Впрочем, есть и более простое объяснение. Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи. В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 – «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «4». Тем, у кого постмодернизм в крови (мне, например), трудно справиться с искушением обнаружить его в обильном цитировании различных манер и отсутствии кавычек.
Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер. По возвращении в Москву ей удалось продать некоторые работы видным коллекционерам современного искусства – А. И. Чистое явление гения как чистое явление красоты крупный мазок на ещё более крупный, получается слишком пастозно. Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции. Но для «всеков» сие безразлично. В этой же технике выполнен «Лес» (1913), который хранится в собрании Тиссен-Борнемиса в Швейцарии.
Она выходит замуж за своего соратника по духу Михаила Ларионова. Там она наблюдала за природой и постоянно рисовала на своей террасе, в основном подсолнухи и прочие яркие цветы. Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже.
Родилась в семье знатного архитектора и математика Сергея Гончарова, в Тульской губернии. Писали, что это не крестьянки, это бабы — грубые, приземистые, неизящные люди, написанные в варварском стиле. Будет представлено более 400 произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства из собрания собственно Третьяковской галереи, обладающей уникальной коллекцией произведений Натальи Гончаровой, а также из Русского музея, региональных музеев России, Музея современного искусства города Парижа, Центра Ж. Помпиду (Париж), Музея моды Гальера, Стеделик музея (Амстердам), Музея Людвига (Кельн). Но выглядит всё это ярко и декоративно. Поскольку Гончарова выросла в деревне, в небольшом семейном имении, картины на крестьянские сюжеты стали ядром ее ранних работ. Столь впечатляющих цифр она добилась в том числе и благодаря проданному за 6, 6 млн «Озвальду». Скульптура изображает Ли Харви Освальда – единственного подозреваемого в убийстве американского президента Джона Кеннеди. Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени». Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда.
Работала с Сергеем Дягилевым над балетными постановками. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами.
Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками. В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства. Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Геометрически неправильная форма напоминает что-то органическое и живое. Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений.
Кусевицкого (1922-1923, США). В 1914 году Гончарова получила предложение Сергея Дягилева выступить в качестве оформительницы для Русских сезонов. Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма.
Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики. Жена М. Ф. В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой.
Она пишет себя не тонкой и хрупкой, а насмешливой и открытой. Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова. Наталья Сергеевна внесла ощутимый вклад в развитие русского авангардного искусства. Работа резко отличается от ее прежних полотен. Запад победил» 10. Исполняла иллюстрации.
Тогда в жизни художницы произошли серьезные перемены. Она использует образы из СМИ (вырезки из газет, кадры хроники), увеличивает их ис помощью шелкографии, наносит на листы алюминия, а потом вырезает. Художница приняла его и вместе с мужем перебралась во Францию. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России). В этой картине главную роль вновь играет цвет. Но это Андрей зря Кто б отказался, если сам Бенуа приглашает к сотрудничеству на «Золотом петушке». Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Именно в это время Ларионов формулирует, а Гончарова воплощает принципы так называемого неопримитивизма. Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой.
Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции. Сегодня полотно входит в собрание немецкой Государственной галереи Штутгарта. Её похоронили на парижском кладбище Иври.
Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие. Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок». Во-первых, сложно догадаться, что перед нами молодая девушка из старинного дворянского рода. Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся».
Немало, хотя не так уж и много. Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Сохранилось несколько зарисовок поэта и переписка. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника.
Критики расценили это качество как свидетельство эклектизма и «неразборчивости» : «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова, какая-то теория какого-то Фирсова. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя (1901-1909) С. М. Искусство Гончаровой как будто не подходит под такие определения.
В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи. Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Эта картина только что появилась в Третьяковской галерее — ее передали нам из Министерства иностранных дел, других подробностей я сообщить не могу. «Драма» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов. В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Она всецело сосредоточена на постижении внутренних сущностей (будь то вера, жизнь нации или какая-то формально-смысловая проблема).
Очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией. Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). У нас в Третьяковке, в Костроме, в Омске и еще две картины в Центре Помпиду.
На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»1423. Для картин самобытной художницы характерны яркие цвета, фольклорная подача и невероятная выразительность. Русской деревянной скульптуры или готики. Поднос — любимый сюжет художников круга «Бубнового валета». Создатель галереи в Челябинске, целью которой является объединение лучших работ современных мастеров. По этой картине можно предугадать особенности ее будущего творческого мышления. Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу».
Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью. В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой. Думала сначала о серой лошадке из «Ранней весны» (1906), не слишком-то молочной. Лошадь света стоит прямо посреди московской улицы, запряжённая извозчик сидит, дама в шляпе проходит мимо, а она, маленькая такая, стоит себе скромно и тихо светится.
Рекордная для Натальи Гончаровой сумма в 6. 43 миллиона фунтов стерлингов – в эту сумму была оценена картина «Испанка», написанная в 1916 году. Остальные картины существуют в пространстве между. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26.
Я искала эту лошадь. Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех. В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост». Произведениям Г. присущи красочность и близкая русскому лубку выразительность (Мытье холста, 1910 Павлин под ярким солнцем, 1911, обе – в ГТГ). Это падение ускорило смерть Гончаровой. 16 октября в Третьяковской галерее в здании на Крымском валу откроется выставка Натальи Гончаровой «Между Востоком и Западом». По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу.
«Мытье холста» вызвало сильнейшее отторжение у критики. Полотно было продано в феврале 2010 года на Christies. Ларионовой-Томилиной. Харджиевым.
Персональная выставка, демонстрируемая в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной, была закрыта – 22 картины были арестованы по санкции обер-прокурора Синода, несмотря на допуск духовного цензора к публичной демонстрации. В конце 20-х гг.
В результате возник целый цикл «Сбор плодов», выполненный в абсолютно оригинальной манере. Продолжим высказывание Гончаровой: «Эти последние открыли мне глаза и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного» 7.
Годы в России» состоялась в Русском музее. Но приходится справляться. Явно передан какой-то обобщенный восточный национальный колорит. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Гумилёв, в свою очередь, посвятил паре пантум (так он называл жанр пантунов) «Гончарова и Ларионов», начинающийся со строк: «Восток и нежный и блестящийВ себе открыла Гончарова». Неузаконенный брак Гончаровой и Ларионова, между тем, трещал по швам. Но известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника.
В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки). У женщин завязалась многолетняя дружба. Вопрос единения человека с природой всегда волновал художницу и через творчество она пыталась поделиться своими мыслями по этому поводу с окружающими ее людьми. Это цвета, которые усиливают друг друга.
Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат. Ткань, на которой лежит кошка, написана в манере Гогена. Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. В 1939 году художница даже организовала выставку «Испанки и магнолии». Но, помнится, читать её текст о двух Натальях Гончаровых нелегко. Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка.
После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими22. Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно. Художница продолжала сотрудничать с «Русскими балетами» даже после смерти Дягилева. В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке «Современное французское искусство» в Третьяковской галерее. В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. «Осенний вечер» — очень сумрачная картина. Гончаров Игорьродился в 1959 году. Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад».
Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества. Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Казалось бы, один из художников должен был подчинить себе другого. Наталья Гончарова родилась 4 июня 1881 года в селе Архангельском Тульской губернии в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова. Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. Эскизы были высоко оценены Мейерхольдом. Вернемся назад, к 1915 году, когда судьба Гончаровой резко переломилась: «. Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы.
Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах». Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях. Морозову, Н. П. В графических работах этого периода художница использовала и лучизм и кубофутуризм. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель.
Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает и был явно не прав. Ее интересуют стародавние традиции иконопись, лубок. Особенно это место: «Помню белую молочную лошадь света».
