Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Предмет и цель эти — любовь как чувственное наслаждение.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». стр.
Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). художник лишается и заказчиков и славы. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Огромную роль в распространении стиля на восток сыграл Франсуа Кювийе.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Сентиментальность, готовность умиляться малым сквозят в языке живописи.
Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах — из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Одним из крупнейших мастеров французской живописи второй половины XVIII в. был Оноре Фрагонар, работавший во многих жанрах. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Стиль рококо в интерьере получил широкое распространение в странах Европы начала XVIII века – Германии, Испании, Франции, Баварии, Италии. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн.
Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Его рисунки пером и бистром здесь несравненны по живости, беглости, непосредственности и юмору они кажутся бегущими, как строчки текста. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Другой, характерной чертой того времени была эротика., на Волыни в Борках бы.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. А. С. Пушкина). Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. В Галиции во Львове в кафедре св. В излюбленных мотивах Фрагонара всегда есть некий эффект мимолетности: художник будто ловит момент, когда звучит кокетливое «ах. » или что-нибудь в том же роде. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Украшали эти прически не только цветами, лентами и перьями, но целыми искусно сделанными куклами – к примеру, по поводу рождения сына герцогиней де Шартр знаменитый куафер и шляпный мастер Леонар Боляр придумал молодой матери прическу с кормилицей, держащей на руках младенца.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью изящностью, приблизив его к человеку.
В конце 70-х и в 80-е гг. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Сценка откровенно театральна. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Некая интригующая двойственность — неотъемлемая черта живописи рококо, о чем столь выразительно свидетельствуют «галантный жанр» или портрет.
Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Жак Луи Давид — французский художник, художник просветительского классицизма и ампира, а также один из основоположников нового искусства — родился в 1748 г. в семье состоятельного парижского коммерсанта. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Под него надевали камзол. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Его использовали с негативным оттенком.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Живопись Фрагонара — это язык междометий. Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля.
В 1750-х гг. В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Стиль Людовика XV (1723-1774) обычно ассоциируется со стилем рококо (8. 20).
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Центром развития скульптуры рококо был Львов. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Даже излюбленный формат рококо — овал — свидетельствует об этой наклонности. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Некоторые ведущие школы, совсем недавно достигшие блестящего расцвета, сошли со сцены. Показательно то, что композиция представляет собой не мифологический сюжет, а исторический, хотя и носящий легендарный характер.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Приложение 1). В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов.
За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции.
Из Франции рококо распространяется в другие европейские страны. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. (иллюстрации см. В эпоху рококо широко развилось мист. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду.
Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Влияние стиля сказался и на иконописи. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Всего за несколько дней Ватто, остановившийся в доме Жерсена, написал полотно изображавшее помещение антикварного магазина, продавцов и посетителей, разглядывающих картины, слуг, осторожно укладывающих в ящик проданный портрет. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку).
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. В свете новых воззрений на мир, на общество, на человека пересматривались старые духовные ценности, рушились традиционные верования и представления.
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Наиболее значительными центрами становятся католические регионы южной Германии и Австрия. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Эпохи Просвещения и Нового времени в Европе (XVII-XIX века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды.
Развитие европейских стран повлекло за собою усиление связей между ними. Стены оформляются деревянными панелями. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. В 80-е гг. 1767).
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Родиной стиля Барокко считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело. Можно также придать помещению шарма с помощью украшения обивки стен тканью. Лепнина играет важную роль в декорировании потолка, вот таким образом он обязан быть ею украшен, но допускаются также и другими декоративными элементами.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Шумского. Стиль появился в конце XVI века и вначале был предназначен для оформления папских покоев. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).
Искусство, особенно живопись, становится более утонченным и изысканным, а с другой стороны, приобретает более интимный, камерный характер. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Его творчество начала 60-х гг. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
Настоящим расцветом этого стиля стал XVII век. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Ножки мебели выгнуты изящной линией. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
1709). В 70-е гг. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. 1753 Санкт-Петербург, Эрмитаж) написана для собрания эротических сюжетов (Cabinet de nudites) по заказу маркиза де Мариньи, брата маркизы Помпадур. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Вот таким образом не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав. по образцам изделий мануфактуры Севр (см.
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Музей изобразительных искусств им.
И здесь рококо ждало открытие. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного. Кременца и желобков бы. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
ниже). И хотя монументальная живопись и скульптура продолжают развиваться, лишь в редких случаях они достигают былого масштаба п значения. 18 век — время особого расцвета станкового искусства. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого».
Приложение 5).
Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. От изысканного Ватто через Буше этот язык передается Фрагонару. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille). Их отличает изогнутая форма ножек, красивая шелковая или атласная обивка с растительным или восточным орнаментом, золочение, мозаика инкрустация, художественная резьба.
Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Марат написан в домашней обстановке, сидящим в лечебной ванне, однако мастерство Давида смогло подняться над обыденностью, в результате чего получилось произведение возвышенное и с героическим пафосом. К сожалению, она не сохранилась, но до настоящего времени дошла гравюра Тардье исполненная по этому рисунку.
