план. Ясная и спокойная красота образов Яна ван Эйка была сродни творчеству итальянских мастеров XV в., хотя он опирался в своем искусстве лишь на множество живых и непосредственных наблюдений натуры, не подкрепленных, как в Италии, целой системой научных знании. Ну, что ж. Это твое дело — изобразить себя так или иначе. Постепенно создается впечатление непрерывно повторяющегося, однонаправленного движения фигур, что усиливает трагическое ощущение и напоминает зрителю о семи кругах ада. А сам человек оказывается здесь духовно мертвым и безжизненным.
Особенно запоминается Портрет Карла I Ван Дейка (1599-1641).
При всем своеобразии Возрождения в Нидерландах, Франции и Германии его развитие было порождено теми же причинами, что и в Италии: ростом городов, производства и торговли. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Как никто другой, умел пристальным взглядом художника всматриваться в лица своих современников ища в них духовную красоту.
Ощущение почти осязаемой реальности достигается путем использования художником красок определенных тонов, являющихся своеобразными символами того или иного времени года: красновато-бурые оттенки земли в сочетании с зелеными тонами, образующими пейзаж на заднем плане «Сумрачного дня» насыщенно-желтый, переходящий в коричневый цвет в композиции «Жатвы» преобладание красного и всех оттенков коричневого в картине «Возвращение стад». Дюрер как теоретик искусства. Не забывают Рубенса и в XVIII (Ватто) и в XIX (Делакруа) веках. Он уже много повидал и многое знает, он одержим своей любимой работой. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны.
Реалистические черты удерживаются дольше всего в портрете, прежде всего в карандашных портретах Франсуа Клуэ (около 1516-1572). 1504 – 1570), положившие начало французской школе Фонтенбло. И он развился в самостоятельное направление. Имеется у картины также другое название «Расплата» В своих живописных и гравюрных работах Лукас Кранах старался не отступать от требований заказчиков картин – знати и богатых бюргеров.
Пожалуй, наибольшее влияние на развитие искусства XV века оказал Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Несмотря на масштабность, пейзаж создает впечатление пустоты, безмолвия и безнадежности. Руки в белых тонких перчатках спокойно сложены на коленях. Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. Он был богат и знаменит. Молитвенно сложив руки, Роллен почтительно опустился на колени.
В центральной части триптиха – волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. На двадцать одном полотне Рубенс должен был прославить ничем не примечательную королеву. Проскальзывают элементы эротики.
В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни.
Мозер. Рембрандту за пятьдесят, но лишения и невзгоды делают его много старше: кожа утратила эластичность, стала дряблой, на лбу собрались морщины. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Они плавают в причудливых водоемах, составляют невиданные, фантастические кавалькады. Та же фантастическая изощренность свойственна, например, рисункам Андреа Мантеньи на античный сюжет («Битва морских божеств»).
В Малых кабинетах можно увидеть Питера де Хоха, Яна Стена, Габриэля Метсю. В изобразительном языке мастера нет дробности, красочной пестроты, линеарной жесткости. Вряд ли мы сможем точно ответить на этот вопрос. Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв. ) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного идей Реформации и гуманизма.
И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. На крайних створках запечатлены Адам и Ева – прародители рода человеческого. Но почему художник дал гравюре такое название. К концептуальным произведениям Босха относится триптих «Сад земных наслаждений». Босх- нидерландский художник 15 века, настоящее имя которого Иеронимус Ван Акен.
Вот таким образом одно из главных направлений борьбы за «царство Божие на земле» – борьба с папством за реформирование церкви. Задачи эти решались, однако, различно, соответственно различному характеру культуры. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку с середины XV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии. До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. В 1520-е гг.
Формальные различия северного и итальянского Возрождения связаны с особенностями трактовки формы, пространства и движения. Картина «Страшный суд» висела в его спальне. В позе – огромная усталость, отрешенность от внешнего мира. Чуть скосив глаза и улыбаясь, цыганка лукавит и подсмеивается над невидимым собеседником.
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде выглядит почти как икона. Оно настолько выразительно, что сразу же приковывает к себе внимание. Образы Марии Магдалины и неизвестной – свидетельство великолепного портретного мастерства. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи. Возможно, что к ним примкнули и беднейшие слои населения, нищие и калеки.
