Непонятно, как такие полные поэзии картины, с убедительностью рисующие нам незатейливые, но трогательные путевые впечатления художников в милой Италии, могли долгое время служить каким-то примером маньеризма, скуки и холода в критиках фанатических сторонников национального голландского пейзажа.
Для Ван Тила ответ положителен. Последний удар рока — смерть Титуса в 1668 году. Самые странные из этих произведений — подписанная картина Река Mac (В наст. В этом происходило учение художников.
Даная прекраснейшая картина Рембрандта и это прекраснейшая картина в Эрмитаже. Ему — 58 лет. В Миревельте мы найдем черты сходства с Поурбусами, с Мором, с Горциусом. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. Однако идентифицировать персонаж на этом полотне до сих пор не удалось.
Это целая поэма. Впрочем, одна отрасль была безусловно нужной — это портрет. Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. — 1693. ) и, наконец, уроженец Франкфурта-на-Майне Иоганнес Лингельбах (1623 — 1676), самый верный последователь Лаара, с которым его часто смешивают. Голландия и Фландрия XV – XVII вв.
Быть может именно этот портрет доставил ему через год еще более почетный заказ — увековечить празднество Вестфальского мира ведь встречается же среди действующих лиц на последней картине тот же неуклюжий господин Блау. Воуверман самый, быть может, техничный из голландцев. Связь между телом и поверхностью открыли послевоенные художники, которые развили искусство перфоманса до невиданного прежде уровня.
Лучше других простой женский портрет, носящий поддельную подпись Рембрандта и мрачный портрет молодого человека (также с фальшивой подписью учителя). Но это черты расовые, а не классовые. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Инв. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде. Кроме Гендрике и Титуса чаще всего в его произведениях мы видим людей интимного круга: девочку, служившую, вероятно, в доме подручной, брата художника, невестки, матери Гендрике и, наконец, почтенных евреев, с которыми он в это время сблизился еще больше, живя среди иудейского квартала. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повседневными делами. Меняетсяобразныйстрой картин. С возникновением группы мы познакомились уже в творчестве эльсгеймеристов.
Ян Брейгель Старший писал в разных жанрах — пейзажи, натюрморты (преимущественно цветы и животные), мелкофигурные картины на библейские, мифологические и аллегорические темы. Но тон Нэра, какой-то безутешный, пессимистический, унылый иногда даже трагический, целиком принадлежит ему. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Лишь глубокие переживания личного характера могли подсказывать Рембрандту такую убедительность при такой смелой простоте. Абсолютно прекрасен пейзаж с сенокосом слева. Но слабости в них нет. Еще одна капитальная картина в Эрмитаже относится некоторыми исследователями к той же эпохе Саскии.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. По темпераменту он приближается к таким художникам, как Халс, Гойен, Рембрандт, Стэн и напротив того, он мало имеет общего с их антиподами Терборхом, Доу, Поттером.
Однако и странность эта лишь кажущаяся. Тони Ван Тил получил высшее образование по специальности «Изобразительное искусство» в Св.
На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Все, что случилось с ним, должно было случиться по каким-то верховным законам. В их однообразии есть что-то даже фотографическое. Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года.
Портрет чьей-то невесты (с протянутой вперед для кольца рукой) Эглона ван дер Нэра помечен 1691 годом. Картина эта относится к концу 1640-х годов. Он представитель динамического начала голландской народной души. Четыре художника носят фамилию Мирис. Один из них – «Скульптуры в Твиттере».
Представленная картина — один из образцов его пейзажной живописи.
Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта. » (Е. И. Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 — 1667), которого пытались охарактеризовать как буржуазного Терборха, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Венне достигает иногда удивительной тонкости (Празднество мира в Лувре) и тогда его хочется причислить к первым величинам голландской живописи.
Он еще лучше, нежели Корреджо, понял самую природу света, его законы, его жизнь. Тенирс собрал для правителя художественную коллекцию и стал ее хранителем. — 1672) мы видим также не скромных бюргеров, а аристократическое общество: дам в шелках, газе и атласе, кавалеров, причесанных и одетых по моде дня (1660-е).
Полны еще сильного художественного чувства амстердамский художник Якоб в. д. Дус (1623 — 1673), Иог. При этом забывают о том, что не все в Голландии свелось к бюргеру. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде Постоялый двор. Ее первые выставки датируются еще началом 1990-х. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля.
Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней. О красоте Данаи забываешь справиться, так красиво все в целом. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки.
Он прожил короткую жизнь — всего 32 года, умерев от чумы. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Они заполняют все. Около вепря лежит мертвый человек. Один Миревельт уверял, что им написано около 10 000 портретов и если это представляется преувеличением, то во всяком случае он был главным портретистом первого поколения освобожденных голландцев.
В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Солнце скрылось за густыми слоями холодных туч. Юсте – учебном заведении, расположенном в маленьком южном городке Бреда, в 2007 году. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. Луна Нэра всегда выходит из обложивших восток туч, она едва возвышается над башнями Дордрехта, над блеклой поверхностью Мас, в которой ее отражение тянется тоскливой полосой.
Поколение Адриана ван де Вельде — художники, родившиеся с 1635 по 1640 год и начавшие, следовательно, работать к концу 1650-х или в начале 1660-х годов, в эпоху уже полного расцвета французской моды, но еще и во время доживания традиций национальной техники, поколение это дало в сыне фламандского пейзажиста Гилиса де Гондекутера, Мельхиора (1636 — 1695), лучшего изобразителя одушевленного животного мира в голландской живописи и, кроме того, нескольких специалистов по охотничьим трофеям, вроде А. Д. Гондиюса (1638. Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. Очень близок к Болю по характеру своего творчества Гербрандт ван ден Экгоут (1621 — 1674), также насиловавший свое воображение, чтобы приблизиться к Рембрандту и также разменявший великое искусство своего учителя. Михель Янсон Миревельт (1567 — 1647) открывает собой ряд типичных голландских портретистов. Однако Кейп был в то же время и хорошим портретистом и первоклассным знатоком животных.
