В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. Огромный и грозный корабль, похожий на целый город, летит в холодном космосе – это иллюстрация к теме «Звездные войны», которые по всему миру раскинулись настолько широко, что отдохнуть от них нельзя даже обратившись к высокому искусству. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, — Владимир Александрович Джанибеков (1942).
Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Его картины вдохновили не только Ефремова. Вполне возможно. Оно и понятно. Нет рамок для научной фантастики. Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников.
Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу. Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» — довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. В те времена на просвещение денег не жалели.
В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.
Ефремовский «Сокол Русский» — случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», — это как раз Соколов. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Возможно, вот таким образом космонавты и берутся за кисти. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников.
Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. На аукционах также продаются его большие литографии (около 500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции (300–1000 долл. ). Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи.
А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся).
И картина и сама идея по-прежнему производят впечатление. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году.