«шахматисты» (фр. Les joueurs dchecs)— картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы. Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье из-за скульптурного моделирования некоторых его картин. Этот репортаж принадлежит вечности ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье.
Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка». Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер. Одна из таких картин написана в Вальмондуа, когда Домье был на пороге слепоты она как бы подводит итог колористическим открытиям мастера. На эту тему Домье создал десятки картин: театральные залы, огни рампы. Наследие, доставшееся нам от Домье – это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур.
В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины художника Оноре Домье. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре.
Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров.
Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Он даже прибирался у него бесплатно. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Аристократы, шикарные супруги, чинно сидящие в креслах, с презрительным холодом торопятся уйти домой, даже не дожидаясь конца представления, когда опустится занавес (см.
С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Лица персонажей близки к маскам. Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается эмоциональности изображения, героизированного и в то же время лирического. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. – И как его зовут. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Так — дважды — он написал картину Восстание, показав душу улицы в бурном движении толпы, сведенном, как к фокусу, к стремительному жесту призывающей вперед девушки.
Домье — блестящий рисовальщик. Если вы мечтаете о эксклюзивной настенной декорации, данная репродукция на холсте наверняка вам понравится.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. В этой политической галлерее Домье вполне развернул свое проникновенное уменье угадывать духовное в физическом и обобщать случайно-индивидуальное до общечеловеческого. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. При кажущейся простоте композиция строго продумана.
Домье обрадовался. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Одним из первых в мировом искусстве он показывает образ сильного пролетария-борца, отстаивающего классовые интересы. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем.
Домье был потрясен увиденным. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Домье. Он – мечтатель. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.
Не дремало, однако и правительство. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. 5. Краски положены сочным плотным слоем.
Цельная, тонко сгармонированная красочная гамма насыщается многочисленными оттенками, отсветами. Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. 2.
Так именно создал он целую галлерею маленьких терракотовых бюстов парламентских деятелей июльской монархии, прежде чем изобразить их в своей литографской серии так же вылепил он фигурку Ратапуаля, прежде чем заставить ее жить в различных движениях в серии своих литографий. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия.
У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Он начал брать уроки рисования, а затем литографии, получившей в это время распространение. Конечно, нет.
В других листах художник изображает тот политический процесс-монстр, который последовал за этой бойней. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов и заработал заприятную вывеску пятьдесят франков. 3.
Четкая построенность композиции, гармония сближенных золотистых оттенков цвета сообщают ей завершенный целостный характер. Согнувшись идут две женщины, подбирая колосья, третья на мгновение остановилась, с трудом разгибая спину. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.
В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. 6.
Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит.
и, наконец, полным именем и фамилией. В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек – художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. всем его глубочайшем значении. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине.
Крестьянин-труженик становится героем его произведений. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Домье был поистине скульптором иронии.
Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
В первый период она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, по мере же развития капитализма — во все большей степени в борьбе с лицемерно-ханжеской культурой, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы.
И в этом отношении Домье предстает перед нами как живой учитель графического мастерства, как мастер воинствующей сатиры, как беспощадный разоблачитель буржуазного строя, как хирург, вскрывающий мельчайшие язвы мещанского быта. Но — увы. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ).
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Домье родился в Марселе в семье ремесленника. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Домье же свой отказ никак не пояснил. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. В эти дни в Лувре был вернисаж Салона.
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева.
Эти враги — Луи Филипп и его министры. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму.
Можно было раздуть целую бурю из этого. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать.
Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы.
Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Вот как нужно отвечать на события дня. 4. – С радостью, – ответил художник.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил. Каждый из участников события написан с натуры. После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы».
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме.
Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Этому влиянию принес дань даже его великий антипод Делакруа, внимательно копировавший сатирические фигуры Купальщиц и Купальщиков Домье, казавшиеся ему пределом анатомического знания тела.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе.
Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой.
Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св. Это был знаменитый Гаргантюа. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Зачем еще кому-то об этом знать.
И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». 7.
И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Домье. воспроизводимую гравюру В партере).
Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Не каждый понимает замысел художника, который пытается выразить какие-либо черты человека в иронической форме. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. С именем Курбе связывают создание новой эстетики, обосновывающей ценность утверждения в искусстве будничного, повседневного, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031.
Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Домье показал Ратапуаля двояко. Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать.
«Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. – Радуйтесь. 1848, Прага, Национальная галерея). Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».
С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Домье не был иллюстратором — он был активным творцом.
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. – спросил Домье. Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Оба отказались.
) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Домье не любил многие новшества. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя.
Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Эти классовые симпатии и антипатии Домье еще яснее обнаружатся перед нами из дальнейшего обзора его бытовых рисунков и его жанровой живописи.
Каков его политический быт. его рук. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Наоборот, Домье идя по следам Леонардо-да-Винчи и Брейгеля-старшего искал животные черты под маской самого человеческого лица, под личиной самой человеческой фигуры, сохраняя при этом всю реальность живого сходства.
Именно в этот период — 50—60 гг. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. И здесь художник разоблачает взаимный обман, надувательство, лицемерие, фальшивую частную и общественную мораль буржуазного общества. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Я считаю, нужно ему помочь. Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Убежденный республиканец, он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. Каково мироощущение этого буржуа. Оноре Домье – Ознакомьтесь с интересным выбором репродукций картин данного художника и будьте уверены в новом облике ваших стен благодаря репродукциям на холсте.
1863, Париж, Музей Орсэ). В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма.
Моро-младший, Сент Обен или Лайкре видели в театре прежде всего торжественное зрелище, величавое и симметрично-монументальное они возводили зрительный зал и сцену, как некую панораму. А вы. В самом деле, этот многогранный художник почти одновременно работал на всех трех фронтах изобразительного искусства: лепил, рисовал, писал красками.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Как рисовальщик на камне, он не имеет себе равных ни до, ни после себя, как Дюрер и Хокусаи — в области ксилографии или Рембрандт и Гойа — в офорте и акватинте. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. К живописи Домье рвался всегда. Иногда т его искусстве проскальзывают ноты салонной красивости и тогда оно отмечается правительственными наградами, которые художник отвергает. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки.
Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина.
С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов).
Игра светотени или, вернее говоря, борьба световых и темных масс — вот стержень всего искусства Домье. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877).
Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Здесь художник еще раз собрал воедино все свои модели, чтобы показать парламентскую машину за работой, — за работой, которая совсем не отвечает высоте своего назначения, а, наоборот, лишь выявляет мелкие обывательские слабости этих скучающих, дремлющих, нюхающих табак и злословящих кретинов— пэров Франции. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. – Зачем. Известность художника выходит далеко за пределы Франции.
Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Престарелый художник устал.
Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». За эти 40 с лишком трудовых лет художник развил исключительную производительность, оставив после себя 4000 литографий и 900 гравюр на дереве, к которым надо присоединить еще около 400 картин маслом, акварелей и набросков.
Он сам был живым участником борьбы. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ). Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах.
Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Условимся, однако, как понимать эту живописность.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Так именно было с волновавшей Домье под конец его жизни темой об эмигрантах-беженцах, очевидно, навеянной политическими обстоятельствами. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Обращаясь к повседневной жизни современного города, к образам людей труда, Домье своей живописью, так же как и графикой, пролагает новые пути реалистическому искусству.
.