Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Основой процветания города была торговля хлопком. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Свою карьеру он начал как мастер реалистического портрета. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Импрессионисты стали по-новому воспринимать дополнительные цвета — по принципу контраста.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Некоторые выставки он помогал организовывать. То есть, далеко не всё. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль. Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Хюттингер).
С направлением его роднят черты сходства менее наглядные, но более глубокие. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Слова Сезанна о Моне: «Моне — это только глаз, но, Бог мой, какой глаз. » — можно отнести к импрессионизму в целом («Вид Темзы и парламента в Лондоне», 1871 «Бульвар Капуцинов в Париже», 1873 «Скалы в Бель-Иле», 1886). Последние качества особенно прослеживаются в его натюрмортах, которые он писал уже будучи недвижимым, прикованным к креслу: они исполнены с чувством глубокого осмысления классической традиции, поражают богатством колорита и благородством формы («Розы в хрустальном бокале», 1882—1883). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Импрессионисты шли к своей цели, фиксируя изменения цвета, а Дега – наблюдая движение. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Поздний импрессионизм (середина 80-х – 90-е гг. ) развивался в период сложения стиля "модерн", различных направлений постимпрессионизма.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Это относится и к тем произведениям, которые исполнены в масляной технике, но еще больше — к его этюдам пастелью, которой Дега много работал всегда, особенно в последние годы жизни («После ванны», 1883 «Женщина в тазу», 1866 «Женщина перед туалетом», 1894). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности и т. д. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Так появляются его знаменитые «Стога», «Руанский собор».
Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877, Музей Орсэ, Париж). Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Скоро разочаровавшись в академическом обучении, все четверо бросают занятия у Глейра.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Одна только тема наводнения в Порт Марли составила у него целую серию. Она неоднократно повторялась в его творчестве. Остальные выполнены пастелью.
Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Со временем стиль художника становится все более монументальным.
Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Наиболее «импрессионистическая» вещь Мане — «Бар "Фоли-Бержер"» (1881—1882).
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Изображенные им парижские улицы и бары, парижская толпа, современный ему ландшафт, портреты его друзей, парижская богема — вся современная ему жизнь понята и передана им во всем богатстве остро и точно схваченного движения и разнообразия случайностей, что несомненно характерно для импрессионизма в целом («Нана», 1877). «В искусстве ничего не должно быть похожим на случайность, даже движение», – заявлял Дега. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. В последние годы жизни Дега показал себя незаурядным скульптором. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Живописцу очень повезло. Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». В 1861 году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафе и ресторанов. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
В этом их сила и слабость. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра.
Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара) фигуры людей, освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п. Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами. Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло Дега свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Отсюда ощущение зыбкости и мерцания, образ мира почти ирреального. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Констэбла, барбизонской школы, К. Коро и др., разработали законченную систему пленэра.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Дега является одним из классиков импрессионизма. Для Дега, как и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно «случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность ибо изображение мгновения у художника являлось результатом внимательности наблюдения, глубокого анализа и затем – максимального обобщения.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду и скоро все детали на ней придут в движение.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Дега, пожалуй, самый глубокий из всех импрессионистов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. С начала 80-х гг.
Он писал в основном женскую модель, портреты и «ню» — обнаженную натуру. Блестящий художник, он одновременно и замечательный мастер пастели и рисовальщик. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Его произведения ничего не воспевают.
Дега старался схватить и запомнить своим острым «внутренним взором» характерное и выразительное и, когда садился рисовать, умел передать самое главное, отбросив случайное. В свое время интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портреты являлись для Дега только предлогом изображать определенные ситуации, а изображаемые лица превращались в простых персонажей бытовых сцен. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. А. С. Пушкина в Москве. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Он жил один. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане.
Чего-то им не хватало. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах.
Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Прежде всего воплощение в полотнах непосредственных эмоций, кроме того, современные художники не чурались погружения в жизнь простого народа, они черпали оттуда вдохновение. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира.