Что это — Ливорно, Генуя, Анкона. в 1571). Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Картины Гоббемы отличаются простотой, натуральностью и тщательностью исполнения.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. В картинеЛунная ночь над морем он ближе подходит к сумрачной поэзии Нэра. Младшему брату Франса — Дирку (1591 — 1656) обыкновенно приписывают основание голландского жанра и действительно, его специальностью были костюмные картины, на которых изображены пирушки и прочие развлечения высшего общества или военной молодежи.
Гравирование крепкой водкой расстроило здоровье испортило глаза. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Вообще же он восхитительный мастер и — явление редчайшее — не уступает своему образцу. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.
Художники эти оказали немаловажную услугу развитию световых эффектов на родине и в Италии. Эрмитаж обладает пятью картинами мастера и кроме того на двух картинах (Птичий двор и Пейзаж с домашними птицами) обычного сотрудника мастера, специалиста по куриному царству Дирка Вейнтрака (1625. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт. На единственном в Эрмитаже портрете Абрагама Темпеля (1622.
Из них Дюсарт бывал самым близким подражателем своего учителя (красивая) картина Ферма 1681 года но абсолютно манерен Странствующий музыкант). Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. Картин не так много, но для характеристики стиля достаточно.
Сам Мушерон бывает часто очень декоративным (особенно прелестны его рисунки и акварели), а его последователь, Иоганн Глаубер, достигает иногда и подлинной красоты, но Я. ван дер Мэр-младший (1656 — 1705) и Я. де Гейсх (1657 — 1701) впадают в совершенный шаблон и теряют всякую прелесть. Поразительно передано таяние воздуха, пропитанность всего радостным светом. Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 — 1674) и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 — 1664). Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Здесь он знакомится с богатой и знатной девушкой, дочерью лейварденского бургомистра Саскией ван Эйленбург и, после некоторого противодействия со стороны ее родных, женится на ней.
Портрет Константейна Нетчера помечен 1689 годом. Две из них изображают любимые художником мотивы Норвегии, куда Эвердинген, как гласит предание, попал случайно испытав кораблекрушение у берегов Скандинавии (около 1640 года). Метсю несвойственно ощущение социальной несправедливости и трагизма жизни.
была настоящей плодородной почвой для живописцев. Впрочем, нужно тут же указать, что у Рембрандта (особенно в его офортах) проглядывает иное отношение к меньшой братии, отношение абсолютно гуманное, достойное времен Милле и это же отношение иногда просвечивает в творчестве Адриана ван Остаде, в тех именно случаях, когда можно проследить решительное влияние великого гения на своего более скромного собрата.
На картине Драка (1637 г. ), абсолютно по рецепту Блоота и Броувера изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.
Первому в Эрмитаже принадлежит картина Внутренность церкви, помеченная 1646 годом, второму, кажется, следует отдать лучшую картину этого рода, ту, которая значится под именем Гоукхеста (В наст. Но все же Дирк не был основателем голландской бытовой живописи, которая (не говоря уже о предтечах в XVI веке) дала в самом начале XVII века, в картинах или в гравюрах, очень полную иллюстрацию нравов своего времени. Аталанта только что пустила свою стрелу копье Мелеагра вонзается в зверя.
Инв. Сейчас мы знаем их как великих голландских художников, великих нидерландских и фламандских художников. Вокруг заколдованная топь, непроходимая трясина.
Течение это продолжается и в XVIII веке, но превращается в ремесленное повторение задов. Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Некоторые его полотна могут вызвать мысли о карикатуре.
Рембрандт считается голландским художником. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Св. Они оба жили в эпоху освобождения Голландии от чужеземного ига и это был Золотой век голландской живописи. Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Эрмитаж обладает семью превосходными картинами А. Кейпа, рисующими его с разных сторон. Лишь Рембрандт роскошен в тоне как любой венецианец или фламандец. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза.
Он приобрел известность в мире современного искусства благодаря своей инсталляции «Дюна» 2006 года. 740 (В наст. Остаются непредставленными лишь его (преимущественно конные) портреты. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Умер Гойен в конце апреля 1656 года. Адриан ван Остаде — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра.
Банальные фигуры Лингельбаха лишь портят настроение. Темным, но не тусклым и не мертвым. Самый тон изложения имеет в картине что-то подлинно патриархальное, древнее и вечное. Но всего не перечтешь.
Рембрандт, при всей своей любви к чистой отвлеченной форме (например, к Рафаэлю), сам к ней не прибегал ни разу. Связывающим звеном между Сафтлевеном и Поттером является Альберт Кейп. Точно неумолимое тысячелетнее проклятие нависло над гигантами. Краски Метсю более ярки, его колористические намерения более определенны.
Однако или благоразумные голландцы воздерживались от искушения перенять манеру, которая едва ли была во вкусе нации или же сам Халс удерживал их от подражания.
Но только Лар отнесся к Караваджо так, как впоследствии Рембрандт отнесся к Гонтгорсту. В произведениях Рубенса на тему охоты можно различить две фазы творчества. — 1692), сына итальянца Я. Б. Вэникса Яна (1640 — 1719) и Я. Вейка (1640 — 1702), а также превосходного специалиста по цветам (к этому времени знаменитое увлечение голландцев цветами достигло высшей степени) Абр. Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Голландия вела очень деятельную торговлю лесом с Норвегией и многие нидерландские купцы имели там свои конторы. Картина эта смущает некоторой своей безжизненностью.
В его легкости есть что-то импровизаторское. Среди них почетное место принадлежит сверстнику Рембрандта, роттердамскому уроженцу Корнелису Сафтлевену (1606 — 1681), одному из самых разносторонних художников голландской школы, находившемуся одно время под влиянием Эльсгеймера и писавшему всевозможные сюжеты, начиная от фантастических сцен, кончая табажиями во вкусе Броувера.
Особняком стоит Возвращение с охоты, тонкий этюд утопающего в золотистом свете дня. Где происходят его сцены — зачастую трудно сказать.
Гораздо приятнее два последних ученика Рембрандта — Николас Мас (1632 — 1693) и А. де Гельдер (1645 — 1727). Вместе с этим художник теряет приток средств. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.
Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Эта художница из Дордрехта использует фотографии как исходный материал для создания скульптур инсталляций, книг и брошюр для раздачи. И однако глаз не устает разглядывать эту сцену — и то любуешься абсолютной жизненностью голов (особенно взглядом и легкой усмешкой кавалера), то переходишь на околичности и восхищаешься передачей костяного ножичка, лимонной корки, складчатых панталон офицера, его чулок, его засаленного башмака, позумента на юбке больной, мягкого сверкания ее палевой кофты. С красками он справлялся с трудом и сейчас впадал в условность. Все по-прежнему сильно, все по-прежнему льется из большой титанической души, все отмечено печатью гения.
Портфели были переполнены рисунками мастеров и драгоценными гравюрами. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
Однако и эта картина заслуживает самого подробного изучения тех, кто пожелал бы проникнуть в жизнь высших сословий первой трети XVII века (она помечена 1621 годом). Уже первые картины юного мастера обращают на него внимание. Величайший пробел в Эрмитаже — это, как мы указали, отсутствие картин Вермера. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний.
Позже, вероятно, написан Иаков, получающий одежду Иосифа. Милая вещица Гагена (замок, выглядывающий из-за деревьев, с эффектной поддельной подписью Hobbema 1663), также не вполне характеризует этого тихого вдумчивого художника. Здесь и колорит Рембрандта заметно теплеет, а живопись становится более яркой и широкой. Помимо разобранных пейзажистов, относившихся с равным вниманием ко всему, что они встречали, — ряд художников специализировались на отдельных отраслях. В том же году умирает Саския и оставляет ему единственного годовалого сына. Им сделаны и большие завоевания в смысле правдивой красочности.
И это, при натяжке, возможно, ввиду огромного количества его учеников и кроме того, часто можно проследить косвенное влияние Рембрандта на художников, стоящих вне его круга. Эта бурая, точно грязью писанная картина носит в себе такую религиозную силу, такой духовный свет, что стоит самых возвышенных, самых лучезарных церковных образов. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Ведь их не могли выручить ни нарядность костюмов, ни известный шик. Лазарев). Так, например, среди пейзажистов были маринисты, художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века.
Она остается замкнутой и таинственной. Изображает эта картина Бегство Клелии из лагеря Порсенны. По словам художницы, она создает порядок в хаосе используя метод цветовой градации.
Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. И вот еще что. Характерной особенностью работ является подчеркнутое восхищение людьми и незнакомцами. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года.
в 1564), Миревельт (род. Впрочем, художники эти не пользуются большим уважением современной критики. К этим первым жанристам (по большей части размещавшим свои фигурки среди тонко разработанных пейзажей) принадлежат Дрохслот, Адриан ван дер Венне, Ян ван дер Вельде, его брат Эзайас, Бейтевег, Аверкамп, Кабель и переселившиеся фламандские пейзажисты Ганс Боль, Конингслоо и Саверей. В. С. Трубецким как изображение Петра Великого в Голландии, тогда как она во всяком случае написана не позже 1650-х годов и скорее в 1640-х. время — Прибытие Вильгельма Оранского в Роттердам) и два отличных морских вида из которых Корабли в ветреную погоду помечен 1624 годом.
Здесь душа его начинает плакать кровавыми слезами, а когда плачет душа гения, то это и страшно и прекрасно. Эта картина имеет более, чем многие другие, характер чего-то редкого, драгоценного. Внутренний вид старой церкви в Делфте).
В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений. Но ни то, ни другое отношение несправедливо. Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» пишет о Тенирсе следующее: «Оргия принимала все более и более фламандский характер.
Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Многие даже называли их «причудливым китчем». Непроизвольно напрашивается сравнение с картиной Питера Брейгеля «Пейзаж с падением Икара» (около 1558, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), написанной за 50 лет до этого произведения.
Естественно они изображены за дружным застольем. Приятнее, мягче в тоне забавная сценка Снисходительная старушка изображающая двух развязных кавалеров, навестивших дом почтенной старушки — матери привлекательных девиц. Про Нэра известно еще, что он сотрудничал иногда с А. Кейпом, который был намного моложе его, что сын Нэра — Эглон, с которым мы уже познакомились выше, пошел абсолютно другой дорогой, в сторону великосветской прециозности и что несчастный художник, после ряда неудачных предприятий, умер в абсолютной нужде в Амстердаме 9 ноября 1677 года.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Из трех остальных картин Дюка две (одна необычайных размеров) изображают подобные же кордегардии, третья — общество куртизанок и кавалеров.
Он лишается облюбованного гнезда, привычной мастерской, всех своих радостей. В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок. Уже раньше существовали корпоративные и бюргерские портреты (вспомним Оостзанена, Бруина, Скореля), но к концу XVI века производство их становится прямо какой-то манией. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Все понуро, все трагично.
В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Сам Лэресс вовсе не плохой мастер.
Его иллюстрации именно не иллюстрации, а нечто особое, параллельное и в его Библии живет тот же всеохватывающий, космический дух, как в Священном Писании. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. В целом голландская живопись лишена страстности, лишена полета. Но только этот интерес не носил временного, локального и национального характера. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Беркгейде же относился к делу шире, свободнее. Вообще фламандцы нарядны их правда всегда расцвеченная, роскошная.
В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам. Оно исключительно историческое.
Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Это одновременно и справедливо и неправильно. Однако его искусство известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к совершенной зрелости. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению. Еще сильнее других оказались Мас и Лэрес, но портреты их отсутствуют в Эрмитаже.
Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Все улыбается, все несколько прикрашено. Освобождение Голландии совпало с моментом торжества натурализма в Италии. Другим аспектом жизни, которая привлекает ее внимание, является цвет.
«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру. Но красочные созвучия на этой картине бесподобны. Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников. Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру.
Важно отметить источники, общие почти всем названным художникам. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. В этих чертах и причина его успеха в XVIII веке. Все предметы чинно расставлены на столе.
Где такой порт. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене.
Зато на просторе, под открытым широким небом вселенная казалась им восхитительным храмом, полным торжественной или умилительной музыки. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. И другая табажия Стэна в Эрмитаже в своем роде настоящий перл.
В Дрезденской галерее хранится девять работ художника. Обыкновенно его принято характеризовать как скучного итальянизирующего маньериста. Абсолютно зато ясным представляется Кейп на картинеЗакат солнца (В наст.
Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой.