Потом их пути разошлись — Ларионов и Гончарова выделились и организовали группу «Ослиный хвост». В своих воспоминаниях именно об этом цикле с таким восхищением отзывалась Марина Цветаева, приводя слова «одного газетного рецензента», назвавшего их не женщинами, но целыми соборами, а сама поэтесса воспринимала испанок не иначе, как «кружевные цитадели», которые невозможно согнуть. В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись. В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Волнухин. Ноланд работала над этой инсталляцией в привычной для себя технике. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое.
Примером этих художественных поисков служит картина «Лучистское построение» (1913). С этого момента начинается эпоха сотрудничества Наталии Гончаровой с «Русскими сезонами» в качестве художника-оформителя. Здесь хотелось бы коснуться проблемы, невольно возникающей в ходе осмотра выставки.
Бенуа, правда, как автор концепции на афишах указан не был, но поставив Дягилеву на вид его обычное вероломство, работой Гончаровой в целом остался доволен и в мемуарах описал, как зал громко ахал при каждой смене декораций. Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. Трубецкой и С. М.
Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы.
хотела на Восток, попала на Запад» 12. Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. В эпоху всеобщей механизации и урбанизации она пыталась быть безыскусственной и простодушной, призывала своих друзей "не следовать традиции", а "жить в традиции", как все народные мастера. Обычно довольно консервативный в своих оценках, Бенуа признался, что «очень много пережил за эти два дня на выставке Гончаровой» и решительно пересмотрел свое отношение к художнице, «поверил» ей2. Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности.
Вдохновение молодая художница черпала, по собственному признанию, у французов. Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи. Дюрера или Эль Греко.
Об их дружбе известно мало – и, в основном, со слов художников. «Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. И она умела защитить себя», – говорила художница о своей матери. Гигантские бронзовые скульптуры паучих Луизы Буржуа бьют рекорды на аукционных торгах. Последней рекорд принадлежит почти семиметровой «Паучихе» из частной коллекциив долине Напа неподалеку от Сан-Франциско: 8 ноября 2011 года ее приобрелина Christies за 10, 7 млн. В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей Русские сказки на музыку А. К. Лядова, Шарф Коломбины Г. Гофмансталя и др. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). Пустынники. В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». Эта картина считается знаковой для русского авангарда.
Римского-Корсакова по заказу С. П. Или в одновременной разностилевой разработке темы павлина. Пустынники. Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике. Она уже довольно известна в художественных кругах, но все еще начинающая художница, подруга Михаила Ларионова.
Обе картины находятся в Третьяковской галерее. Вспомним Зинаиду Серебрякову, у которой крестьянки похожи на античные статуи. Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Регулярно участвовала в парижских салонах «Салоне Тюильри» и «Салоне Независимых».
Отдельные работы показались цензорам порнографическими (Натурщица с руками на талии, Натурщица с закинутыми за голову руками) и были арестованы. И – что же. Это вещь в чем-то парадоксальная. До Гончаровой никто так не писал крестьян. Самым любимым мотивом Гончаровой с 20-х годов стали магнолии.
Этот путь Гончаровой не суждено было пройти. Не будет преувеличением сказать, что такой выставки ни в России, ни на Западе еще не было. Как, например, в эскизе занавеса к балету «Свадебка» «Композиция с лошадями и птицами-сиринами» (около 1915) или в ориентальных мотивах «Майи» (1927 – 1928). Это полотно было написано Гончаровой во время Первой мировой войны. Я специально сверяла каталог и афишку с оригиналом цвет этого павлина ускользает от цветоделения, не видна фактура и потому на репродукциях он выглядит почти китчем. Эти работы тесно сопряжены с христианством, в серии «Жатва» особенно сильны апокалиптические настроения, связанные с концом мира и расплатой.
В 1915 году художница переехала в Париж. Гончарова и сама это понимала. Цикл испанок охватывает много лет. Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Несмотря на это, Гончарова всё же вносит новшество в театральный мир – передвижные декорации. Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник».
Она занимает особое место в истории беспредметной живописи. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Супруги поселились в латинском квартале Парижа на улице Жака Калло. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Весь фон заполнен плотной живописью — синее, лиловое, серое, какие-то углы.
Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А. Это очень плоская живопись, она абсолютно не натурна и фантазийна. Выставка была закрыта.
В этом же году Наталья Гончарова оформила постановку «Золотого петушка» Н. А. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры. За нее вступились многие деятели искусств того времени: И. Толстой, М. Добужинский, Н. Врангель.
Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Цветаева анализирует эту картину в своем очерке 1929 года и подробно разбирает ее сюжет. Так писали Ван Гог, Сезанн, Гоген, Матисс, так стала писать и Гончарова.
Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. К красному добавляется зеленый, к желтому — голубой и синий. Заглянем на выставку. Она говорила: «Работы нельзя дарить, а только продавать.
Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич. Похоронили ее на парижском кладбище Иври. Так же, Наталья, работала как графический дизайнер иллюстрировала книги, была членом авангардной группы «Синий всадник». Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки».
Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Это вещь, которой еще никто в России не видел. В этой работе поразительное сочетание энергетики футуризма, приемы лучизма и желто-красная цветовая гамма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада». 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. В какой-то мере, как опыт изображения «ничто», эту вещь можно назвать предшественницей «Черного квадрата» Малевича. Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда".
Бубнововалетцы часто изображали подносы. Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко. Впрочем, в том же году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы» пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным, лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей.
Правнучка А. С. Вскоре после его статьи, полной неподдельного восторга, Гончарова получила заказ от Сергея Дягилева на оформление оперы-балета «Золотой петушок» и выехала в Париж. В работах «Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город» тревога достигает своего апофеоза. Ее творчество тяготеет к примитивизму.
Например, фон делится на неравные части и его части контрастируют друг с другом. Наталья и Михаил стали основателями двух важных русских художественных групп: «Бубновый валет» (1909 — 1911) и более радикального, «Ослиный хвост» (1912 — 1913). 1907-1911 гг. Оформляла спектакли для русских сезонов СП. «Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен).
Дягилева. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок». По итогам торгов «Импрессионисты и мастера XX века» в 2006 году «Сбор яблок» установил рекорд для русской живописи. Правда, кто купил картину, не известно: покупатель пожелал остаться неизвестным. В тот момент, когда была написана эта работа, художница увлекалась импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но особенно ощутимо в ней влияние Гогена. По сути, она пользуется постимпрессионистическим принципом дополнительного цвета. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём.
Если у меня и происходит столкновение с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан". Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к Свадебке (1923) и Жар-птице (1926) И. Ф. Стравинского. Раскройте глаза на собственные глаза. » – заявил он. Дягилева.
В возрасте 10 лет, переехала с семьей в Москву. Премьера состоялась 21 мая 1914 и принесла Гончаровой небывалую популярность. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён. Оттого что к правому нижнему углу эта форма сужается, она кажется дышащей. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа).
Родственница жены Пушкина Натальи Гончаровой (двоюродная правнучка). Широкую известность приобрели также серии «Сбор винограда» и «Жатва». Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», огромно.
С 1915 г. жила в Париже, где занималась главным образом театрально-декорационной живописью.
Интерес к её живописи возник значительно позже, практически после смерти. Так началась ее мировая известность по воспоминаниям Марины Цветаевой, ее имя тогда «звучало победой». Работа «Пустота» была одним из ее первых опытов, однако подтверждает чутье Гончаровой на требования времени. В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.
Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные. Дягилева. Пробный камень на фальшь. Гончарова издала серию литографий патриотической направленности «Мистические образы войны» и проиллюстрировала книгу Т. Чурилина «Весна после смерти». В 1915 году художница получила заказ на сценографию для постановки спектакля «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. В русском искусстве имя Гончаровой неразрывно граничит с именем Ларионова.
Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14. Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». Коровин. Вместе с Ларионовым Гончарова организовала и принимала участие в первых авангардистских выставках («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень»), была одним из создателей нового абстрактного течения в живописи — лучизма.
Но раздавались голоса и в ее защиту, причем самые авторитетные. В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Машкова. В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена.
В 1901 году девушка начинает учиться на скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого, но понимает, что это не ее и меняет направление, начав посещать курсы живописи Константина Коровина. «Пустота» — уникальная, в общем, вещь в мировом искусстве, нам практически не с чем ее сравнить. Вообще Гончарова любила рисовать животных — птиц, белок, собак.
Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. Все жили в одном доме, но на разных этажах. Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. Однако воздействие французской школы не ограничивалось обновлением живописного языка. Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха.
Это, впрочем, не мешает ее картинам дорожать. По данным Bloomberg, Ноланд – один из трех художников, чьи работы сильней всего подорожали за последние 13 лет ( 5, 488 ). Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве» 16. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – известный русский художник, театральный художник и график. Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Картина стояла в мастерской Гончаровой, когда ее посетила в 1928 году Марина Цветаева.
Тем не менее, они остались жить вдвоём и поддерживали тёплые отношения. Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. Трудно объяснить, почему это не выглядит эклектикой, но не выглядит же. В общем, египетский павлин совсем не прост.
Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку» 9. Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой.
Общая цветовая гамма у нее в это время изменилась. Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие. Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. Так «Испанкам» суждено было стать последним циклом художницы, своего рода прощанием с живописью и отчасти с Россией. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И. И.
Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Окончил Свердловский архитектурный институт в 1984г. Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам.
Мне больше нравятся цветаевские письма Гончаровой. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Оно было гораздо глубже. Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. Годы Второй мировой войны художники провели в Ницце. В 1955 году они решили зарегистрировать брак, несмотря на тот факт, что Ларионов продолжал поддерживать связь с Томилиной. Никита Лобанов-Ростовский в «Заметках коллекционера» писал: «Когда в конце жизни Наталья Сергеевна очень болела и крайне ослабла, она на лестнице повстречалась с Томилиной, жившей этажом выше, Томилина толкнула Наталью Сергеевну, которая упала, что и ускорило её кончину.
Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе". Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма. За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И. И. Здесь мы видим кошку с крошечными котятами, которая позирует на фоне драпировки и подноса.
Кажется, всё. Это программная работа для Гончаровой. Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время. С этого времени она фигурировала в литературе с подписью «местонахождение неизвестно». Она также оформила фризы нескольких особняков. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге.
Их жизненные цели и взгляды на мир искусства совпадают. Гениально. Только тогда возможно создавать "внеиндивидуальное", надличное искусство.
в Ленинградском Доме кино. Сейчас они хранятся в Русском музее. Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли. Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа».
Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко. Выставка была закрыта. В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424.
После поездки в 1916 году в Испанию с Дягилевым для подготовки к «Русским балетам» Гончарова была очарована испанками. И влияние русского футуризма ясно просматривается в поздних работах Гончаровой. Эту мысль нужно пояснить.
И еще одно замечание Цветаевой: «детей нет и быть не может». Один из них принадлежал Александру Бенуа. Золотой петушок перевернул всю современную декорацию, весь подход к ней». Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей 2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы.
В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Каждый цикл состоит из девяти картин. Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Она переехала из России в Париж, где делала декорации для «Русских балетов» Дягилева. В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень».
Её костюмы и декорации к «Золотому петушку» были признаны шедевром. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А. Марина Цветаева говорила о Гончаровой, как никто другой, лучше всех. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»).
А. С. Она оформила балеты «Испания» Мориса Равеля, «Свадебка» (работа над которой растянулась на долгих семь лет) и «Жар-птица» Игоря Стравинского, при этом продолжала упорно заниматься живописью, создавая тематические циклы: «Павлины», «Магнолии», «Орхидеи», «Букеты», «Рыбы», «Колючие букеты». Наталья Гончарова – художник-женщина с самой высокой стоимостью картин. Волнухина, П. П.
Некоторые из них великолепны. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни. В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. И все же одной из самых известных работ этого периода станет другая вариация на крестьянскую тему – «Мытье холста» (1910), где изображены две женщины за белением холста. В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов 13».
Рябушинскому. Так считается. О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). «Салют, Салли. » – яркая и солнечная картина. Большакова «Le Futur» (М., 1913).
Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел. В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница.
Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. Однако Наталия не является тенью мужа-художника, она и сама яркая индивидуальность. Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920). Оригинала я, правда, не видела, но уверена, белая лошадь света там. В июне Дягилев повторно пригласил Гончарову и Ларионова во Францию.
Симбиоз этих двух течений проявляется в иллюстрациях к футуристическим книгам Крученых и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль», «Пустынники». Таирова. Влияние Гогена здесь заметно в том, как ткань не идет в глубину, а поднимается, съедая пространство. Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н. С. Персонажи собственной картины Гончаровой несимпатичны.
В 1938 году Гончарова и Ларионов наконец-то получили французское гражданство. Ее персональные выставки проходили в США, Японии, Европе, а работы продаются ведущими аукционными домами мира. Трубецкого, К. А. Коровина. Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан наотдельномнаправлении. В 1914 году Наталья Гончарова возвращается в Россию и создает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома.
В апреле открылась «Выставка живописи 1915 год», которая оказалась последней прижизненной выставкой Гончаровой в России. И еще дальше – до низовых форм народного искусства. В 1914 году Сергей Дягилев заказывает у Гончаровой эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы. Рука, которой она держит цветы, написана грубой и сильной — это рука художника.
Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов. Ларионова. По окончании гимназии она искала себя, пробовала работать в медицине, пыталась учиться в университете, но все это ее не увлекало. В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой.
В настоящее время живет и работает в экологическом поселении Обитель рассвета Красноярского края (предгорье Саян). После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа – духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем. ». Это ощущение поддерживает миска, которая как будто прикреплена к плоскости. Один из основателей группы Наутилус-Помпилиус. Писала портреты, пейзажи, натюрморты разрабатывала мотивы, связанные с русской деревней.
Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Но оно как-то оборвалось. В ней Гончарова смешала последниевеяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственноеновое направление – лучизм. Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. К моменту написания монографии, Цветаева не видела значительной части работ Гончаровой, однако это не помешало ей заметить важнейшие особенности её творчества: обратную перспективу, гиперболизацию, специфическую хроматику, мифологизм.
В 1939 году Наталия Гончарова приняла решение остаться во Франции, куда они с Ларионовым приехали работать над «Русскими сезонами». Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная.
Это довольно редкий в творчестве Гончаровой образец бытового жанра. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет».
Еще одна пара справа — это пара несчастливая исполненная какой-то меланхолической грусти. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода. Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога.
Пушкина по отцовской линии. Взглянем еще раз на «Пустоту». Главным для футуристов было создание "искусства будущего". К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Врангель и др.
Вместе с М. Ф. Той же весной пара открыла небольшую выставку в галерее Поля Гийома. В 1910 году была первая выставка «Бубнового валета», где блистала Гончарова и там собрались все — Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков, Лентулов, Малевич молодой, Кандинский. В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства». Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы.
Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой. Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер. – период примитивизма в творчестве Гончаровой. Данная встреча стала знаковой как для художницы, так и для ее творчества. Ларионовстал для Гончаровой не только наставником, но и жизненным спутником. Вместе они участвовали в художественных манифестах и перфомансах, создав особый творческий союз. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи.
По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки. В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «4» и др. Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности. Мировое признание пришло к Наталье с ее поздними, уже футуристическими работами, такими как «Велосипедист».
Отсутствие краски обозначает небытие. На это наложена странная форма, которая кажется колышущейся. До продажи полотно находилось в частной коллекции. А ведь вся задача была – повторить» 5. Гончарова писала: «В начале моего пути я более всего училась у современных французов» 6. Даже лубок в прочтении Гончаровой лишён его.
Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. Сегодня это самая дорогая и известная русская художница. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. Они познакомились в 1890 году и проработали вместе ни много ни мало шестьдесят лет.
Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского примитива и впитала в себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм. В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Затем Гончарова обратилась к лучизму, основателем которого стал ее супруг. Действительно, она мыслит конкретно, привязана к земному, ее образы, по выражению Ларионова, «определенны и ясны» 11.
Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему.
Её преподавателями оказались П. П. Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг. Футуризм происходит от латинского futurum – "будущее". В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца. При этом ей удалось сочетать детализацию театральных декораций и упрощение, присущее абстрактному искусству. В «Испанке» проявилась радикально новая техника, которую позже назвали театральным конструктивизмом. На этом автопортрете Гончаровой 26 лет. В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой «Молодец».
Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат. ), что означает – «будущее». Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). О Господи, кто знает, кто и как верует. » — Жаловалась Гончарова. Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний.
Впервые полотно было представлено на авангардной выставке «Бубновый валет» в декабре 1910 года. а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое "я". » 1. Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы. Американка Кэди Ноланд – скульптор и автор инсталляции, работающий в стиле постмодернизма.
Магнолии часто составляли фон для ее испанок. Объединение «Ослиный хвост» было создано в противовес европейскому художественному влиянию и воздействию, с целью создания и укрепления позиций независимой русской школы современного искусства. Картина так и называется «Московская улица» (1909). В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов». Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей. ». Вдохновлялась Гончарова и русской иконописной и лубочной традицией. усилиями художника Льва Жегина значительная часть наследия была доставлена в Париж. На протяжении двадцатых Гончарова и Ларионов несколько раз устраивали благотворительные балы для художников: «Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы». Следствием этих экспериментов явился «Аэроплан над поездом» (1913). И все же здесь остаются черты пережитого уже кубизма.
Мы очень разные и он меня видит из меня, не из себя". Но этого не произошло. Здесь художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне. Здесь увлечение пастелью почему-то не мешает фовизму и «глубокому цвету», плоская декоративность не противоречит футуризму и лучизму (ларионовской версии футуризма) импрессионизм и сезанизм примитивизму и так далее. Несколько лет назад она наделала много шуму на «Сотбис» и за несколько миллионов ушла куда-то.
В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер. Она ведь училась сначала на скульптурном отделении, но ее учитель и будущий муж Михаил Ларионов, как она сама говорила, «открыл ей глаза на ее глаза». В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. Это ансамбль «Евангелисты», состоящий из четырех картин, написанных маслом. Самые последние беспредметные работы 50-х годов, которые она писала уже в старости, называются «Космическая серия» — они были вдохновлены полетом советского спутника. 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики.
Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия».
Белые части — это просто загрунтованный холст. Выпускает каталог Э. РА (Эпоха Рассвета) современных российских художников, фотографов, графиков. В столице Наталья поступает в училище живописи, ваяния и зодчества.
Есть такие дети, отродясь все знающие. Они победили пространство». Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию39. Чайковского и Н. А. Здесь её преподавателем стал К. А. Наталья Гончарова (1881-1962).
В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». Это поистине «неизвестная Гончарова». Ларионовым была в числе создателей русского примитивизма и лучизма. Второе и главное в этой картине — цвет.
Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой. Для их молодых последователей открылось все богатство мирового искусства: от древности до новейших течений, от Египта, Китая и Африки до Матисса и Пикассо. Но как заметил еще Бенуа: «Очень много значит увидать их теперь снова в целом творении художника» 4. От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов (которыми увлекались их соратники по «Бубновому валету»), от вышивок, от платков. Чего больше, например, в ее «Апостолах».