Этот младенец был нарисован Якопо Беллини вXV веке, тоесть вэпоху Возрождения, однако картина все еще представляет собой пример средневекового стиля.
Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Оба незримо находятся рядом с человеком: ангел за правым плечом, бес – за левым. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. худ., ок. Впоследствии, через четыреста лет после его смерти, сюрреалисты Сальвадор Дали и Макс Эрнст назвали Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Господствовавшей стала базиликальная форма. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы.
Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Слои мазков, нанесенные друг поверх друга, открывали доселе неизвестные возможности игры цвета. Источники исследования повседневности довольно разнообразны. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
Кактолько отношение взрослых кдетям поменялось изменились ипортреты детей, создаваемые взрослыми идля взрослых. 1370-80, Вена, Музей города). Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в».
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена — в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, — говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». Сквозь эфир, по «лестнице Спасения», связывающей небо с Землей, к людям проникали ангелы, но сами люди не могли подняться к Богу.
на стр. Точной даты окончания Средневековья не существует. То же самое прослеживалось и в живописи.
Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Были версии, что он член тайных мистических обществ, а иные утверждают даже, что он вообще сосланный в прошлое за какую-то провинность человек из далёкого будущего (так в полушутку писал о Босхе в одном из своих художественных произведений выдающийся писатель-фантаст Станислав Лем). 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов.
Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена, портал церкви Шанмоль). Они размещались на разных «этажах» – сферах неба. Взгляды средневековых ученых немногим отличались от представлений простых людей. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Но реалистические черты, вроде бы присущие такому типу портрета, не получают дальнейшего развития, поскольку остаются скованными рамками художественного идеала готики, а также феодальными представлениями.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Распространились книжные миниатюры – таким образом пытались усовершенствовать и украсить книги, делая их более привлекательными для потенциальных покупателей.
В период, предшествующий эпохе Возрождения, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. В большем относительно числе их сохранила Италия. Люди верили, что после смерти душа человека взвешивалась на весах Страшного суда.
Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526 – 530 гг. Раскраска изображений условна. Однако его достижения затмил один из последователей известный сегодня практически каждому, кто интересуется изобразительным искусством. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков.
В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Он получил название «готика». 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). С возникновением и развитием в Европе государств, стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Земля, как самая тяжелая, находилась в центре космоса. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины.
Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Центром Земли считался Иерусалим – город, где был распят Иисус Христос. 1399 – 1464) – выдающийся нидерландский художник, «великий фламандец», как назвал его король Хуан IIКастильский. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте).
Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок.
Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).
Аахенская капелла (илл. Христианская церковь учила, что существует Бог, совершающий добро и дьявол, творящий зло. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок.
Совершение грехов объясняли вмешательством в дела людей нечистой силы. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Нидерландское искусство своими корнями восходило к иным истокам, нежели итальянское.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Насредневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как«человечек».
Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, какему вздумается) относительно нова.
Основное выражение он получил в архитектуре. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Наряду с инициалами внимание художников сосредоточивалось на фронтисписах, где главную роль играют большие декоративные кресты, венки и аркады. Живопись Средневековья, кратко освещенная в статье, представляет собой огромный и по времени и по значимости культурный феномен. Это не дополнение к «серьезной» истории — политической и событийной, как можно видеть в традиционных исторических изданиях, особенно начала и первой половины нынешнего столетия.
Но это также и не «история низов» — «бесправных и обездоленных», о которой так много говорят сегодня. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Вместе с тем, термины «материальная культура», «повседневная жизнь» («повседневность») в современной исторической науке скрывают в себе нечто большее, чем описание быта и повествование о том, как жили в прошлом. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом.
Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Эпоха Ренессанса принесла ссобой художественные инновации, однако неони послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше». Но распространены они были и в других странах и в другие периоды.
Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Во Фландрии были изобретены масляные краски.
Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Такими же оказываются портреты императора Карла IV и его сына Вацлава на алтарном образе, заказанном архиепископом Яном Очко (ок. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Небо считалось местом жительства Бога и ангелов.
Во-вторых, действие цветных стекол. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках).
«Каролингский ренессанс» (франц. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты.
Возникла масляная живопись. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Нереалистичное изображение Иисуса говорит отом, что средневековое искусство требует более широкого подхода.
XV века. Во 2-й пол. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства.
Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Ян ван Эйк был великолепным портретистом. XV века. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Характерно, что с натуры художники не писали. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).
Стефана, ок. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Черезкакое-товремя люди стали считать, что только так иможно рисовать ребенка. «Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.
Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Почти везде фоном служат строения времен античности.
В некоторых картинах, похоже, у него признаки облысения по мужскому типу». Во 2-й пол. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). 1267-1337).
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы (1412, Женева). В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Чуть позже появился готический стиль. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется).
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Он принес славу как братьям, так и их покровителю.
Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. Но к концу XIII века положение начинает меняться. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
Кроме портретов Иоанна Доброго и Рудольфа, все другие произведения, упомянутые в источниках, не сохранились. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Авиньонские портреты— лишь один из источников, которые подпитали готический станковый портрет.