Отдельные фрагменты оказались даже вывезенными из Нидерландов в другие страны мира. Этот термин достаточно условен. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Что именно возрождал этот период. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Его острый профиль вырисовывается на фоне ковра.
К каким берегам должен пристать. Художественное повествование развивается в трех планах. 1465—1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок. Полотна Артсена отличаются большой достоверностью, хотя художник стремится представить образы крестьян монументальными и величественными («Крестьяне на рынке», 1550-е «Крестьяне у очага», 1556 «Танец среди яиц», 1557). «Садом наслаждений» написан в 1503-1504 годах.
Очень скоро реалистичное изображение людей и событий становится ведущим направлением в искусстве Брейгеля.
Это искусство меньше знакомо с античностью, более архаично по своей форме. Авиньон, являвшийся в XIV веке местом пребывания пап, был одним из очагов художественной жизни южной Франции. В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю».
Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам.
Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера. С чем же связано появление народной темы в творчестве художника.
Его творчество считают началом сюрреализма извлекающего свои образы из глубин подсознания. К достижениям нидерландских живописцев следует отнести и усовершенствование масляных красок.
1498-1510) и две серии "Малых страстей" (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. Осень, Охотники на снегу. К сожалению, не сохранилось даже намеков на то, как сам автор объяснял свой замысел. Более гармоничен образ Марии, но и в нем чувствуется печаль. Его глаза обращены на зрителя.
1502-05, ксилографии). Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания. Вокруг реальных людей кишат мифические существа.
Среди них экзотические слон и жираф ибис и серая утка, саламандра и тюлень. Здесь появляется абсолютно новая для Брейгеля идея самоценности человеческой жизни. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным.
Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности. Став независимой, Испания к началу XVI столетия завоевала Новый Свет, часть Италии и Нидерланды и за сто лет превратилась в богатейшее государство. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. Крупнейший среди них – миниатюрист и портретист Жан Фуке (около 1420-около 1480).
Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». «Знаток» искусства слеп духовно, но богат. Эта картина Босха должна была встревожить, напугать дураков. сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке и вселенной. Хотя полотно посвящено античному мифу, о гибели Икара почти ничто не напоминает. Общую композицию венчает сидящий на облаке и молитвенно воздевший руки к небу маленький Иисус. В рисунке «Художник и знаток» художник держит в руке кисть, а знаток – кошелек с деньгами.
Живописные портреты мастера более парадны, декоративны, так как особое внимание уделяется передаче роскошного костюма и драгоценностей (Портрет королевы Елизаветы Австрийской, 1571). Вазари полагал, что дух античности, мудрость греческих философов и древнеримскую культуру. На эту тему Дюрер создает иллюстрацию, отличающуюся нарядностью и занимательностью. Процессы становления новой этики, новой системы взглядов на роль в обществе, новых представлений о свободе и ответственности человека были связаны с борьбой за реформу церкви и оказывали решающее воздействие на художественное развитие. Лучшие картины Брейгеля из жизни крестьян – «Жатва», «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Охотники на снегу».
Это, прежде всего братья Лимбурги и скульптор К. Слютер. 1507, Прадо). Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи. Интересен здесь и пейзаж. Художник очень наблюдателен, остро подмечая индивидуальные жесты, мимику грубоватых физиономий он видит и то, что чувства крестьян примитивны, оставаясь на уровне животного инстинкта и это тревожит мастера как свидетельство греховного несовершенства человеческой натуры.
Сюжеты этих произведений характерны для искусства Фландрии XV-XVI вв. Когда правителем стал герцог Альба, в стране установился режим кровавого террора.
Может быть, в этих словах ключ к пониманию гравюры. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис».
В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Спустя некоторое время портрет невесты был готов.
Поздние работы Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии "Арка Максимилиана I" (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием "Немезида" (начало 1500-х гг. ). Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. И когда мастер заявлял: Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа. Работы Артсена и Бейкелара были высоко оценены их последователями.
Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Человек на картинах больше не идеализировался. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги имест, где формы едва обозначены тонкими линиями так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера распространилась повсей Европе.
