Ситуация в феодальной Испании XVIIIвека, некогда владевшей почти полмиром, но утратившей своё былое величие, отличалась засильем реакционных сил на фоне экономической отсталости. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Женщина смотрит в противоположную сторону. И тогда Гойя предложил дописать его. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Родившись в 1746 году, в тринадцатилетнем возрасте он в поисках учителя живописи переехал в Мадрид, где ему, после неудачной попытки поступления в Академию, посчастливилось стать учеником придворного художника Франциско Байеу. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. огромен.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Жить ей осталось недолго. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами Гойя-Каэтане Альба и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Художник широко использует контрасты света и тени. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе.
Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»).
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.
Но протокол допроса не сохранился. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Это очень известные картины живописца.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Его хитростью завлекли во Францию. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. 268 347 см.
Это 14 картин. Каждое из них, мастер трепетно переживал вместе с ней. Гойя). Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
Родина выдающего живописца, Испания, пережила множество потрясений. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. После этого его манера письма удивительным образом меняется. 97 х 190 см.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Паломничество к св. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Такой он был и в жизни – мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Гойя был напуган. Одно из ярчайших проявлений такого антропоцентризма – репродукции Франсиско Гойя.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Даже многофигурные сцены на репродукции Франсиско Гойя не лишены этого свойства. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Так он вызвал ненависть Жозефа. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни».
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Всего Хосафа родила пять детей из которых выжил только один, Хавьер, который тоже стал художником. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Холст, масло. Например, «Семейный портрет короля Карла IV», являющийся настоящим образцовым шедевром направления «романтизм». Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Холст, масло.
Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Они познакомились летом 1805 года на свадьбе сына Гойи и, по-видимому, сразу стали любовниками. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Уединившись на вилле, Гойя работал. Многие картины Франсиско Гойя посвящены событиям времен французской оккупации. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Он писал пейзажи и натюрморты. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Вторая картина пользуется мировой известностью. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. В 1786 году он был назначен придворным живописцем, а после смерти Карла III, Гойя становится придворным художником Карла VI. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына.
В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Благородные лица в дорогих костюмах немного бесстрастны, однако держатся очень сплоченно. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
В 1795 он становится директором её отделения живописи. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792). Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. У Гойи не было любимого жанра. В них царит дух героизма, стойкости и любви к свободе.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Поссорившись со своим учителем, попытки сдать экзамен оказались неудачными и его заявки на принятие в Королевскую академию изобразительных искусств в 1763 и 1766 году были отклонены.
Эта картина – безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи.
1814). Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи.
После смерти Карла IIIв 1788г, новый король Карл IV пожаловал Гойе почётный титул придворного художника. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Фантастический образ истолковывался по-разному. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В Мадриде он побывал только в 1826 году, с тем чтобы добиться разрешения уйти на покой с сохранением жалованья и возможностью жить во Франции. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Вселенная испанского живописца пытается постичь такую эфемерную сущность как душа. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Портрет понравился и был благосклонно принят. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Под ее одеждой скрыт нож. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. К «черным картинам» мы еще вернемся. В них он нанес удар академической школе. Ей никогда не выбраться.
Ф. Гойя. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Каждый безумствует по-своему. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Между ними чувствуется связь. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Штрихи его иглы острые, царапающие. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Испанский двор отдавал предпочтение иностранным художникам: даже главой Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В 1792 году Гойя, переболев холерой, теряет слух, в течение 5 лет он постепенно восстанавливается. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Но в картине очень много воздуха и света.
Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Холст, масло. Никто себя не знает». Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Тем было освещено великое множество. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Картины с описанием будут представлены ниже. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В центре он поставил королеву с детьми. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Картины Гойя рисовал для себя. Но его картина была отвергнута. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. После переезда семьи в Сарагосу, Франсиско определился в выборе будущей профессии и поступил в ученики к местному художнику.
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Паломничество к св. У Гойи начинается депрессия. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. 1797).