Церковь и городская коммуна утрачивают руководящую роль в художественной жизни, которая переходит к светским государям. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья.
Ту же проблему приходилось решать и мастерам остальной Европы, в разное время испытывавшим мощное влияние итальянского искусства. Добро или зло, творимые человеком, не оставались незамеченными. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания).
Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Самым действенным способом защиты от козней злых сил, по мнению людей, была молитва. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра).
Со всех сторон ее окружало небо, как скорлупа окружает яйцо. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов.
Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Он не был единственным. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания.
Санта Мария де Наранко близ Овьедо Сан Хульяно де лос Прадо близ ОвьедоВестготы основали в 419 г. Тулузское королевство, власть которого распространялась на Южную Галлию и Испанию. Вариантом центрического сооружения является капелла св. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции.
Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Исследователи не могут объяснить его феномен. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. В XIII веке ежегодная церковная исповедь была объявлена обязательной для всех.
XV века9. (дошли в оригиналах и копиях). Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ).
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). renaissance «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Михаила в Фульде (илл.
Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Вскоре существование чистилища признала и церковь.
В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь.
Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. В романской фреске средневековье создало лучшее, что было в его силах, в смысле искусства монументальной росписи. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия).
Среди знаменитых работ художника Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини. Средневековье стало началом для возрождения литературы. В 1430-х гг. была театром технически-художественных находок и событий.
Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы.
Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. «Изображение человека подчинялось представлениям средневекового представления и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени.
В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха).
Следя на протяжении XI–XV вв. Понятно, что искусство от этого значительно пострадало. Их произведения не лишены интереса. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. худ., ок.
А это значит, что изображали либо Иисуса, либо ещё нескольких библейских младенцев. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Средневековый портрет ребенка обычно создавался позаказу церкви. Так, например, движение умирающего св. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале.
статью в разделе История искусства). Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи.
Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Нам кажется справедливым мнение о том, что истинная история заключается в повседневной жизни отдельного человека, а также во взаимодействиях, в которые он вступает с окружающим его обществом. Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Как и Германия, Нидерланды сохраняли неизмеримо более непосредственную и прямую, чем это наблюдалось в Италии, связь с духовной культурой средневековья, а в сфере искусства — с традициями готики при этом значение здесь сохраняли не столько элементы позднеготических художественных форм, сколько наследие высокой готики эпохи расцвета этого стиля.
Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Они знали только три части света: Европу, Азию и Африку. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. Но это не так.
XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Их граждане гордились своими завоеваниями. XV века.
220). Там же находились усыпальницы знатных лиц. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Аверетт предлагает непроводить грубого разграничения междусредневековой иренессансной ментальностью, присущей родителям этих эпох.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Потолок стали покрывать синим цветом и усеивать его золотыми звездами – эффект, любимый итальянской готикой.
169). Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену.
Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Священными свойствами обладали также крест и мощи. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. 167, 168).
В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Марии в Мюльхаузене). Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. «Каролингский ренессанс» (франц.
Возникла масляная живопись. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
Вселенную представляли состоящей из четырех элементов – земли, воды, воздуха и огня. (дошли в оригиналах и копиях). Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям.
Помочь грешнику быстрее выбраться из чистилища могли молитвы за умершего. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему.
Характерный пример такой тенденции — миниатюры с изображением поднесений иллюминированных манускриптов художником или заказчиком королю или другому покровителю, а также сцены молитв и церковных служб. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2.
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Она была простой, тяжелой и очень прочной. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием.
Второй по художественному значению центр придворной культуры— Прага, столица Империи по решению Карла IV. Речь идет об изобретении масляных красок. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. В 1420-30-е гг. 171, рис- на стр.
Среди них есть и лингвистические и этнографические и географические. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. В странах, расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, Германии, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. Если внимательно всмотреться в последний, станет понятно, сколь значительно было мастерство Ян ван Эйка.
Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год). Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (илл.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Трактовка фигур примитивна.
Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Рогир Ван дер Вейден (ок. Однако от перебрасывания воды через голову и от слова град пойти не может. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св.
Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими.
Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни.
Сказанное во многом применительно и к литературным произведениям. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Само итальянское слово fresco означает свежий. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). Стефана. Художник стремился запечатлеть не бытовое, обнаженное лицо, а измененное, преображенное, запечатленное в своем, как бы идеальном вневременном состоянии.
Это был Ян ван Эйк. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Если тяжелее были грехи – душа попадала в ад. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов.
Самой высшей представлялась седьмая сфера («седьмое небо»)– обитель Божественной Троицы, куда могли попасть только добродетельные люди. В 1420-30-е гг. Его также называют предшественником сюрреализма и предвестником психоанализа.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. ВСредневековье все еще сильны художественные конвенции. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля.
И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. Средневековые портреты детей, как правило, создавались по заказу церкви.
В этом жанре в поздней готике существовала потребность и он появился бы и без итальянских влияний. От этих полотен веяло величием, элегантностью, а такое пристальное внимание к деталям давало ощущение завершенности картины, чего не было раньше. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I».
С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Люди верили, что у каждого есть свой ангел-хранитель, посланный Богом и бес-искуситель, направленный дьяволом. В 7 – 8 вв.