Вялые исполненные манерности фигуры облачаются художником в аристократические костюмы. И только в 20 столетии они вернулись на свою родину, где были собраны. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери Апокалипсис, Большие страсти. Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Георгий.
Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь – полиптих (т. е. Оседлав грифонов, пантер и оленей, они скрываются под кожурой огромных плодов. Человеческие фигуры не противопоставлены пейзажу, они гармонично вписаны в композицию.
На левой створке в центре изображен сам автор, слегка иронично смотрящий на нас. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых готизированных формах. Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремесел. На этом портрете мы видим художника в самом расцвете творческих сил. Кроме того, в «Мадонне каноника ван дер Пале» главным персонажем является вовсе не Мадонна, а сам заказчик картины. Мадонна и канцлер находятся в лоджии, отделенные от окружающего стройной колоннадой. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Художника интересуют и портреты людей и окружающая их обстановка.
Масштабное соотношение между форматом произведения и фигурами редко находится в гармоничном равновесии: почти всегда обилие мелких и тесно скомпонованных фигур исключает как возможность слишком заметной пространственной паузы, так и цельного восприятия общей композиции. Повседневная жизнь простолюдинов заняла на его картинах главное место. Как же работал художник.
Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. Такие ли мы, как во времена Босха. Это когда обожествляется всё, что граничит с природой. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Угловые выступы и башни, фронтоны и карнизы, затейливое обрамление окон, многоцветие стен – все придавало домам парадный и привлекательный вид.
Северные художники не стремились идеализировать изображаемое (Это очень ярко выражено в портретах Яна ван Эйка, Робера Кампена и других). По преданию, Хольбейн писал Христа с утопленника. Выведенные на полотно образы (в том числе и библейские) призваны были теперь не только олицетворять общечеловеческие понятия, но и символизировать конкретное общественное мироустройство.
В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем). Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). Ниже по скату – лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство). Размашистая кисть передает подвижность, мгновенность выражения лица. Поездка в Италию интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Каждая фигура выписана мастером с большим вниманием и точностью.
Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Несколько манерный жест рук, дробность рисунка говорят о непреодоленном еще влиянии готических традиций, но голова и шея вылеплены уверенно и свободно, рукою зрелого мастера. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Самым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден (ок. Именно так можно охарактеризовать полотно, получившее название «Иоанн на Патмосе».
Он совершенно уверен, что дело художника – угождать и писать по указке таких, как он. Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Она лежит в своей первозданной красоте внутри прозрачной космической сферы.
Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. Перед зрителем разворачивается аллегорическая картина человеческой жизни.
Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Одна из «благочестивых» женщин с кувшином в руках требует наполнить его вином.
(Л. музей и галереи Каподимонте). Юг Европы будет задет процессами реформации в значительно меньшей степени. Своеобразной индивидуальностью было также отмечено творчество главы дунайской школы живописи Альбрехта Альтдорфера (1480-1538). Часть крыши лишена черепицы – «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»). Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер). Перед зрителем человек пресыщенный, незначительный, трусливый. В центре — повозка с сеном, вокруг которой среди подлинного пейзажа разворачивается условная жизнь. Старая фламандская пословица гласит: «Мир — стог сена и каждый берет из него то, что удается ухватить». Воплощая эту пословицу, Босх рисует весь круговорот жизни от рождения до смерти.
Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Альбрехт Дюрер». В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака (считается, что он был заказан Екатериной Брабантской в память мужа Жана Брака).
Одной из его лучших работ является новаторски написанное Распятие». Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Неподалеку на земле лежит деревянный шар. Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве. А вот в Северных Странах главным вопросом стала любовь к ближнему своему. Этот термин достаточно условен. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
«Турнский рыцарь» – плод творчества шевалье де Ла Тур Ландри – является книгой назидательных повестей для женщин, разошедшейся в Германии с особой быстротой. На крыльях мыши надпись: Меланхолия I (. ) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. И, посмотрев на его лицо, можно сразу представить, о чем хочет он поведать людям. Однако не все части произведения удалось сохранить. Дюрер сопроводил портрет надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, писал себя так вечными красками. » Несомненно, этому портрету он придавал особое значение.