Рембрандт покинул Ластмана готовым художником, но первые его картины исполнены в характере учителя (вернее, всей римской школы — в них мы встречаем отражения Гонтгорста, Эльсгеймера и других). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах. Однако картины Виллема Бейтевега станут шагом вперёд в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на офортах Эайаса ван де Вельде. Этот художник и новатор – лауреат нескольких премий. Прекрасная картина последнего изображает любимый мотив художника — дорогу извивающуюся среди холмов (фигуры писаны В. Схеллинксом). Наконец, восхитителен и общий тон глубина тонущей в сумраке комнаты (обыкновенно источник света у Терборха впереди — в противоположность Мирису, Гооху, Вермеру и другим, любившим изображать окна из которых льется свет). К этому времени произошла большая и повсеместная перемена в нравах. Будучи на 13 лет моложе Терборха, он и в своем колорите, сформированном, быть может, под влиянием Рембрандта (в Амстердаме Метсю жил с 1656 года), обнаруживает принадлежность к более позднему поколению.
Третья картина, Утро кавалера, может быть приписана Гооху лишь с большими оговорками. В других источниках указывается количество 600. Но чаще он бывает скучно официален и даже небрежен. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью.
Все это современники Рубенса, но уже между ними и фламандцами разница колоссальная.
При этом картины его верх чистоты отделки все у него гладко, ловко и весело написано, виртуозно смягчено в тоне. Однако недостатки эти с избытком искупаются красотами редчайшего и прямо даже единственного свойства. Не случайно его первая выставка в галерее Ron Mandos в Амстердаме представляла серию из шести фотографий изображавших прекрасно детализированные рисунки шариковой ручкой.
Доу (1613 — 1675) был учеником или, скорее, товарищем Рембрандта в самом начале его карьеры и то, чему он тогда научился, осталось его специальностью на всю жизнь. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Главными отличительными чертами их работ была любовь к окружающему, к природе, способность отображать все просто и правдиво, не руководствуясь штампами. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Тускло солнце пробивается сквозь испарения темно в тенях, но не светло и в просеках. Другой его портрет изображает мальчика в роскошном костюме. Никому так не удавались небеса, как ему. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
В то же время это художники, больше всего разработавшие проблемы света. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Солнечные лучи, рассеянные легкой дымкой, проникли всюду и бросили мягкие нежные тени.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили название "малые голландцы", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за небольших размеров картин. В ее плотных серых тучах, сквозь которые так робко пробился одинокий последний белый луч, в сизом мраке болотного леса слева, в фигурах знатного охотника, которому сдает дичь его пеший товарищ, в оголенном корявом дереве справа — во всем чувствуется осень, что-то унылое, кончающееся. Мейндерт Гоббема — последний из великих голландских художников-пейзажистов XVII века. Именно эти черты творчества с исключительной силой проявились в наиболее сложном и трагическом произведении «Еврейское кладбище».
том 11 коллекции «Великие музеи мира»). Подобными же темами задавался Рембрандт (особенно в первые годы) нередко, а его ученик Доу со своим учеником Схалькеном превратили их в специальность. Хороши итальянские голландцы, но действительно не они создали славу голландского пейзажа (хотя, несомненно, они немало способствовали его развитию).
«Цель моих работ – заставить людей задуматься о будущем», – говорит Рузгаард. Наконец, картина Лошади — один из характерных сюжетов Кейпа. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Все искусство Кейпа носит характер удивительной жизненности. У Рубенса ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Наступает счастливейший период жизни мастера.
Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт. Время его учения у Ластмана в Амстердаме было крайне непродолжительным (он у него пробыл всего 6 месяцев) и, однако, как мы уже указывали, прошло оно не бесследно в творчестве Рембрандта. Первые его картины означают годы учения на натуре. Теперь же оно распространилось в высшем обществе всех стран.
Зато процветают все области реализма: портрет, пейзаж изображение быта, мертвая натура. Совершенными пастиччо под Рембрандта являются Старушка, помеченная 1651 годом, театральный старец ученый (и здесь подпись: Rembrandt F. ) и две знаменитые картины: эффектный, но неприятный и малоубедительный портрет военного (. ) и портрет так называемой принцессы Нассау-Зиген в окне. Здесь Терборх создает свою знаменитую картину Заключение Вестфальского мира и с этих пор, поселившись (после трехлетнего пребывания в Испании) в Девентере, он становится изобразителем светских нравов, наблюдать которые ему было легче, чем кому-либо из художников, так как он сам принадлежал к лучшему обществу. Первый длится приблизительно до 1632 года, до его переселения в Амстердам. Однако нас может интересовать лишь старший в этой семье, Франс Мирис, сверстник Метсю (1635 — 1681), тогда как трое других принадлежат к скучным, ремесленным эпигонам Доу.
Указать точную их зависимость друг от друга трудно. Но в то же время он типичный представитель нового духа своей родины: в его портретах исчезло показное начало. Действительно, его аллегорические и религиозные композиции написаны в круглом, чисто орнаментальном бездушном характере. Из девяти достоверных картин Гейде в Эрмитаже особенно хороши вид в Кельне, в котором с громадным мастерством передан трудный эффект contre jour (солнца, светящего в лицо художнику) и Замок, восхитительная, полная поэзии передача тусклого, теплого осеннего дня. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Мрачная, полная дикого настроения картина Ромейна Скот на пастбище и ряд произведений Лингельбаха, рисующих с занятными подробностями уличную жизнь портовых городов и самого Рима (например, Piazza di Spagna, помеченная 1666 годом), уступают произведениям вожаков направления лишь менее гибкой виртуозностью и менее горячим колоритом. Это цитаты из Библии и другие латинские сентенции. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Картина «У сводни» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. Но живопись Терборха не французская. Не умер вполне в стране и католицизм. Бент (1650 — 1690), лейденский художник, кончивший жизнь в Берлине, А. Бегейн (1637.
Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704). Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Нигде ни намека на утешение, на улыбку.
