Он — покровитель похищенных и потерянных детей. По некоторым сведениям именно Сельв посоветовал Дентевилю заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей. Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Под деревом сидит апостол Петр, себя во многом укоряет. «Портрет Шарля Моретта» (1534, Картинная галерея, Дрезден) выполнен в традициях искусства А. Дюрера. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Он — труп, лишенный жизненных сил. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений — «Мертвый Христос в гробу» — в 1521 году.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Чтобы придать образу большую значимость, Гольбейн разворачивает модель в полный фас. Лучший из них (1523, Лувр, Париж) показывает великого ученого за работой. Филипп де Шампень (1602, Брюссель — 1674, Париж) — французский художник, выходец из Брабанта. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Перед нами самостоятельное произведение — редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Это, действительно, — страшная картина. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Взрослые стали одеваться в манере Св. С почти фотографической точностью Гольбейн передает характерные черты своих моделей. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным.
И сказал им Пилат: «се, Человек. » Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его. » Пилат говорит им: «возьмите Его вы и распните ибо я не нахожу в Нем вины». Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Все семейство поселилось в Базеле.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Он — добрый чудотворец и гонитель зла. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Произойдет — не произойдет чудо, никому не дано знать, как и Христу это не было ведомо. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. В 1535 году он был обезглавлен. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Величие короля передается позой. Учился у художника-пейзажиста Жака Фукьера. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. В Базеле Ганс Гольбейн Младший окончил свою серию рисунков на дереве изображающих пляску смерти. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. В 1532г. На лице нет намека на улыбку. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Другие ученики Христа заняты необходимыми приготовлениями.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Он выполнил множество предварительных рисунков изображая ученого с разных точек зрения.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. К сожалению, в XVII веке картина погибла и представить, как она выглядела, можно лишь по сохранившемуся рисунку, на котором Гольбейн запечатлел интерьер комнаты и портретным зарисовкам (1527, Кабинет гравюр, Базель). Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Отец мой, зачем ты оставил меня». Как правило, на них изображали близких людей. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
Затем этот обычай «сместился» во времени и подарки стали делать на Рождество, а св. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Наряду с Симоном Вуэ, наиболее почитаемый художник эпохи. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Серия, создавалась Гольбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. И действительно, Гольбейн со всей ответственностью отнесся к написанию этого портрета.
Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. А там отец собирался отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии.
Он, как положено мертвецу, холодный и бледный. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Это, действительно, была страшная картина. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Никто не думает об его воскресении.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Отсюда же пошел обычай в ночь перед днем поминовения св.
И здесь все собрались на Голгофе, усеянной брошенными черепами распятых. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Об этом свидетельствуют его работы.
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Мастерская Ганса стала семейной. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века.
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». В 1621 приехал в Париж, вместе с Пуссеном был занят росписями Люксембургского дворца. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Отец мой, зачем ты оставил меня. ». Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.
Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Изначально искусство витража было условным, что было продиктовано трудоемкостью техники, предполагающей окраску стекла при высоких температурах, набор изображения с последующим закреплением швов свинцом. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Согласно Евангелию от Иоанна (гл. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). С конца XV века немецкие художники любили эти изображения, представлявшие мимолетность и ничтожество всех благ жизни и часто заключавшие в себе насмешку над могущественными людьми. Справа изображены жены Мейера. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Плачет Мать Мария, пытается ее хоть как-то утешить Мария Магдалина.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Третья традиционная линия в иконографии Страстей Господних — «Оплакивание Христа». Из бедной семьи. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Выдающийся портретист.
Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». По легенде, шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Художник изобразил послов в полный рост в интерьере богато убранной комнаты с красивым мозаичным полом, нарядными коврами, музыкальными инструментами, книгами. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Сам Христос, уже снятый с креста, лежит горизонтально на столе для омовений. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Он опять поехал в Англию и вновь написал много портретов лиц королевской фамилии и вельможеского круга. Это, безусловно, знак смерти.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Не понравилось это Николаю и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии — три золотые монеты). В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Один из основателей Королевской Академии живописи (1648). Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо «Положение во гроб»). В этом смысле очень интересна картина «Посланники» – двойной портрет французских послов Жоржа де Сельв и Жана де Дентвиля (1533, Национальная галерея, Лондон). В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Не менее выразительны и портреты Эразма Роттердамского.
Новаторство Гольбейна проявилось в изображении портретного фона: колонны и арка, покрытая орнаментальным рисунком, прежде не были характерны для немецкой портретной живописи. Богатый красный бархат сымитирован настолько реалистично, что первые зрители старались прикоснуться к холсту, чтобы убедиться, что это не настоящая ткань, а краски. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Это было 12 марта 1538 года. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Уффици во Флоренции), Том. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
Рядом стенает апостол Иоанн. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение — одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. По возвращении своем осенью 1519г. Испытал влияние Рубенса.
Картины его – это гордость города. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Затем работал для Марии Медичи и кардинала Ришельё. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
В Базеле, помимо оформления книг, художник занимался созданием заказных портретов, в которых в полной мере проявился яркий талант Гольбейна-портретиста. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. 38-летнее правление монарха запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, две из которых были обезглавлены по его личному приказу.