В их лицах чувствуется нежность, лиризм. слайд "Битва Александра Македонского при Иссе" 1529г. ), В. Хубера и др. С этого движения, разгоревшегося в 1566 г. и началась революция в Нидерландах. Главной их особенностью является то, что художник отражает реальную обстановку, сложившуюся в годы испанской инквизиции в Нидерландах.
Третья гравюра — «Меланхолия». Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди).
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Тем не менее его лучшие работы, написанные в начале XVI в., остаются образцом возрожденческой художественной культуры. Во-первых, Франц Хальс (1580/85-1666). Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман исполнена Кермесса (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века.
В XVII веке французские короли заказывают картины Рубенсу. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. Все действующие лица живут напряженной внутренней жизнью. Именно из-за этого беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия. Троице" (1511, Музей истории искусств, Вена). На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат.
За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям их быту и повседневной жизни. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. В некоторых запечатлена повседневная жизнь простых людей города Гента.
Вероятнее всего, Хольбейн писал эту картину в Лондоне, где послам предстояла нелегкая миссия – защитить интересы Французского государства и предотвратить наметившийся разрыв Англии с римской церковью. К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 «Св. Жизнь человека находится в совершенной гармонии с окружающей природой.
Чувствовал. По морю житейской суеты без руля и без ветрил плывет корабль. На замену пришел бытовой жанр, пейзажи и портреты.
Пять фигур занимают всю поверхность деревянной доски. Главные герои показаны здесь как часть целого, они не имеют самостоятельного значения. Его мадонны и другие библейские героине – явные горожанки и современницы художника. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь.
Женщина в кружевном чепце, скорее всего кухарка в богатом доме, выбирает овощи к обеду. Антония», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов», «Осмеяние Христа».
1390 – 1441) – основоположников нидерландской школы живописи. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Тогда в чем же урок.
Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Св. Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Бавона в Брюгге. художник работает над грандиозными композициями иллюстрирующими Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Живопись 1494-1514 г. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию.
Он моделирует пропорциональный эталон, подсказанный античностью, например, в своей гравюре «Адам и Ева». Смелость художественных приемов сочеталась в гравюрах Дюрера с богатством содержания.
Между окон, которые первоначально освещали галерею с двух сторон, были размещены фрески на мифологические и аллегорические сюжеты, прославляющие добродетели короля. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей "Праздник четок" (1506, Национальная галерея, Прага) и "Поклонение св. Два берега широкой реки соединяет мост, по которому шествуют пешеходы и проезжают всадники.
Матис Нитхард известный также под именем Грюневальд (1470-75 – 1528), поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью изобретательной композицией. Донат, его указывающим жестом представляет собравшимся св. В Лувре находится один из поздних автопортретов мастера (1660). Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов ("Эразм Роттердамский", уголь, 1520, Лувр "Лука Лейденский", серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль "Агнес Дюрер", металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). При этом Дюрер в своем творчестве с наибольшей полнотой выразил особенности именно немецкого Возрождения, отличного от искусства не только Италии, но и Нидерландов: в его творчестве рациональное и классическое неотделимо от готической экспрессивности и одухотворенности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью.
Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Таким был «корабль дураков», таков он и сейчас. Босх предупреждает: держитесь от таких персонажей подальше. Вместе с тем, гравюра Дюрера, обладая воздушной перспективой и реалистической конкретикой, непостижимым образом остается «орнаментальной» композицией, в полном соответствии с северной художественной эстетикой. Каково их назначение.
Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трех главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки. Х. Мульчер, К. Виц).
Талант художника не может быть статичным. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) – небесные сферы, населенные небожителями и земля с се далями, лесами, долинами и горами. Главный труд Грюневальда – «Изенгеймский алтарь». С традициями искусства Рогира ван дер Вейдена связано творчество Квентина Массейса (1466-1530).
Несмотря на то что ее интерпретация оставляет большой простор для воображения, следует признать правомерной одну из существующих версий. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Создавая картины «Адам» и «Ева», он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос.
Виртуозная живописная техника, сочетания цветов делают изображение вполне правдоподобным. 1525—1569). Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В центре страны таким очагом был город Тур, в котором работали художники луарской долины.
По сравнению с итальянским, Северное Возрождение запоздало где-то на сотню лет. То была копия именно «Мертвого Христа». Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. Они не составляют единого целого их облик – это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». Возможно, что в таком построении композиции проявилось знакомство с итальянской школой (Рогир ван дер Вейден ездил в Италию).
