Вернувшись в Гаагу (1870) после длительного пребывания в Париже, он попал в среду художников, проблематика которых была ему близка. Так, в раннем пейзаже «Коровы на водопое» (Гаага, Музей современного искусства) Биллем Марис во многом соприкасается с пейзажистами старшего поколения. Он поддался воздействию прерафаэлитов. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Так же как в свое время П. Поттер, он пишет животных на фоне типичных голландских пейзажей.
Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям. 239). Она стоит у истоков бытового жанра XIX века. Установившийся тесный контакт между художниками Бельгии и Голландии наложил отпечаток на их творчество, объединяя их общностью демократических интересов.
В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке». Новые тенденции в голландской живописи связаны с именем ученика В. Мариса — Хендрика Брейтнера (1857—1923). Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов.
Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца. Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Около половины XVI стол. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
1831). Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Месдаг в своих маринах выявил своеобразие природы Голландии. Марины Месдага — плод длительного и глубокого изучения натуры.
Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Гаага, Музей современного искусства). Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная».
Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена.
Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти). Такое построение придало изображению живость и естественность. Их очертания почти сливаются на горизонте с небом.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. корифеям французской школы. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. ГМИИ). Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Он написан в начале XIX века Вейбрандом Хендриксом (1744–1831).
Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. На самом деле, в других странах, напр. Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сцены крестьянского счастья и горя, попойки в кабачках и харчевнях, сборища перед придорожными гостиницами, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга — пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. В 2008 году музей стал обладателем нескольких произведений новейшего голландского искусства, в том числе двух картин Ко Вестерика (Co Westerik). Он все чаще возвращается к изображению зимнего пейзажа с овцами.
Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр. Это типичный голландский интерьер. Таков выразительный образ старого рыбака, созданный им в Схевенингене («Отдыхающий рыбак», 1881—1882 Оттерло, собрание Креллер). др. Безоблачное светло-голубое небо излучает свет. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Собранная им коллекция полотен барбизонцев легла в основу музея его имени в Гааге. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник 16 века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников. Разбушевавшаяся стихия не раз губила жителей, сравнивая с землей деревни, затопляя города. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
Работал в Антверпене где и стал в 1645 году членом гильдии художников. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». В основу картины положено восприятие одного из них. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Многие картины на выставке рассказывают о связи Нидерландов с Бельгией. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69).
Как и Мауве, он сыграл большую роль в художественной жизни Гааги. Так, в течение 1840—1852 гг.
Это исчезает в поздних портретах. «Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Естественно они изображены за дружным застольем.
Большое место здесь занимают работы голландских художников. Ученик анималиста П. -Ф. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Традиции академизма прослеживаются в работе В. Мола «Спящий мальчик» (около 1826) «Натюрморт с цветами и гнездышком птицы» (около 1825) Г. Я. Й.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Меняетсяобразныйстрой картин. Голландская литература теряет в этот период свою самобытность. Используя различные оттенки, Мауве создает богатую гамму холодных тонов.
Под его влиянием Якоб Смит решил и сам в 1888 году переехать в бельгийскую область Кампин. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Так сложилось, что исторический жанр, который был «зеркалом» эпохи в других европейских странах, в том числе и в России, в «новейшей» голландской живописи не был развит. Мауве был признанным главой гаагской школы. Завершением длительной работы Ван-Гога над образами крестьян была композиция «Едоки картофеля» (1885 Ларен, собрание В. Ван-Гога). «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Ван Гог — голландец, но не из породы «умеренных и аккуратных», а из той семьи неудержимых, страстных искателей, к которой некогда принадлежал великий Рембрандт.
Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Так, в картине «Коровы около болота» (там же) животные превратились в одно из цветовых пятен пейзажа. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. В других источниках указывается количество 600. В частности, он создал довольно смелую композицию «Вишни» для банкетного зала антверпенского Художественного кружка. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
Таким образом, частное собрание В. ван Гога (племянника) в Ларене превратилось в государственный Фонд ван Гога (входящие в него картины обычно бывают выставлены в Городском музее Амстердама). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Голландия и Фландрия XV – XVII вв.