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ). Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В 90-е гг. Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Многие деятели искусств, объявляют художников XVIII века авантюристами. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. А. С.
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Приложение 8). Интенсивный хозяйственный обмен активизировал культурные отношения. Самые яркие образцы Барокко сегодня можно встретить в архитектуре Испании, Португалии, Чехии, Польши, Литве, стран, бывших португальскими и испанскими колониями, а также в России (например: Зимний дворец). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Художник ведет со зрителем игру, взаимопонимание в которой поддерживается языком намеков. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
В конце 70-х гг. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. В этом стиле оформляли внутреннее убранство общественных и частных помещений, строили великолепные здания, писали картины и музыку, шили модные наряды, слагали пасторали и эротические оды. Величайший греческий герой представлен как упоенный страстью любовник.
Они углубляются в мир тонких и сложных эмоций, замечают бесконечное многообразие индивидуальных проявлений личности. Появляются также комфортные бержери – двойные диваны. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы. «осколки раковины». Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Все созданное им в Мюнхене, например замок Амалиен- бург, хотя и находится на территории Германии, создано в стиле французского рококо.
Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. История.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Начало регентства герцога Орлеанского, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Необходимость декорировать интерьеры богатых «отелей» – частных домов знати, – которые активно строятся в Париже и других городах страны, стимулирует быстрое распространение стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). На полу – узорный паркет и ковры-гобелены. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин».
Бернардо Беллотто работал также в Германии. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Превратить наготу, а прежде всего обнаженное женское тело, в утонченное пиршество для глаза и ведомых им интимных чувств — в этом французская живопись XVIII века преуспела как никакая другая. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Меняется и формальный строй его работ.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. В этом плане культура рококо с ее попыткой создать более естественную, комфортабельную, органичную для человека среду, созвучна идеям «современных».
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. (см. Искусство 18 века чрезвычайно многообразно и противоречиво.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке. В архитектуре эпохи Людовика XV наблюдается постепенный переход от пышного барокко к сдержанному классицизму, который получил название «неоклассицизм».
по документу из РГИА). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
На смену изысканному и кокетливому rococo уже в середине XVIII века приходит новый рациональный стиль – классицизм. Фрагонара).
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Эту радость жизни и красоту мастер продолжает щедро дарить нам во всех своих живописных и графических творениях. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых.
Мастер XVIII в. внес в восприятие природы оттенок зрелищности, а также незнакомую прежде интимность, мягкость и утонченность. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. На карманах— огромные клапаны.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Замечательным примером архитектуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства рококо является дворцовый комплекс Сан Суси в Потсдаме (Германия), построенный королем Пруссии Фридрихом Великим. Идея «естественного человека» оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
В Италии оригинальные и крупные произведения создавала в основном лишь венецианская школа. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». С 1740-х pp.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). В конце 60-х гг. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком.
Стены оформляются деревянными панелями. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. при отделке кафедры св. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Юра и Распятие для костела св. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Еще более красноречив в этом смысле образ Геркулеса в трактовке Франсуа Буше («Геркулес и Омфала», 1730-е Москва, ГМИИ им. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Видным художником является Пьетро Лонги.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). На рукавах были широкие обшлага.
Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Сплетенные тела, сцепленные руки, жадно пьющие друг друга уста — воспаленный эротизм сцены означает некий предел возможного, достигнутый искусством рококо. Идеал мужчины – утончённый придворный, франт.
Таким образом, борьба между «пуссенистами», поклонниками Пуссена, настаивающими на первенство рисунка над цветом и «рубенсистами», приверженцами Рубенса, охватившая французскую Академию на рубеже XVII-XVIII веков, решается для рококо в пользу цвета и богатства колорита, но само противостояние между «пуссенистами» и «рубенсистами» в XVIII веке трансформируется в спор между «древними» и «современными». Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт., гл. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. 2 270-71).
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Но вскоре он стал популярен за пределами Ватикана и Рима. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Это в большой мере относится и к Испании, где возрождение национальной культуры наступило лишь в последней четверти 18 века. Рокайльная живопись отличается красочностью, яркими колористическими эффектами. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. Приложение 6). Так изменились критерии физической красоты. Основной декоративный мотив – раковина.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. К этому периоду относится серия фигур под куполом костела Доминиканцев во Львове коллективной работы.
Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Высокий художественный уровень проявляло ювелирство суток Р. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо.
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Знаменитая севрская фарфоровая фабрика, недалеко от Парижа, директором которой некоторое время был скульпторФальконе, автор «Медного всадника» в Санкт-Петербурге, является одним из известнейших центров производства фарфоровых изделий в стиле рококо. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В мист. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Кроме фарфора— в моде серебро. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. В 1780-е гг.
Картина Карла Ванлоо «Юпитер и Антиопа» (ок.