Высокая крыша с несколькими этажами – признак богатства и достатка владельца дома. По контрасту с этой светлой сценой написано «Распятие», мрачное и натуралистичное.
Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. В настоящее время их можно увидеть в Галерее Медичи.
Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Честолюбивый художник был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения. Некоторые персонажи представляют реально существовавших людей. Такой образ мог родиться только у художника, остро чувствовавшего движение, динамику окружающего.
Этот значек он ставил на свои картины. На коленях Марии сидит худенький серьезный младенец. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. Возрождение или Ренессанс (фр.
Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, по линии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематического научного изучения. Не в нем ли ключ к пониманию этой, согласитесь, довольно странной картины.
Таков Христос в Эмманусе (1648). Немецкие портретисты к красоте были равнодушны. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Вермеер сводит к минимуму предметы обстановки, каждый из них (столик, подушка, коклюшки) несет отпечаток трудолюбивых рук, подчиняется человеку. Их движение совпадает с динамикой природных сил. Что такое меланхолия. Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании.
Но в Лувре есть картина Хальса, мимо которой невозможно пройти, - это Цыганка (около 1630). Разумный человек отходил от нее в глубоком раздумье об истинных ценностях жизни. Все изображенное художником символизирует греховность человеческой жизни.
Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. 6: 7-8). В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Этот ряд замыкают фигуры прародителей рода человеческого — Адама и Евы.
Иероним. Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. Но как по-новому они представлены в этом произведении. Время написания картины «Крестьянский танец» совпадает со временем подавления народного восстания, получившего название «иконоборчество» (восставшие, возглавляемые кальвинистами, уничтожали иконы и скульптуры в католических храмах).
Однако окружающие центральную группу фигуры более человечны, просты. С 1427 по 1429 г. ван Эйк путешествует по Пиренейскому полуострову.
После Цыганки всегда останавливаешься перед Кружевницей Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675). Лукас Кранах был сторонником Реформации, дружил с Лютером (некоторое время Лютер скрывался в одном из домов Кранаха). Кранах иллюстрировал протестантсткие памфлеты, неоднократно писал портреты Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.
За столом Христос и трое учеников. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. Лишь внимательно приглядевшись, можно увидеть ногу упавшего в море героя. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Те же образы представлены и в картине «Несение креста», колорит которой составлен из бледных и холодных оттенков. Через пять лет он пишет еще один автопортрет. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Брейгелю принадлежит немало картин на евангельские сюжеты. Справа на темной стене надпись: «Это я писал с самого себя.
Он призвал на помощь свою богатейшую фантазию и рядом с Марией Медичи, Генрихом IV и Людовиком XIII появились Юпитер и Юнона, Аполлон и Меркурий, аллегории Процветания и Изобилия, Времени и Франции. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или темном фоне. После приезда из Венеции Дюрер пробует свои силы в гравюре по металлу. Начальный этап развития национальной живописи связан с прибытием в Лондон в 1526 году великого немецкого портретиста Гольбейна Младшего, приглашенного королем Генрихом VII. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе – большом диптихе "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Достоевского: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. »В романе «Идиот»в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила.
Наиболее полно это отразилось в алтарной композиции, названной «Сад наслаждений», где без прикрас показаны грехи человеческие. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Весна, Возвращение стад.
Дюрер отправляется в Базель, где ему удалось принять участие в иллюстрировании Писем св. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. К ним обращены лица Богоматери и Иоанна Крестителя.
Следующий этап развития его творчества ознаменовала портретная работа, получившая название «Человек в красном тюрбане» (1433). Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». Именно так в западных странах появилось такое явление, как пейзаж. Изменившиеся вкусы общества привели к расцвету бытового жанра живописи. Видимо, не по душе были Босху его время и нравы общества.
Образ короля поражает правдивостью и беспощадностью характеристики. Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ). Мадонна канцлера Роллена Яна ван Эйка, Меняла с женой Квентина Массейса вошли в состав луврской коллекции в XIX веке, Автопортрет Дюрера, триптих Рогира ван дер Вейдена – в XX веке.