Старшим представителем живописи церквей в Эрмитаже является Геррит Гоукхест (1600 — 1655), сверстник Гойена, но писавший еще в суховатой манере Стэнвейков и Нэффсов. Традиция, однако, клевещет на бедную Маргариту Гойен, на которой женился в 1649 году Стэн. Итальянцы изображали блудного сына в виде итальянца, фламандцы — в виде фламандца. Но в начале XVII века тенденция переменилась. В Эрмитаже эти голландские маньеристы представлены рядом небольших цветистых, гладко выписанных и совершенно бездушных картинок ученика Терборха Каспара Нетчера (1639 — 1684) и его сына Константейна (1668 — 1721), сына поэтичного пейзажиста Аарта ван дер Нэра — Эглона (1643 — 1703) и А. ван дер Верфа. Глядя на этот круг стволов, на эти корчащиеся ветви, приходят на ум титаны, превращенные богами в пригвожденные к почве растения.
После выпуска молодой художник занимается интересными проектами. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. В этом отношении Лар означает и шаг дальше на пути реализма в сравнении с Караваджо. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
Заметна разница и во всем отношении к делу. Многое в его работах напоминает Гонтгорста, Ластмана. Кто из молодых художников сможет занять место в истории. Миньона (1640 — 1679). Кисть самого Тенирса могла бы дать о ней лишь смутное понятие». Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Этому художнику не было даже суждено кончить свою жизнь на родине он умер в Венеции. Их картины всегда чудесные красочные украшения для стен. Здесь налицо все его излюбленные намерения, здесь и все присущие ему недостатки.
Не будь года — не сказать, что это произведение человека 25 лет, — такая во всем зрелость. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки XVII века. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.
Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. С абсолютной убедительностью передано выражение глаз и полуоткрытого рта, особенно же вялые, пухлые руки этого комнатного человека, проводившего, вероятно, всю свою жизнь в архивах и залах заседаний, за письмом и сверкой. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. В сущности, магия этой картины необъяснима. Странно констатировать в этой картине 1650-х годов какие-то черты романтизма 1830-х годов.
Только что упомянутый гарлемец Филипс Воуверман (1619 — 1668) был на год старше Кейпа и на два года старше Исаака ван Остаде, но его искусство, представленное в Эрмитаже с абсолютной полнотой 53 картинами, скорее говорит об ином времени, об иных вкусах. Надо при этом сказать, что общей чертой табажийных художников была живописность.
В том же характере второй женский портрет Морельсе. Пуленбург (1586 — 1667) представлен в Эрмитаже исчерпывающим образом одиннадцатью произведениями, среди которых имеется его капитальный труд Отдых Св. Гонтгорст и Ластман — его ближайшие предтечи. Исключительной красоты красок, ясных, несколько металлических (зеленых, черных и розовых), картина изображающая веселую компанию офицеров и легкомысленных дам в костюмах 1630-х годов. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино.
Абсолютного великолепия достигли в том же искании света, тепла и особой, полной неги музыкальности четыре художника, принадлежащие к одному поколению и являющиеся наиболее популярными из итальянских голландцев: гарлемец Клас Берхем, амстердамец Ян Батист Вэникс, ученик Блумарта, Карель Дюжарден (1622 — 1671) и, наконец, Адам Пейнакер, родом из окрестностей Дельфта (1622 — 1673). Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Их присутствие не нарушает тишины и меланхолии, разлитых в картине. И в этой картине светится какое-то обещание общей милости, общего прощения. Все части ее приведены к одному целому, держат друг друга, дополняют друг друга.
Ян Брейгель Старший (Старший, так как впоследствии в роду появился еще один Ян — соответственно, Младший) получил прозвище «Бархатный» ввиду особого колорита его живописи. У Вермера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью. Часто главным мотивом в таких пейзажах является старинная мельница.
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Давид Тенирс Младший (Младший, поскольку был назван так же, как его отец, Давид Тенирс Старший) превзошел своего родителя и, как считается, учителя. Рембрандт в своих картинах и офортах создал параллельную Библию.
И опять-таки это не был интерес отвлеченный, холодный, академический, а жгучий, страстный. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Самая манера письма, несколько упрощенная, не в духе голландских пейзажистов (за исключением разве Гойена). У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.
Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Работы Хармы Хайкенс не просто воспринимать, особенно поначалу. Каким прекрасным жанровым мастером мог быть Экгоут, доказывает его прекрасная картина Концерт в собрании герцога Михаила Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого. Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649).
Несколько небрежным, к сожалению, он является и на эрмитажной картине (к тому же сильно испорченной реставрацией) изображающей пикник придворных в роще. Нескончаемо льющаяся вода ассоциируются с мыслью о неизменности бытия, вращающееся колесо — основной механизм мельницы — через аллюзию на «колесо Фортуны» вводит в круг рождаемых образов идею превратности судьбы.
Виппер). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Как я сумел». С одних творений Рафаэля Рембрандт собрал целых четыре тома воспроизведений.
От драматизации сюжета Рембрандт на сей раз воздержался. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. Среднее же положение занимает Стэн.
— 1678), пейзажная часть также написана Вейнантсом. Обычно изображены пасмурные, туманные дни. Чувствуется воспоминание о написанных за 20 лет английских портретах ван Дейка. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме.
Но и не одни лошади, которыми поистине художник злоупотреблял до утомления (и опять вину этого можно поставить на счет любителей и знатоков, всегда завидующих друг другу и желающих иметь непременно то же, что у другого), не одни лошади — сила Воувермана, но и пейзаж. Милее всего беспритязательные картины вроде какого-то итальянского пейзажа с мостом на жердях или полная искреннего чувства картина Жнецы или неправильно названная картина Голландский берег (какая это Голландия с горами. ) или еще Зимний вечер, где так превосходно переданы несущиеся холодные тучи. Свои течения существовали в каждом жанре. Но неприятно переходить от изучения самого светодателя к сателлитам.
Является ли писание в Твиттер творческим процессом. Но мало-помалу она распространяется и на среднюю буржуазию, вытесняя те элементы, которые принято считать национальными: искренний реализм, наивную чувствительность.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Этот шедевр помечен 1631 годом, однако здесь следы связанности и робости уже исчезли. Уже в этих картинах очевидно влияние Караваджо, но оно становится еще определеннее в трех других (и особенно в широкописанном Концерте), причем, однако, чернота теней Караваджо заменена веселой гаммой ясных красок. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов.