в стране намечаются признаки перелома. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Получив художественное образование в Бельгии (в 1866 г. у пейзажиста В. Рулоефса), Месдаг окончательно сложился в годы жизни в Гааге, где он начиная с 1869 г. пишет морские пейзажи в Схевенингене. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Решая чисто колористическую задачу, художник сужает круг своих тем. Не обращая друг на друга внимания, торопливо снуют по ней прохожие. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
В его морских пейзажах всегда много воздуха, который смягчает силуэты лодок. XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Конечно, многие шедевры уже давно увезены за ее пределы. была настоящей плодородной почвой для живописцев. В XV-XVI вв.
Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846) и Д. Й. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Второе отличительное свойство голл.
Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога». В последующих картинах — «На кладбище» (1856 Амстердам, Рейксмузей) и «После бури» (1858 там же) — художник передает драматические сюжеты, прибегая к чисто театральным эффектам. Он чувствует интимную прелесть небольших уголков старых городов («Деревянный мост», ок. Однако об Антверпене художник не забывал. Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). На все эти события откликнулась и голландская живопись. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции. В этой области между голл. Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь. Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника. Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, вот таким образом вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи. В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
ГМИИ). Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
Пейзажи Я. Мариса глубоко лиричны. В гарлемском Музее Франса Хальса есть «Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки». В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Голландия превратилась во французскую провинцию с правом представительства в сенате.
Молодой Ван-Гог сосредоточивает свои силы на изображении человека труда, который становится главным героем его произведений голландского периода. Крупнейший представитель импрессионизма в Голландии Жорж Хендрик Брейтнер (1857–1923) в одной из самых известных своих картин «Дворцовая улица в Амстердаме» (Амстердам, Рейксмузеум) обращается к теме, неоднократно привлекавшей художников, — изображению города зимой.
В этом движении за национальную культуру большую роль сыграл голландский энциклопедист В. Бильдервейк (1756—1831). Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Объявленная Наполеоном блокада подорвала торговлю Голландии.
Здесь не было возможности останавливаться на них. Карел Аппел, например изображал ярких фантастических животных и создавал «детские» образы. В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
В течение веков голландцы отстаивали свою землю от сурового Северного моря. «Кабинетные картинки» В. Хендрикса и К. А. Зеленцова, а также жанровые зарисовки П. А. Федотова «Свежий кавалер. Выше шла речь о четырех крупнейших музеях Голландии, о наиболее известных и наиболее типичных из принадлежащих им произведений, которые, в сущности, составляют золотой фонд искусства этой страны. Это одновременно и справедливо и неправильно.
Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего. Повсюду старые задачи живописи разрабатываются по-новому под влиянием изменившихся требований и взглядов и пышно расцветают ее новые отрасли, зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую пору. 1857). Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
В этом пейзаже осуществляются тенденции, близкие импрессионизму. В более поздних работах солнечный свет становится как бы героем его картин. 1850) и мн. Для творчества этой группы характерно свободное, спонтанное выражение. Он создал, например, картину «Ноев ковчег».
Якоб Марис — художник широкого диапазона. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Но в то же время Мауве в решении поставленной задачи близок французским художникам. было осушено огромное Гарлемское озеро. Произведения Месдага написаны часто в желто-серой гамме красок, такой характерной для Северного моря («Марина», 1875 Гаага, Музей современного искусства).
В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов. Однако она связана не только с прошлым, но и с будущим. 1921).
Так появляется мода на такие произведения, в том числе и мода на натюрморты в интерьере. Израэльс создает поэтические образы молодых крестьянских девушек, занятых шитьем. Очень одаренный рано умерший Ваутер Йоаннес ван Троствейк (1782–1810) был автором картины «Ворота Рампортье в Амстердаме» (1809, Амстердам, Рейксмузеум). В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Он является создателем национального голландского пейзажа. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. На дне его и сорока восьми осушенных озер выросли новые города и деревни. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Изображая человека в пейзаже, художник часто сближает пейзажную живопись с жанровой.
Блеса «Бедность и богатство (Домашняя жизнь семейства Х. Берникса)» (1848) тяготеют к бидермейеру. Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Затем следует заметить, что большинство голл. Этот пейзаж не лишен романтики. ван Оса и «Натюрморт» (1840-е) Ф. Г. Торопова объединяет «классицизирующий натурализм». Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Национальная традиция помогает наиболее одаренным мастерам рубежа XVIII–XIX веков раньше, чем это сделают в других странах, передать в живописи еще только зарождающееся мировосприятие новой эпохи.