Вернее, у персонажа — лицо автора. Однако только это и отличает его от других. Почти все полотна этих лет – шедевры.
Второй жанр, который породило Северное Возрождение, это бытовые сценки. До конца XVIII века они находились в Люксембургском дворце, а в начале XIX века были переданы в Лувр. Введение пространственной и содержательной конкретики (чудовище похищает обитательницу рыцарского замка) сообщает фантастическому рассказу особую почти сюрреалистическую остроту.
музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо. Сверху украдкой взирает на мужчин женщина, на голове у которой яблоко – запретный плод, символ искусительницы Евы. Техника масляной живописи нидерландских художников распространилась по Европе.
В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. В этой части картины человек неразрывно связан с городским пейзажем. Именно на этом положении было основано учение пантеистов. Здесь очень много иносказаний: на переднем плане – рыба, символ распутства.
В «Поклонении волхвов» одну из главных ролей играет пейзаж. Три основные фигуры гармонично соотнесены с форматом изображения. Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шелковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел.
Страна находилась под властью Габсбургов, которые ее беззастенчиво грабили. Renaissance итал. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Трагические нотки усилены за счет использования автором светлых холодных красок. К северу от Альп на территории Западной и Центральной Европы долгое время в культуре царит готика, достигшая своего наивысшего расцвета в XIV веке («Пламенеющая Готика»). Именно такой и была жизнь великого нидерландского художника Питера Брейгеля. Янса (ок.
Пантеизм стал настоящей основой для такого направления, как Северное Возрождение.
Его считают одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Искусство Босха всегда притягивало искусствоведов и зрителей. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Адам напоминает Аполлона Бельведерского, Ева – Венеру. Человек в произведениях нидерландских мастеров не стал центром вселенной, как это было у художников итальянского Возрождения. Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра.
Его мастерская была первой хорошо организованной школой, откуда вышли ученики, превратившие стиль учителя в своего рода эталон. Иеронима изданных в 1490-е годы Николаусом Кесслером. В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера.
В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Увидено в жизни, а потом переосмыслено фантазией художника.
Но вернемся в Малые кабинеты, в те из них, которые выходят не на Сену, а в сад Тюильри. Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. В одном из трактатов Дюрер приводил такое изречение: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух».
Вместо пейзажа весь задний план занят золотым фоном. Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Представляет интерес трактовка библейского сюжета в картине «Вавилонская башня», в которой дан наглядный урок людской глупости, гордыне и греховной самонадеянности. В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. Итальянский Ренессанс ставил в качестве идеала настоящего героического человека.
В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика ("Автопортрет", 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Особенно запоминается лицо неизвестного слева, по-видимому, заказчика.
Все деревья и мелкие растения выписаны мастером с необычайной точностью. Большинство картин имеет ярко выраженный аллегорический смысл. Цикл Брейгеля посвящен состояниям природы в разное время года.
На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы. XVI век во Франции до гугенотских войн (1562-1594) – время укрепления королевской власти. Иероним в келье" (1514), "Меланхолия" (1514), образующие своеобразный триптих.
Здание ратуши четко разделено на три этажа. Философско-языческие античные учения стали основой для гуманизма в Италии. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Именно к нему обращаются Мария и св.
Отличительной особенностью этих образов является их слияние с миром природы. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике. В портретах заказчиков-донаторов скрупулезная точность следования натуре сочетается у художника с остротой характеристики индивида. Проблема их размещения в более компактном пространстве решается за счет искажения пропорций или искусно замаскированного фрагментирования.
Люди и природа здесь как бы меняются местами. Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669). По берегам широкой извивающейся реки разбросаны дома горожан и церкви.
И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр. 1435/1440 – 1482), Ханса Мемлинга (1433 – 1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок. 1480—ок. Хвалебные песни Троице поют ангелы.
Никакого действия. Так, представленные здесь сцены пахоты и прибрежный пейзаж служат символами размеренности человеческой жизни и величественности мира природы. Но как изменился здесь художник. Лица всех героев имеют одинаковое выражение. Это усугубляется введением в принципиально нереалистическую художественную систему натуралистических деталей (современная модная прическа северной «нимфы», «натуральные» плавники и чешуя чудовища).