Картины Броувера отличаются живостью и изобретательностью замысла. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения.
Забавно, что картина эта была поднесена Александру I кн. Не избегла общей участи и Голландия.
Это лишенное даты Посещение трех ангелов Авраама (другие, напротив того, относят картину к 1650-м годам). Его интересуют не только действующие лица (которых он изображал с величайшею типичностью), но и вся среда, вся обстановка их жизни. Фламандцы вот таким образом декоративнее. При этом Воуверман был меньше всего заинтересован правдой. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
Недаром зачитывался он самой страстной поэмой в мировой литературе — Библией. Работа отчетливо демонстрирует генетическую связь живописи Яна Брейгеля с искусством отца. В таком же роде Коровы на водопое. Вся эта красивая и спокойная пестрота не мешает светиться горячему тону лиц, ярко выделяющихся (точно в искусственном освещении ламп и свечей) на темном фоне догорающей зари — мотив, заимствованный у венецианцев. Пожалуй, отдаленные черты сходства с художником носит еще крестьянин, со смехом поглядывающий на зрителя, но и в этом изображении, так же как и во всей обстановке, нельзя видеть документ, освещающий нам житье-бытье Стэна.
Весь XVI век был строгой итальянской школой, научившей голландцев широко видеть натуру, правильно рисовать и находить мягкие сочетания красок. Но они означают и шаг вперед перед фламандцами. К хозяйке только что подошла её служанка. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Они принадлежат даже к первейшим техникам истории живописи. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. Полотна художника выполнены в однотонной живописной манере. Но эти черты он довел, действительно, до единственного мастерства, до совершенства.
время — Накренившийся парусник). Наоборот, домашний очаг сделался предметом культа, а домашние добродетели — высшим идеалом. Трудно не упомянуть о Харме Хайкенс, рассказывая о современном голландском искусстве. Особенно отличаются этой чертой знаменитые лунные ночи мастера. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Это было явление, гораздо более профессиональное, нежели это обыкновенно думают и лучшим доказательством этому служит то, что так мало сохранилось сведений о голландских живописцах (следовательно, сколь малую роль играли они в общей жизни) и что сведения эти или глупые анекдотические наговоры или документальные данные о том, какой ничтожной поддержкой общества пользовались художники.
Окончательно сгущаются они в 1661 году, когда умерла Гендрике. К концу 1640-х годов новый проблеск счастья. Живопись же Ватерлоо вообще большая редкость и он скорее известен как гравер.
Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. Рюисдаль и Нэр, но зато с более определенным знанием форм облаков. В то же время Притча одна из вдохновеннейших живописных страниц Рембрандта.
Натюрморты с едой назывались «ontbijtjes» (с голландского — «завтрак»). Моды на картинах Терборха — французские, жесты и манеры французские, мебель, посуда — и та не имеет ничего специфически голландского. Можно при этом вспомнить, что Остаде был сыном ткача и сам иногда украшал такие картины своих учеников фигурками рабочих (в Эрмитаже картина Оуденрогге Ткач, в которой интересно проследить далекие отголоски Рембрандта).
За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). За столь длительное время работы в одном жанре художники достигали впечатляющего совершенства в технике передачи фруктов, овощей, фактуры ткани, предметов из металла и стекла, воды в бокалах. Черты различия выражаются, во-первых, в сюжетах. Интерактивные светящиеся указатели, установленные в Роттердаме вдоль реки Маас, открыли двери для художника, одержимого технологиями, дизайном и архитектурой. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Он же первый научился с полной убедительностью передавать разные составы почвы (особенно ему удавались песчаные овраги и изъезженные глинистые дороги). Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Вот таким образом его офорты вобрали и его сюжетные ходы и рост технического мастерства и художественную раскованность последних драматических лет жизни.
К Поттеру приближается капитальное произведение Кейпа Коровница, где не только превосходно нарисованы животные, но где особенно тонко передан равномерно разлитой теплый вечерний свет. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. Здесь ничего лорреновского нет. В июле 1650 года он женился на девице Адриане Балкенейнде и возможно, что еще за год, летом и ранней осенью, Поттер с невестой совершал далекие прогулки по окрестностям Гааги. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
Небесные лучи льются потоками. Более самостоятелен Пуленбург изобретший особую мягкую и плотную эмалевую технику.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. Однако искусство Рембрандта при этом не падает. Младенец держит послание с текстом, так называемую бандероль: «Научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем».
Восемь перечисленных мастеров являются самыми даровитыми и интересными среди итальянских голландцев, но ими ряд еще не исчерпан. В картинах мастера нет преднамеренного осуждения героев через высмеивание. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри.
Однако сейчас же нужно выяснить значение этих подходов. Сюда относятся и художники, получившие свое развитие в Риме.
Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса. название — Молодая женщина, угощающая кавалера вином). — 1697), гарлемский мастер В. Ромейн (1624. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Превосходен этюд облаков на картине Переправа через ручей. Получилась какая-то эпидемия мелочности, чего-то дряблого, слабого. С 2012 года он ведет аккаунт в Твиттере, где описывает идеи для скульптур в 140 знаках.
Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Получили распространение посещения анатомических театров. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти.
Самый даровитый из учеников Остаде, Бега, представлен четырьмя подлинными картинами из которых в особенности одна: Раненый крестьянин (любимейшая еще тема Броувера), написана в прелестных плотных красках. Резкий зимний ветер баламутит воду и рвет паруса судов. При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья.
Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст. В персонажах этой картины также принято видеть отца Стэна, его жену и его самого. Вся картина — сплошное золото ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком.
Какая восхитительная вещь его пейзаж, в котором так верно передан знойный день, томление животных, общее затишье. Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Картины первого периода, продолжавшегося до 1620, к которому относится представленная «Охота на кабана», характеризуются центростремительной и диагональной композиционной схемой, в них с обеих сторон действуют необузданные силы. Расположены фигуры с большим декоративным тактом, но менее свободно, нежели у Гельста.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Семейства, в некоторых частях близко подходящий к Рембрандту. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. 759), в которой прежде хотели видеть мать художника (умершую еще в 1640 году), но в котором, как теперь толкуют, мы имеем портрет (помеченный 1643 годом) Геертье Диркс, няньки маленького Титуса, особы, стоявшей очень близко к самому Рембрандту, но покинувшей его несколько лет спустя со скандалом и кончившей жизнь в доме умалишенных.
