Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Подскажите, где и как можно недорого приобрести качественные запчасти для тепловозов и. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. -— И. Г. ), они много смеялись». Умер русский художник в Пенатах. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. О картине появилось много статей в периодической печати.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
О чем эта история. В его взгляде осуждение и тревога. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». я работал завороженный. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. художественный музей им. Америка—Франция—Россия. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Мне минутами становилось страшно». Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Дело в том, что до сих пор остается тайной обстоятельства кончины старшего сына Иоанна Васильевича IV, но две версии преобладают из многих других: либо сын Иоанн скончался по причине тяжелейшего припадка, либо по причине насильственной смерти от руки отца. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. М. Бунакову. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. — И. Г. ) посидеть мне смирно. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Все заняты. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.
В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Восстановлен в 1962 году. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин продумывал композицию картины до мелочей.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Это вы сами.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. И это не скрывает Репин. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Не доносчик ли. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Пенаты были превращены в мемориальный музей. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Зритель становится участником происходящего. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». На что получил насмешливое письмо. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Стасов присылает ему все, что он просит. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Труд — вот что определяет и украшает человека. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Работал весь день, не замечая времени. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Глаза ясные и добрые. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Убийство свершилось. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Третьяков»109. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Они словно противопоставлены друг другу. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Возвращается в Россию летом 1876 года.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин запечатлел момент написания письма. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. За окном летний день. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. — Да это превосходно. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Л. Н. Толстого». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Он идет прямо к матери. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Над письмом склонился предводитель казаков.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репин дважды подавал прошения об отставке. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Публике картина понравилась. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
В конечном варианте оно одухотворённое. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Внимание художника тяготит их.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Широко известное и признанное произведение И. Е. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. И вот уже перед нами не царь, а отец. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Вся центральная часть написана самим Репиным. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Вегетарианцем стал и сам Репин.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Этот мужчина слыл в городе колдуном. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Комната небогатой интеллигентной семьи.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Много учился на написании портретов близких и друзей. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Казалось, она спит. Общение с прежними друзьями было только заочным. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). В его глазах читается печаль, тоска. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Родом из семьи военного поселенца. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Берег Волги. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской.
«Как. Она ушла из жизни в 1931 году55. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Так ли это – судить зрителям. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Репин никуда не делся. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Пятый факт.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин считал сам эту картину красивой. А свеча становилась ниже и тени менялись. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Она была закончена только в 1891 году. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин встречал их по средам. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Рассмотрим "ближний круг". В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
— сказал Крамской. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Это лучше всех ваших академических работ. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Этюд получился превосходный.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Однако в Советской России он оставался «своим».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Первый факт. Написан портрет вдохновенно. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Имя Репина стало широко известным. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.