Шут, уединившись от шумной компании, пьет в одиночку, предаваясь пагубным размышлениям. Нидерландское искусство уже в XV веке опережало искусство соседних европейских стран.
В картине «Крестьянский праздник» (1550) натюрморт играет второстепенную роль, а в «Мясной лавке» (1551) предметы вытеснили человека на задний план. Иоанна и члене религиозного Братства Богородицы. Среди них были топко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков». Дюрер как теоретик искусства.
Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Композиция «Морское чудовище» интересна объединением северных и итальянских изобразительных приемов. Так, один из украденных в 1934 г. фрагментов оригинала был заменен хорошей копией. Появившиеся в 1566 г. полотна «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» ознаменовали новый этап развития не только творчества художника, но и искусства Нидерландов в целом.
Возможно, меланхолическое настроение должно восприниматься как неизбежная расплата за напряженную творческую работу. Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Живописцу Яну ваи Эику безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе. Куда держит он путь.
Великий гравер, художник и рисовальщик в своем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Все здесь перемешано, перепутано и искажено самым невероятным образом, но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры.
В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. Довольно долго Фуке приписывали и Портрет мужчины со стаканом вина (около 1455). На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Позади калек, на втором плане, видна женщина в черном плаще с тарелкой в руках. Передний план композиции занимает изображение пятерых безногих калек. «Шедевры искусства Северного Возрождения» «Фонтенбло – замок французских королей» «Художественные достижения нидерландских и немецких живописцев» «Ян ван Эйк – основоположник нидерландской школы живописи» «Гентский алтарь – подлинный шедевр мирового искусства» «В мире художественных фантасмагорий Босха», «Творчество Босха: фарсовый гротеск или книга великой мудрости и искусства. » «Творчество Босха и сюрреализм С. Дали» «Комическое и трагическое в творчестве Брейгеля» «Можно ли утверждать, что в творчестве Брейгеля преломляются различные стилевые направления: поздняя готика, Ренессанс и маньеризм. » «Мир природы и человека в произведениях Брейгеля» «Карнавализация» народной жизни в творчестве Брейгеля» «Дюрер – художник, достойный бессмертия» «Искусство портрета в творчестве Дюрера» «Мастерство Альбрехта Дюрера – гравера».
Изображения ими библейских и евангельских сюжетов отличает особый динамизм и экспрессия. Очень большая по размерам, она занимает одну из сторон главной площади города. Пьета из Авиньона, написанная неизвестным художником примерно через двадцать лет после Мадонны канцлера Роллена Яна ван Эйка, поражает своей условностью. Портреты эпохи Возрождения кажутся рядом с Цыганкой статичными по композиции и характеру.
Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. После падения Наполеона многие из них вернулись в Германию. Потому возникла основа другого рода для дальнейшего развития этого направления. Пейзаж за ними – просто фон. Зеленовато-лиловый плащ изящно подхвачен витым шнуром, а из-под двухцветной шапочки на плечи красиво спадают длинные золотистые волосы.
Ему принадлежит приоритет в формировании жанра пейзажа.
Две женщины, пожилая и молодая, похожи друг на друга. Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В каждой из европейских стран Возрождение имело свои особенности.
Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери «Апокалипсис», «Большие страсти». А может быть, все именно так и было. Античное наследие никогда не имело такого значения, как в Италии. Художник видит мир духовным зрением, но он беден. Человек на картинах больше не идеализировался.
Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности. Крупнейший мастер бытовых сцен – Питер Брейгель-старший, называемый также «Мужицким» из-за того, что он любил изображать сценки из крестьянской жизни. На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса.
Но и здесь новое пробивалось на поверхность. Таков был ван Эйк. Как всегда у ван Эйка, обстановка (в данном случае пейзаж), окружающая героев играет важную роль в раскрытии их характеров, даже несмотря на то, что персонажи интерьер и пейзаж не составляют здесь целостного единства.
Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашенные к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494 – 1540) и Франческо Приматиччо (ок. Портрет Карла VII говорит о Фуке как о реалисте. И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник.
Великий Босх видел его в причудливом смешении живых и неживых предметов. Потому необходимо изображать каждое проявление природы. Логическим завершением цикла стала картина «Корабль дураков».
