В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Он жил один. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». «Римская нищенка» (1857 год, Художественный музей, Бирмингем), – один из самых скандальных шедевров художника.
Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В 1873году художник вернулся в Париж.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Мне нравится эта суровость». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Все здесь полно осмысленного движения. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Говорим Дега – подразумеваем балет. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Изысканное общество было в шоке. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Довольно долгий период колебаний и проб завершился переходом в творчестве Дега к серии картин из современной ему жизни города: представлений, кафе, музеев, городских улиц и публики на них. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило.
Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Так появились его ранние произведения. «Голубые танцовщицы».
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
В этом их сила и слабость. Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции.
Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Он также был известен как способный мимический актёр. Дега, который никогда не диктовал своим моделям, в каком положении им надлежит находиться, наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару изрядно утомленную обществом друг друга. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Он жил один. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Основой процветания города была торговля хлопком. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Говорим балет – видим картины Дега.
В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). 1886, Париж, Музей Орсэ). Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э.
Хюттингер). Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Его произведения ничего не воспевают.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Она возвышается словно массивная темная пирамида.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Ранее всего он познакомился с Эдуаром Мане, а с 1866 года начал посещать кафе Гербуа, где собирались Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и другие. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. То есть, далеко не всё.
Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Остальные выполнены пастелью. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Он был старшим из пятерых детей. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Конечно, у него есть несколько пейзажей. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Позже Эдгар Дега познакомился с представителями импрессионизма.
«Семейство Беллели». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
.