«верещагин не просто только художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин.
Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. Какие прихоти пригрезятся ему. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Под Плевной» и «После атаки.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Вошли», «Торжествуют» и др. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
Вооружились чем попало. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Столько дворцов. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Все они были переколоты штыками. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый», «Панихида по убитым», «На Шипке все спокойно. », «Балканы» и другие.
Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана.
Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Особенно впечатляет полотно Побежденные. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Он бросает всё и мчится в Россию. Вот где открылось буйство красок, цвета.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Напротив, многие из его пацифистских идей, которые казались современникам отвлечёнными, антипатриотичными, парадоксальными – только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. В 1874 году из-за нападок за реальность изображаемого художник уезжает в Индию, где живет около двух лет. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.
Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Плевна. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие художники изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее.
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Ценой большой крови заплатили солдаты за самоуверенность и небрежность генералов, готовивших взятие крепости. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Командованием был причислен к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казенного содержания. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Шестидесятидвухлетний художник немедленно поехал на фронт. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С. О. Макаровым. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска. Русские тогда потеряли 1300 человек.
Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть». Однако Академию он не закончил. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. А между тем давно ли.
Жизнь Верещагина полна авантюр. Этого было мало. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью.
Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Мы много знаем о войнах. Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.
Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах – живописном и литературном. Наполеон оказался побежденным.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Россия оказалась непобедима. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных».
Особенно много нареканий среди художественной профессуры вызвали панорамные полотна «Перед атакой. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Дети должны расти на родине. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек.
Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. И это не удивительно. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину.
Под впечатлением военных сцен на Балканах и в Центральной Азии Верещагин создал в своих произведениях образ солдата – героя и мученика. А три картины посвящены партизанской войне. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. О конкретных причинах развода с Е. К. Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора.
Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».
Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Из-за этого толки о картине шли самые разные. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника.
И даже после смерти Василия Васильевича она не постеснялась обеспокоить просьбами о деньгах его вдову, оставшуюся с тремя детьми на руках, практически без средств к существованию. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. – Местные проводники утешают тем, что прежде по этим болотистым местам людей и груз возили лошадями же, но в лодках С великим трудом я добрался к вечеру второго дня до устья Выи – лишь для того, чтобы своими глазами увидеть «Прославленную икону Святого Николая» и запечатлеть ее на этюде масляными красками».
В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. К дулу пушек привязаны мятежники. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Улицы представляли собою корридор, где стены были из огня, потолок из огня, так как свивавшееся жгутом, бурлившее, метавшееся из стороны в сторону, пламя порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Успех был неимоверным.
Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Он решил отойти от классицизма. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы.
Мы живем в цивилизации войны. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Все годы в корпусе Василий учился отлично. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Но однажды на выставке Балканских картин появился священник, который с горестным видом поведал присутствующим, что именно он после боёв под Телишем проводил такую панихиду. Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
Но она была вовремя остановлена. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Мира в действительности на Земле никогда не было. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников.
Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Бросив Академию, художник отправляется на Кавказ, где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома. Позднее Верещагин отправляется в Париж. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Деревня Нижние котлы. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м).
В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне.
И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Это была единственная принятая художником награда. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы».
В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Наступило 6-е сентября. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
Эти призраки были солдаты Великой армии. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера.
И действительно для французов уже наступали черные дни. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории захвата Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой однако для документалиста Верещагина это было абсолютно необходимо.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Но радость победы испытывают не все. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.
Что принесет очередное его появление пред народом. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Что за люди. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов.
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Там он три года занимается в академии Жерома. И он написал — красками на холстах. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
Василий Верещагин выезжает на русский север. Оно производит на него глубокое впечатление. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
Это были его собственные слова. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность.
«Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. В аннотации к картине говорится: в батальных полотнах Верещагина публицистически-остро, с жестким реализмом – и в то же время эпически-масштабно – раскрывается изнанка войны.
продаваемость его картин. Это они сами. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. После атаки. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей.
Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». В Туркестане художник пробыл всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Однако его намерение отказаться от карьеры офицера и желание после выпуска поступать в Академию художеств не были поняты родителями. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». И вот началось поддержание в Москве порядка. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Какого сорта был этот порядок, мы достаточно хорошо знаем по бесчисленным историческим свидетельствам, сохранившимся от того времени. Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны и сам пал ее жертвой. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект.
Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры их невежества и жесткости, против ужасов войны. При этом художник ничего не привносит «от себя». Две картины – «Победители» и «Побежденные.
Дружным Ура. Я. В. Брук замечает: «Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
Эта картина связана с обороной Самарканды. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Он должен был стать военным или дипломатом. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и решил написать картину об его героических подвигах.
А Наполеон был такою личностью. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Он объездил многие страны Европы, Азии и Америки. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Немало повидал он на своем веку. «Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приблизясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее.
Участвовал в некоторых сражениях. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
Что, в конце концов, привело к идее бросить военную службу и поступать в Петербургскую Академию художеств. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Пусть войдут» и «У крепостной стены.
2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Верещагину всегда казалось, что в США любят и ценят его творчество: сюда ещё не докатилась европейская волна модернизма, публика ещё помнила его прежний успех, но Вскоре художник стал жертвой бессовестных мошенников.
Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе.
Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Ой, смерть моя пришла» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Вот тут-то и понадобились ему деньги.
Даже когда был успех. Панихида» генералитет намеревался отобрать у прапорщика Верещагина его единственную награду – звание георгиевского кавалера.
И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Получил домашние образование.
У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Изображен двор самаркандской крепости.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Василий Васильевич возлагал большие надежды на второго сына и вот таким образом посчитал его выбор в сторону Академии непростительной блажью. Из этих впечатлений позже рождались его удивительные глубокие полотна-размышления о бытии, о жизни и смерти.
И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. В 1892 году в семье, наконец, появляется первенец – сын Василий, спустя несколько лет родились ещё две дочери – Анна и Лидия. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Ужасно. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.
С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем.
он весь был увлечение правдой, весь – широкий порыв. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. «правда в красках» – вот основной принцип творчества художника. Это одна из самых известных картин балканской серии.
Еще одно мгновение. – описывал свой путь к Ильинской церкви в дневниках Верещагин. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. И тихо среди этого поля смерти движется вперед император, тихо следует за ним блестящая свита, глубокое безмолвие разлито вокруг, а в вышине летят вороны, хищные приспешники смерти и протяжным, жутким, хриплым карканьем провожают Наполеона и его славу.
Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. И это привело в шок его современников. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. На многих из них видны следы от сабельных ударов.
Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Штурм не удался. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Художник разделил судьбу своих героев. История повторяется: В. В. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира.
Художник для зрителя совершил открытие неведомого. В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто – с яркой красочностью живописных решений. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.
Картина «Побеждённые. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Василий Верещагин — один из тex, сравнительно немногих русских художников второй половины IX века, которые еще при жизни добились мировой известности. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. «Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая ужасная, самая нелепая вещь на свете. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом.
Пусто и мертво там, где прошла война. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое.
Полотно «Побеждённые. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. И в 1879 и 1880 гг. Государственные музеи покупать их не собирались. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя их приглушенная, мерцающая красочность, мягкий, свободный мазок новы для его палитры. Смертельно раненный. Осознавая свое призвание, онпоступил вИмператорскую Академию художеств, апозже учился вПариже уизвестного академиста Жана Леона Жерома. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю.
Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. За Серпуховской заставой. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Посреди полей, в топкой холодной грязи горели огромные костры из мебели красного дерева и позолоченных оконных рам и дверей.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя.
Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Написал воспоминания об отце. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Верещагин мастерски ухватил суть этого символа и в своей неподражаемой манере донес идею до публики. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс». Что это значитъ.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. 1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Примечательно, что художник построил по собственному проекту на окраине Москвы в Нижних Котлах дом-мастерскую в виде русской избы.
Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде».
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Но разве генералам было до этого дело.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. Никто не выразил желания ее приобрести. Затем почти два года художник жил в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 года прибыл в Париж. За полотно «Побеждённые.
Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Какое невероятное решение. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Она стала провокационной, что возмутило правительство.
В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Интерес к ней был огромен.
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.
Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Французы отступали по разоренной местности.
Тысячи французов избивались или забирались в плен. Завершая рассказ о Верещагине, можно вспомнить слова Стасова: «. Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Это скифы. ». Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». И вот все растаяло исчезло, как дым.
И везде, где бывал, делал зарисовки.