Лицо, оживленное подвижными прозрачными тенями, кажется светоносным. Пронизанный средневековыми страхами босховский мир не оставляет никого равнодушным. Одни, как Германия и Нидерланды, дали миру великих художников Дюрера и Брейгеля, вклад других (Франции, Англии) в историю изобразительного искусства был менее значителен, чем в историю литературы (Рабле и Шекспир). Эту работу Хольбейна замечательно комментируют слова Ф. М. Частичка Бога есть в каждой частичке Мира.
Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки, современницы художника. В XVI в. работал один из талантливых нидерландских художников Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 – 1569), которого прозвали Мужицким. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. Отец Кранаха был посредственным живописцем.
Вслед за Яном ван Эйком выступила целая плеяда выдающихся нидерландских мастеров. Работа необычайно динамична. Сын отправился в путешествие, так скитался до 30 лет, пока не приехал в Виттенберг Прибыв в 1504 году невесть откуда в просвещенный университетский город Виттенберг, безродный художник очень скоро получил от правящего курфюрста Фридриха Мудрого право на дворянскую грамоту с собственным гербом в виде крылатого дракона. Что касается фламандского искусства, то интерес к нему пробудился значительно раньше. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым, сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место.
Портрет Карла I убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк.
Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Вероники почти не отличает героиню от других персонажей. За несколько лет до своей ранней смерти Брейгель преподал глубокий урок «знатокам» искусства, своим современникам и зрителям будущего. По крайней мере, проблемы во многом подобны. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д. ). В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос».
Даже светлый лик св. Она быстро направляется к правому углу картины. Картины Рубенса пользовались большой популярностью уже в XVII веке.
Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт. В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма.
Там он находил для себя отдых и отраду. Оно задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Бавона. Ренессансный «гуманизм» — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах.
В самых знаменитых гравюрах, выполненных на меди («Дьявол, смерть и рыцарь», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия»), Дюрер обратился к вечным темам искусства: радости бытия и неизбежности смерти, творческим поискам и преданности христианской вере, одиночеству и грусти человека. Вермеер пишет удивительно бережно, любуясь каждым пятном чистой краски играющей на свету. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Сюжеты ею картин демонстрировали отрицательные явления жизни. «Страшный суд» тревожит душу В разные времена люди представляли себе зло по-разному.
Его портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Где закончится его бесконечное странствие. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), "Поклонение волхвов" (ок. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века.
За повозкой следуют папа и император, замыкают колонну люди из простонародья.
Именно таким Карл VII вошел в историю. Пунктирная штриховка, дополняющая первый технический прием, сообщает разнообразие фактуре.
Задний план замыкают глухие и высокие стены двух кирпичных зданий. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, "божественной одержимости" гения). По свежести восприятия, по умению придать характер импровизации законченному произведению она не имеет себе равных в XVII веке. Значительным произведением последнего периода творчества художника стала картина «Крестьянский танец», созданная Брейгелем в 1567 г. Сюжетную основу полотна составляют танцующие крестьяне изображенные мастером в увеличенном масштабе. В гравюреЧетыре всадника Апокалипсисакони летят над телами упавших людей. 1400—1464).
Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею». В Лувре находится превосходная жанровая картина Массейса Меняла с женой (1514). Однако это единственное, в чем еще теплится жизнь и заключено какое-то значение. Все это расцвело на территории Италии после «темных веков» – так историк окрестил период Средневековья.
Высокая одухотворенность отличает каждое лицо. Среди них – знаменитое «Распятие».
Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). В 1625 году этот заказ был выполнен и холсты прибыли во Францию. Бургундский герцог Филипп Красивый называл работы Босха «картинками для рассматривания». В начале XIX века Лувр обладал пятнадцатью картинами второго великого художника немецкого Возрождения – Ганса Гольбейна (1497-1543). Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию».
Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени – Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи ("Портрет молодого человека", 1521, Картинная галерея, Дрезден "Мужской портрет", 1524, Прадо "Иероним Хольцшуэр", 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем и др. ).
Ее развитие шло своеобразными путями. В 1495–1500 гг. Произведением, завершившим период становления творческого метода ван Эйка, принято считать алтарную композицию «Мадонна каноника ван дер Пале», созданную в 1436 г. Отличительной чертой образов становится их монументальность. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV века.
.