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Творческая зрелость ван Гога (1886–1890) проходит во Франции. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Он находит бесконечное количество оттенков белого и серого в цвете шерсти овец, серого неба и снежного покрова («Овцы зимою» 1880-е гг.
19 в. были годами обострившихся классовых противоречий, восстаний шахтеров в Бельгии (70—80-е гг. ), массовых выступлений рабочих в Амстердаме (1886). Подобная судьба была характерна для многих голландских живописцев, не желающих отказываться от реалистических традиций в угоду публике. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род.
Лоррену и др. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»).
Однако такие общества, носившие название гильдий св. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком». Работая на пленэре, Израэльс пишет пейзажи в светлой жизнерадостной гамме, раскрывая красоту родной природы («Дети на берегу моря», 1872 Амстердам, Рейксмузей). Трагична его картина «Когда стареют» (1883 Гаага, Музей современного искусства), в которой художник с необычайным лаконизмом изобразил одинокую фигуру сгорбленной старухи, греющей дрожащие руки у потухшего очага. Большую роль в развитии голландского искусства этой эпохи сыграла Гаагская Академия художеств, ведущим профессором в которой был Антон Мауве (1838—1888) он же возглавлял Пульхри-Студио, где велось преподавание рисунка и проводилась большая организационно-выставочная работа.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Драматичен образ женщины у ложа умершего мужа («Одна на свете», 1878 Амстердам, Рейксмузей). В свою очередь его творчество оказало воздействие на развитие искусства Франции.
Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). В годы пребывания в Бельгии (1878—1881) окончательно сложилось его мировоззрение, что и определило демократическую направленность его творчества в этот период.
Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957)— слышится отзвук старой, но живой национальной культуры. Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия). др. В пейзаже «Парусные лодки» (ок.
В памяти населения остались наводнения 1825, 1831, 1855 гг. 1877) из Музея Бойманса — ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М. Строже и спокойнее становится его палитра.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти.
Вместо прямого отношения к природе, любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, условность, подражание Пуссену, Лебрену, Кл. В 1830 г. произошло отделение Бельгии от Голландии. Павел Михайлович Третьяков также практически не приобретал произведений этого жанра.
Социальные проблемы стали предметом обсуждений в среде передовых писателей и художников. Сквозь просветы облаков проглядывает луна. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
1852) и Валли Мус (р. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Рейксмузеуму принадлежат такие известные вещи, как написанный в 1888 году «Автопортрет за мольбертом» и «Комната ван Гога в Арле». Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Многие из ее художников, занимавшихся пейзажем, жанром и даже портретом, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, делались маринистами и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландской школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках.
Одним из первых возродил лучшие традиции голландских пейзажистов 17 в. Иоганн Бартольд Ионкинд (1819—1891). Получили распространение посещения анатомических театров. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
В 1964 году государство приобрело огромное собрание картин и рисунков ван Гога, принадлежавших его племяннику — сыну того самого «брата Тео», к которому обращены его знаменитые письма. К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). 1832). Развитие пейзажной живописи не случайно для Голландии.
Особенно тяжелые годы она переживала в период захватнической политики Наполеона. «Едоки картофеля» — крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы. Дневной свет, проникающий из окна, освещая лица, оставляет в полутьме детали обстановки.
В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы. Большой вклад в гаагскую школу внесли три брата Мариса. Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором. Свои течения существовали в каждом жанре. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Разнообразие и мягкость светотеневой игры, зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их окружение в единое целое. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666).
Первый в Нидерландах публичный естественнонаучный музей, получивший имя его основателя— местного купца и банкира Питера Тейлера ван дер Хюлста (1702–1778), открылся в 1784году в Харлеме. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). В картине «Швеи» (1870-е гг.
1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. 1826), Тереза Шварце (р. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
Акцент сделан на пейзаже, портрете, жанровых работах камерного масштаба. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Он был первым крупным коллекционером современной живописи. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Живописный беспорядок и особая передача уютного интерьера наполнены серебристо-серым светом, характерным для серебряной и оловянной посуды.
XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Между тем традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами имели продолжение в изобразительном искусстве страны на новом историческом этапе.
Я. Марис не всегда точно следует натуре. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции. В коллекции Музея Тейлера он не представлен.
