Он сразу же подал на развод. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Также он фигурирует под названиями баселард (Baselard, базельский) Форма этого кинжала считается характерной для Швейцарии (где художник жил и работал долгое время): ромбовидного сечения клинок, деревянная или костяная рукоять также ромбовидного сечения, с расширенной центральной частью и, самое главное: полукруглое навершие и крестовина, обращенные вогнутыми сторонами друг к другу.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. В отличие от отца, мастером религиозных сюжетов Гольбейн не стал. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Там Ганс Гольбейн Младший усвоил себе народный юмор, а в Люцерне ознакомился с картинами итальянских художников. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Картины его – это гордость города. У него он проводит чуть больше года и за это время успевает написать портреты самого Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), его семьи (1526-27, Коллекция Королевы, Виндзор) и его окружения — архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527, Лувр), астронома Никласа Кратцера (1528, Лувр), Джона и Томаса Годсэлви (1528, Картинная галерея, Дрезден). Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. По возвращении своем осенью 1519г.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Одновременно он пишет портрет Эразма Роттердамского, который мгновенно приносит ему славу. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
«Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Король, естественно, сразу же одобрил невесту, заключил брачный договор и стал дожидаться.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Вместе с тем, более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает влияние итальянской живописи эпохи Возрождения. Мастерская Ганса стала семейной. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. В начале XVI века Базель, с его знаменитым университетом и типографиями, отличался особой атмосферой, благоприятствующей развитию гуманистических идей. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Несмотря на красоту самих рисунков, приходится признать, что мастер нарушает устоявшиеся традиции этого искусства, разрушая его чрезмерной конкретикой и детализацией. Такие кинжалы назывались «hauswehre», «домашние, для дома» и могли быть самой разной длины и применялись не только для решения боевых задач, но и для хозяйственных нужд. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Это было 12 марта 1538 года.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Плодотворное сотрудничество Гольбейна с королевским двором закончилось из-за случайности. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Ему было поручено написать портрет Анны Клевской, которая должна была стать очередной супругой Генриха VIII.
Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Когда невеста прибыла, короля постигло жестокое разочарование. Уффици во Флоренции), Том. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
Композиция картины подчёркнуто проста. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Он горячо сочувствовал реформации в своих рисунках на дереве он осмеивал продажу индульгенций в рисунках к немецкому переводу Библии Лютера он показал свою способность создавать сцены серьезного, возвышенного характера. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами. Королю причина для развода весьма понравилась.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Этот эпизод ощутимо ударил по престижу Гольбейна и больше важных заказов ему не поручали.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». На лице нет намека на улыбку. Это, безусловно, знак смерти.
Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Плаха или развод. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Отец не умел вести своих денежных дел, они так расстроились, что он и его сыновья принуждены были уехать из Аугсбурга.
Но если смотреть на картину в ее истинном размере, можно увидеть, что это человеческий череп. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Именно этим и приходилось заниматься Гольбейну в первую очередь.
Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. В эпоху поздней готики в некоторых странах Европы распространяется увлечение монохромными росписями по бесцветному дымчатому или зеленоватому стеклу. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Над Анной нависли тучи. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Все семейство поселилось в Базеле. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Однако он создает и работы другого рода: в 1524-26 году он создает цикл гравюр «Пляска смерти» (изданы они были позже, в 1538 г. ), а в 1521 году — картину «Мертвый Христос» (Базель, Публичное художественное собрание), ту самую, которая спустя годы так сильно смущала Ф. М. Достоевского.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо. Об этом свидетельствуют его работы. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Как правило, на них изображали близких людей. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В 1535 году он был обезглавлен. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия. В 1532г. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Справа изображены жены Мейера. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Сюжет для оформления — отголосок давней работы, цикла гравюр «Пляски смерти».
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. По рекомендации Эразма осенью 1526 года Гольбейн отправляется в Англию к Томасу Мору. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
Величие короля передается позой. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.