При этом орнамент Болота не имеет в себе ничего холодного, академического. Кажется, точно слышишь в кристаллическом осеннем воздухе негромкий говор, мирную суету. Но и это вряд ли определенное место, существовавшее когда-либо на итальянском побережье. Но Лейден был в то время художественным центром (в нем работали два лучших художника Гойен и Эзайас ван дер Вельде) и имел уже славное прошлое (Лукас Лейденский). При этом символизм искусства и жизни Рембрандта носит роковой характер.
Нэр родился в 1603 году в Амстердаме об его художественном развитии ничего не известно. Но Я. ван Гейде больше работал для кунсткамер и в своем изощрении доходил иногда до пределов вкуса, тягаясь с доуистами в мелочной передаче невидимых простым глазом подробностей (одним из его фокусов было изображение всех кирпичей на зданиях, хотя бы стоящих на последнем плане). В Эрмитаже имеется приятная в своем коричневом тоне картина Пустая кружка (в авторстве ее Боде почему-то сомневается) и менее характерный Пустынник, носящий пометку 1660 года.
Во втором замечательна бурая мягкая светотень. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Но Рембрандт исключение, а вовсе не представитель типично голландской живописи. Резкие краски не лишены приятности. Многие представители аристократии стали для него моделями.
Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. Одни из них пошли вслед за Караваджо, другие — за Эльсгеймером. В красках выдержана симфония из тонов белых, голубых, серых, черных, грязно-желтых, коричневых, среди которых разбросаны то звонкие, то потушенные нотки соломенного цвета, зелени, красного. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона).
Прямой противоположностью гладкой, суховатой (но высоко мастерской) технике, скромной, сдержанной гамме, всей чопорной осанке этих портретов являются пышные портреты фламандцев их золотистый тон их развязность или (у позднего ван Дейка) их элегантность. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
К примеру, одна из идей – «портрет ботоксной красавицы, увеличенный до размеров 4-этажной стены», другие более абстракты: создание «теней с растущей болью» Среди других работ художника – серии рисунков, содержащих больше идей для скульптур. Он мог воспользоваться своим лицом в зеркальном отражении лишь как материалом, подобно тому как это делал Рембрандт. Произведений Дюка мы имеем, пожалуй и чересчур много. С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров. Это исчезает в поздних портретах.
С ней традиционно связано представление об уединенности, окрашенной романтическими переживаниями. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Героями его картин, как правило, являются простые люди, отсюда соответствующие сюжеты: сцены в таверне (порой с потасовками), подвыпившая братия, музыканты навеселе (целая галерея: скрипач, флейтист, волынщик, рылейщик, удивительно даже, сколько простолюдинов умело играть на музыкальных инструментах, а особенно на скрипке).
В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте.
Он отличается искусным галерейным тоном. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Raison dtre их творчества отчасти кроется в юморе (серьезных или мрачных изображений крестьянской жизни почти не встречается), но, главным образом, она заключается в красочной прелести, которую они умели придавать самым незатейливым и даже отталкивающим сюжетам. Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Обе картины носят сизый свинцовый оттенок и исполнены сурового и даже щемящего настроения. Но что происходит на сцене современного искусства сегодня.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В последующие времена мастер сильно увлекался религиозными и политическими делами и достиг, наконец, ответственных и высоких должностей как в своем приходе, так и в правительстве первого наследственного штатгоудера Вильгельма Оранского. Дальнейший тон ей дали Питер ван Лаар и Миль — караваджисты в миниатюре. Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему.
Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Семейство и Ce человек), — скучнее и мертвеннее всего остального. в 1567), Равенстейн (род.
время — Г. Хаукгест. Стэн — самый голландский из голландцев — был католиком. Рядом с современными картинами pleinaira и яркого импрессионизма Авраам покажется темным. В ней отчетливо «просвечивает» античный миф о Каледонской охоте, той, в которой Мелеагр копьем убивает калидонского вепря (этот миф изложен у Филострата Младшего в главе 15 его «Картин»). Первая является тонким, полным уютности этюдом крестьянина, курящего свою трубочку.
Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Гельдер был самым последовательным и самым глубоким из рембрандтистов, а иногда почти достигал высоты искусства своего учителя. Все мы знаем, что на протяжении веков в Голландии создавались неповторимые произведения искусства.
Для истории одежд и нравов она настоящий клад. Это уже не только красивая панорама, но какой-то синтез всей Голландии. Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Вэникс из всех итальянизирующих голландцев самый захватывающий. На севере все меньше и меньше пишут религиозные картины, если же и пишут их, то придают им чисто бытовой характер (из протестантских церквей они были изъяты).
И в Италии он остался тем же тихим, вдумчивым поэтом, тем же тонким (иногда лишь чересчур, до мелочности тонким) живописцем, каким он был на родине. Пейзажи мастера насыщены драматизмом и философскими раздумьями. Виллем Класс Хеда писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651.
Его особенно интересовали чувства, экспрессия и выражения лиц персонажей. 1642 год ознаменовывает фатальный перелом — начало Голгофы.
Три из них представлены в Эрмитаже достоверными картинами, четвертый же — картиной сомнительного характера. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения. Кампгейзен был на три или четыре года моложе Кейпа и на год или два старше Поттера.
Так Остаде стал бытописателем голландцев. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном. Их связывает техническая сторона: плотная и в то же время нежная, точно фарфоровая живопись и несколько сладкие краски.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Большое значение имеет текст, данный на триптихе. Аскетизма в Рембрандте не найти и следа. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Остальные картины Гонтгорста свидетельствуют о странной перемене, произошедшей с ним под впечатлением портретов ван Дейка или, вероятно, в угоду требованиям заказчиков. Инсталляция на первом этаже представляет их интерпретацию уличной фотографии.
Анекдот ее самый обыденный. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля.
Но праздничный свет обливает его и точно наполняет все веселыми звуками труб и цимбал. Возможно даже, что это не портрет реального лица, а некая аллегория.
Все спокойно, а сам Авраам, пожалуй, даже слишком благообразен для такого вождя, героя и визионера, каким он представляется в Библии.
Особой отраслью была в Голландии и архитектурная живопись. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Особенно интересен первый из названных художников, к сожалению, не представленный в Эрмитаже.
Она вся terre terre, вся обращена на воспроизведение простой видимости. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Это связано тем, что художница выбрала очень болезненную тему: эксплуатация детей в потребительском обществе, где ценности искажены. И удивительно, какими волшебными средствами Рембрандт достигает этого впечатления. Практика эта оказалась в то же время удивительной школой художникам. Вместо холста художник рисовал на собственном лице.
Предтечами этого течения уже были портреты ван Дейка. Но как раз это все выдает (не совсем доучившегося) ученика Поттера, тогда как в итальянских своих пейзажах Дюжарден приобретает более широкую технику и более гармоничную красочность. Здесь он приближается более всего к своим офортам и рисункам, которые так пленительны своей непосредственностью и легкостью. Все сделано точно играя, точно сразу, все несомненно сделано от себя, в восхитительной веселой импровизации. Но как различны при этом их форма и фактура.
Едва ли советы этого художника были Рембрандту в пользу.
Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Но все же такое освещение голландского искусства страдает односторонностью. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. С февраля по 5 мая в зале Beuning в Rijksmuseum будет выставлен «Купол Лотоса».
Но Блумарт не был живописным темпераментом. Курьезно, что многие из этих Берхемистов и Ботистов не покидали Голландии и, сидя у себя на берегу Амстель, писали со слов других акведуки, гробницы, сабинские горы и албанских пифферари. Он просто писал окружавшую его жизнь.
Обе картины подписаны и первая помечена 1639 годом. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса, то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Разумеется, эти элементы очень интересны, но внутренняя сила художника была такова, что и другие элементы перевоплотились бы, вероятно, в нем в нечто подобное тому чуду, каким творчество Рембрандта является в истории человечества. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). У Стэна психология иная.
Иногда она создает анонимные предметы (такие, как открытки и плакаты), которые посетители смогут забрать домой. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом.
Еще приятнее других самые скромные — реалисты, научившиеся у мастера изучать и передавать видимость, вроде Доу, Maca, Кареля Фабрициуса. В них чувствуется натура и пережитые на местах впечатления. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света и тени еще более усиливают впечатление гротескности сцены. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его).
Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб.
Подобные картины Венне, а также гравюры Гольциуса, Яна ван дер Вельде, Криспина де Пасса, Якоба де Гейна и ставшие из третьих рук известными в Голландии пирушки ландскнехтов Караваджо породили целую школу специализировавшихся на изображениях кутежей и игр военной молодежи, кордегардий и (реже) просто семейных пирушек в высшем обществе. Современники не ценили живописца, он всегда испытывал большую нужду. Он является создателем национального голландского пейзажа. Сам Халс не знал уютности.
Рембрандт здесь уже весь, во всем своем великолепии и глубине. Смелая живопись и удивительно светящиеся краски при сочных темных тенях, общий глубокий тон и оригинально выбранный мотив (так удачно передающий высоту здания), цветистый блеск расписных стекол и внушительная грандиозность испанских трофеев, свешивающихся над могилой адмирала Гэпа, наконец, на фоне всей этой древности, всей этой исторической пыли, яркие фигурки одетых по моде 1650-х годов дам и кавалеров — все делает эту картину прелестным куском живописи и придает ей, кроме того, подлинно поэтичное настроение. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. В ней все эти впечатления преломились особым образом и превратились в нечто новое. Однако и Питер де Гоох представлен не в полную свою величину. Обыкновенно выставляют дело так.
Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Картина имеет выцветший, но едва ли не преднамеренный характер.
Прелестной, но не разгаданной художественной личностью представляется амстердамец Говерт Кампгейзен, бывший одно время придворным живописцем в Стокгольме. В этом искании вездесущности света Кейп дошел даже до какой-то блеклости и тусклости. Реализм голландцев, будучи с одной стороны явлением общим всему европейскому искусству первой половины XVII века (вспомним еще раз Караваджо, Розу, Фети, Кастильоне, Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Йорданса, Броувера, Эльсгеймера, Ленэнов, Вуэ, Валентена, французских портретистов и иллюстраторов всех стран), был, с другой стороны, явлением, коренившимся не столько в требованиях голландского общества в широком смысле слова, сколько в особых увлечениях тесного художественного мира.
Здесь между прочим замечается черта, лишь редко встречающаяся у Поттера и у Кейпа. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Это поистине чрезмерно. Искусство Доу не высокого полета — оно все ушло на искание серебристого тона и на кропотливую выписку деталей. 1585-1666 гг. ).
Любимец широкой публики, Фердинанд Боль (1616 — 1680) в общем скорее холодный и вялый мастер, тип оппортуниста, угождавшего всем вкусам, удостоился быть представленным в Эрмитаже двенадцатью произведениями. Но зато близкий к Ластману и Рембрандту мастер, также подпавший под влияние Эльсгеймера, Муйарт (1600 — 1659) представлен в Эрмитаже двумя картинами из которых наиболее прекрасная отражает, в большом формате, все особенности Эльсгеймера, хотя и написана уже в 1640 году — 20 лет после смерти замечательного немецкого художника.
Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой. В трех дальних фигурках рассказан, но с тонким тактом, без анекдота, без литературщины, прелестный день в жизни художника. Он становится быстро знаменитым, главой целой школы и богатым. Хотя на представленном произведении написано не море, а зимняя скованная льдом река, небо все равно играет очень важную роль. Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена.
Но и в Эрмитаже постигаешь прелесть его дарования и изумляешься его мастерству, когда разглядываешь бесчисленных лилипутов ван де Вельде, которые гуляют, катаются, торгуют, беседуют на картинах Я. ван де Вельде и Вейнантса, да и единственная целиком принадлежащая мастеру картина Пастух со стадом, помеченная предпоследним годом жизни художника (1671), — одно из самых поэтичных созданий голландской школы. Рембрандт за этот период почти не пишет заказных портретов. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Широким потоком вливается из окна белый утренний свет. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными.
Не то у него на родине, не то в Италии.