Его работы хранятся в ведущих музеях мира, например в музее Прадо в Мадриде, музее Ашмола в Оксфорде и в Фицуильям-Колледже в Кембридже. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. в среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства — его готической угловатости и сухости — изучением итальянских художников эпохиВозрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы.
Море у Месдага — это постоянно покоряемая человеком стихия. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. В 1640-1660-х гг. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Уже с первых лет творчества художника интересует проблема солнечного освещения. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете.
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. В стороне от основной линии развития художников гаагской школы с ее глубоко реалистическими тенденциями, с поисками пути национального искусства развивалось творчество Матиса Мариса (1839—1917). Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Гроб» и «Легенда о костях св. Ученик Якоба Мариса, он пошел самостоятельным путем.
Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Теперь, в самом конце его, Брейтнер пишет заснеженную улицу в центре большого города. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Работая над ними по акварельным этюдам, художник вводит человека, рассказывает о его труде он делает картину более содержательной, подчеркивая в пейзаже национальные черты («Зима в Голландии», 1863 Париж, собрание Жерар). Выдающуюся роль в развитии жанровой живописи Голландии, в укреплении реалистического искусства 19 в. сыграл Иозеф Израэльс (1824—1911). Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
Типичен его пейзаж «Мельницы ночью» (Гаага, Музей современного искусства). Голоса голландских живописцев еле слышны в грохоте войн и революций XIX века, в бурях общественной и художественной борьбы, очагом которой становится Франция. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену.
Охраняя страну от вторжения моря, в течение веков голландцы воздвигали гигантские плотины. В картине «Пахарь» (1870-е гг. Голландия подарила нам огромное количество самых известных, самых величайших художников за всю историю искусства. В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
При характеристике воды художник вводит лиловые тона со светлыми желтыми бликами. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Как уже говорилось, крупные коллекции искусства XX века принадлежат также Городским музеям Амстердама и Гааги. 1585-1666 гг. ). Фламандский художник (1626-1679), рисовавший натюрморты и цветы. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Ученик Амстердамской Академии художеств, Израэльс в ранний период (связанный с Амстердамом) пишет исторические композиции («Первый отказ принца Оранского исполнить приказ испанского короля», 1854 Амстердам, Штеделиксмузей) в академической манере. Эскизная техника широкого, пастозного мазка намечает форму предметов.
В живописи первой половины XIX века одновременно сосуществовали несколько тенденций. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Еще большая слитность в пейзаже ощущается в картине «Овцы в лесу» (1870-е гг. Вот таким образом в экспозицию намеренно не включены полотна русских художников исторического жанра. Представителем импрессионизма в Голландии является Биллем Марис (1844— 1910). Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
Ученик голландского пейзажиста Андреаса Схельфхаута (1787—1870) и французского живописца Э. Изабе, Ионкинд использовал завоевания французского искусства для развития голландской пейзажной живописи. В том же плане были исполнены его пейзажи, написанные в условной коричневой гамме, упрощенные в характеристике натуры, с ярко выраженными монументальными тенденциями («Четыре мельницы», 1878 собрание Дей). Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Старший и наиболее талантливый из них, Якоб Марис (1837—1899) — ученик Антверпенской Академии художеств. В дальнейшем проблематика Брейтнера была связана с искусством 20 в. 80-е гг. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
Картины Ионкинда иные. Это видно и в его ранних работах изображающих военные сцены и в более поздних (90-е гг. ) городских пейзажах больших размеров эти пейзажи отличаются четкой конструктивностью, контрастами световых эффектов.
Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Он дает низкую линию горизонта и огромное пространство неба. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни. Понятие «эпоха романтизма» в изобразительном искусстве гораздо шире, чем сам романтизм, оно включает целый спектр стилевых направлений. Его друг Ян Антон Нейхус (Jan Antoon Neuhuys) также учился в Антверпене. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
В стремлении Ионкинда создать национальный пейзаж убеждают и его слова: «Страна прекрасна по своему национальному духу: я говорю — национальному, так как мельницы, порты, аллеи, деревья — все это носит национальный характер, который, я полагаю, нигде нельзя найти». Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
1836). Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. ван Оса, Мауве в тематике пошел по стопам своих предшественников. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. В 1640-х гг. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
1837), Лодевейк Аполь (р. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. И это было вполне естественно, так как голландцы, так сказать, создали окружающую их природу своими руками, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем.