Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Так, например, в одной из последних картин Опьянение Ноя художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. В своих многочисленных портретах он следует разработанной Антонелло да Мессиной классической схеме погрудного трехчетвертного портрета, но дает ей новую интерпретацию, наделяет своих персонажей большей внутренней активностью, сообщает небольшим по размерам работам венецианскую праздничность, декоративную нарядность изображая свои модели на фоне сияющей голубизны неба, подчеркивающей яркость одежд, тона белокурых или рыжих волос (Портрет юноши, ок. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.
В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия.
В середине 1470-х годов, видимо, под впечатлением от работ Антонелло да Мессина, Джованни Беллини обратился к портретному жанру. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Предполагается, что это именно он оказал воздействие на творчество Джованни Беллини, что именно под его влиянием тот отказался от темперно-масляной техники и обратился к масляной живописи, дающей больше возможностей в передаче глубины оттенков цвета и света. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо).
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо дЭсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре. «В течение пятидесяти лет, – писал Бернсон в 1916 году, – Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
Сопоставляя эти два деяния, художник подчеркивает великую значимость искупительной жертвы Христа. Примерно в 1475 – 1476 годах Антонелло да Мессина яркий представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения посетил Венецию, где получал и выполнял заказы. Венецианская школа). Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено.
Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. По мнению исследователей, в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
Относительно героя этого произведения велась долгая дискуссия в качестве претендентов назывались имена Бартоломео дАльвиано, Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию, в письме Виллибальду Пиркгеймеру сообщал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно.
23 февраля 1506г. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. «Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, — пишет П. Муратов. Беллини не без основания считают родоначальником венецианской школы живописи, выделяющейся своими яркими сияющими красками, тонкой игрой светотени и прозрачностью воздуха.
Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Вместе с братом Джентиле он выполнил серию монументальных настенных панно для зала Большого Совета Дворца Дожей, посвященных полулегендарным событиям венецианской истории: эти многофигурные композиции, подробно описанные в Жизнеописаниях Джорджо Вазари, погибли в 1577 году во время пожара. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501).
В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Эта картина, к сожалению, не сохранилась. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем.
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Они расположены в три яруса.
Критик В. Н. Вершиной его искусства 1480-х гг. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах.
Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини. Она создана совместно с братом Джентиле. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Он же хорошо мне заплатит. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. С 1470-х гг. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Вместо суровых замков появляются простые сельские дома и фермы.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св.
В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Себастьяна, защитников от чумы. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок.
1475, Городской музей в Пезаро). По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи.
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
Екатерины и св.
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
Две картины— «Св. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).
1505г., Лондон, Национальная галерея). Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон.
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Христофор» и «Св. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Мирная, полная спокойствия природа становится для него гармонической средой человеческого бытия. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. 1455, Венеция, Музей Коррер).
На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция. 1455), Распятие (ок. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). И с этого времени Джованни продолжил обучение в мастерской Мантеньи, который был придворным художником у герцогов Гонзага.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. Винченцо: «Св. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии66.
Он же хорошо мне заплатит. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. 1505, Лондон, Нац. В центре композиции образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Другой характер имеют эти самые угрожающие формы у Босха и Брейгеля: там они входят не в качестве декоративной схемы (как, например, в Мадонне с каменоломней Мантеньи), а в качестве драматически необходимого элемента (как у того же Мантеньи в Распятии). По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок.
Известный и почитаемый горожанами художник в своей огромной мастерской обучал несколько поколений венецианских живописцев, многие из которых впоследствии получили мировую известность (Тициан, Джорджоне и др. ). Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века.
1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Благодаря Антонелло де Мессине, привезшему из Нидерландов секреты масляных красок, Беллини также начинает активно использовать их в своем творчестве. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета.
Святые объединены общим действом, общим чувством. Джованни Беллини родился по одним источникам в 1430 году в Венеции, по другим данным в 1426. Иова и св. Они расположены в три яруса.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. По-видимому, ок.
Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера. Рядом изображено языческое жертвоприношение. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. Однако может быть предложена и другая интерпретация.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Чаще всего, на них изображались молодые люди. На картине есть подпись художника и дата 1488г. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Своего предельного расцвета эти странности достигают как раз в произведениях первых имитаторов итальянского искусства, Метсиса и Скореля.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Беллини, однако и Беллини в свою очередь повлиял на творчество Антонелло. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501).
Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». По другой версии (П.
Не вызывает сомнений только «Триптих св. Он располагается в одноименной церкви Венеции. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла дЭсте. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Точная дата его рождения неизвестна. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
Следующее крупное произведение мастера— полиптих Святого Винченцо Феррера из венецианской церкви Санти Джованни э Паоло. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия.
Христофор» и «Св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Это произведение уже зрелого мастера. Лаврентия», «Триптих св.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». Кроме очевидного влияния Мантеньи исследователи отмечают в алтаре следы знакомства Беллини с работами Пьеро делла Франческа, однако где он их мог видеть— загадка. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Изображённый за парапетом св.
В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
Нет картин знаменитого художника в Риме. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Он же хорошо мне заплатит.
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. Нейтральному одноцветному фону Беллини предпочитает голубизну неба, по которому скользят легкие облака.
Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Боги и богини Джованни Беллини величавы и прекрасны их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.
Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Лондон, Национальная галерея). Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Иову и св. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. 1459, Лондон, Нац. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж Национальной галереи, Вашингтон Галереи Уффици, Флоренция можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов.
Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Именно эту мягкость и золотые тона перенял у Беллини его прославленный ученик Тициан. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок.
Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
На ней можно видеть, как св. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. 23 февраля 1506г. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание».
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Размер картины: 170 x 188 см. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям.
Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Он был известен как талантливый полемист, страстный проповедник, духовник, а затем как яростный противник папы Бенедикта XIII. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.
1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Ее осеняет необычной формы балдахин: зонтик, поддерживаемый длинным изогнутым стержнем — один из символов власти дожа. По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
1500, Рим, Капитолийские музеи). Он был сыном Якопо Беллини, основавшего целую династию итальянских художников, состоящей из его сыновей Джованни Беллини и Джентиле Беллини, а также его зятя Андреа Мантенья. Лаврентия», «Триптих св. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок.
1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Уже в первых его картинах фон действия составляют пейзажные панорамы с зелеными лугами, сельскими дорогами, речками и озерами, скалами и синеющими на горизонте горами.
Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. галерея, окончен Тицианом).
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
В то же время в этой монументальной композиции впервые во всей полноте раскрывается присущее дарованию Беллини гармоническое начало. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Это Фиваида, пустыня, куда удалялись отшельники, чтобы предаваться молитвам и где один из них повстречал странное существо — кентавра.
Екатерины и св. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. Винченцо Ферреро (ок. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.
В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Здесь уже нет и намека на настроение Фиваиды, а сказывается, скорее, какая-то милая романтика, как бы предвкушение робинзоновского настроения это не жизнь – мука в пустыне, а жизнь – радость среди природы. На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго.
1501, Лондон, Нац. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Происходил из семьи известных венецианских живописцев.
1500). Этот тип распространился и за пределами Венеции. и подпись Беллини.
Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Это было последнее завершенное произведение мастера. На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий Беллини Джованни, картины которого уже считались примером высокого искусства, создал одно из самых своих значительных произведений. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле.
Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру.
В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Джованни Беллини оказал значительное влияние на формирование венецианской живописной школы XVI в. Его учениками были крупнейшие мастера венецианского Высокого Возрождения Джорджоне и Тициан.
Краснова). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). В начале 1470-х гг. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения.
На ней можно видеть, как св. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».
Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Изображённый за парапетом св. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.
Св. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Винченцо: «Св. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью». Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.
Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно.
У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Долгий творческий путь Джованни Беллини отмечен существенной эволюцией его стиля — от написанных в более жесткой манере ранних работ до поздних картин, близких к величественному обобщенному стилю Высокого Возрождения. В то же время его творческий облик отличает большая целостность.
В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям.
Святые Собеседования Джованни Беллини принадлежат к лучшим из алтарных композиций этого типа, созданным в Италии XV века. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. 1505, Хэмптон-корт).