В семидесятых годах Дега становится на пути импрессионизма. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега писал своему другу: «Один хлопок. «Голубые танцовщицы». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Формирование импрессионистов началось, вокруг Эдуарда Мане (1832—1883). Столь же выразителен и колорит произведений Дега, достигающий пронзительной звучности. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Истинным главой импрессионистской школы явился Клод Моне (1840—1926). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Живипиная традиция большинства импрессионистов шла от колористических завоеваний Делакруа. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Глядя на портреты Ренуара, понимаешь, что человек—самое прекрасное в общей гармонии мира.
Мне нравится эта суровость». И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. «Семейство Беллели». Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Что считалось актуальным в то время. Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы».
Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства. В них нет психологической глубины, человек воспринимается художником как часть природы («Мадам Моне», 1872 «Девушка с веером», около 1881, портрет актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари, 1877).
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением». Но с пейзажами у него не сложилось. Они называли себя «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Но, следуя основным принципам импрессионистического искусства, творчество Дега вносило в них существенные коррективы. С тех пор навсегда определились мотивы Сислея – изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и малоприметные уголки провинциальных городов. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.
Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э. Мане.
Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. В пейзаже они (особенно Сислей и Писсарро) развили пленэрные искания Дж.
Последовательным импрессионистом не был и Эдгар Дега (1834—1917). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки («Урок танцев», 1874, «Проездка скаковых лошадей», 1880, «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», 1897, «Гладильщицы», 1882, «Прачки», 1876—1878, «Абсент», 1876). Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
стадий работы в один непрерывный процесс. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Весна", 1877, Музей Орсэ, Париж). Получая многократные отказы импрессионисты не могли больше ждать одобрения Салона. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, -- все это вызывало к нему известное уважение. Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
В полотнах изображающих балерин, написанных на исходе века, художник, все еще искусно фиксируя миг, уже направляется в сторону более монументального видения ХХ столетия, его можно даже посчитать предвестником фовизма. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Мои первые искания цели жизни, которые осуществлялись с помощью книг. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Последние его годы были драматичными: творец, удивлявший товарищей безупречным зрением, скончался совсем плохо видящим. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.
Подлинными его учителями явились Тициан, Веласкес, Гойя, Хале, Рубенс. Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар, Б. Моризо, отчасти Дега). Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи.
Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Письмо Ренуара виртуозно. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Он жил один. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Намереваясь найти прекрасное в обычном, молодые новаторы поселились в Шайи близ Фонтенбло.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Старшеклассникам о них самих».
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Дега изображал только то, что видел, но это «что» было у него иным. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Он изображал себе иного учителя – Энгра, ревностного приверженца классической доктрины, блестящего рисовальщика, провозглашавшего, что «рисунок заключает в себе три четверти с половиной того, что составляет живопись». В последний период Дега много работал над изображением обнаженной женской фигуры.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Правда, «хорошая книга стоит того, чтобы ее прочитали дважды». В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872, Музей Орсэ, Париж "Вспаханная земля", 1874, ГММИ, Москва). С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже.
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Книга называлась толи «Беседы о смысле жизни», толи «Время поисков и решений. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Его образы построены на гармонии чистых, мажорных, радостных, красочных сочетаний («Качели», 1876, «Молодой солдат», около 1880 «Бал в Буживале», 1883). В этом и заключается парадокс.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Его композиции всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности, который так характерен для импрессионизма в целом («Мулен де ла Галетт», 1876 «Зонтики», 1879). По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.
В ранней молодости Ренуар расписывал веера, шторы, был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некоторую «плавкость», текучесть мазка. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Он также был известен как способный мимический актёр. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. В его живописной технике также есть своеобразие: он широко употребляет лессировки.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Однако, получается, что у меня пока в жизни не было по настоящему «хороших книг». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Все здесь полно осмысленного движения. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Что считалось актуальным в то время. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Об этом великом и замечательном художнике я узнала впервые уже порядочно давно. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. И так и должно быть.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
Наиболее совершенными работами в этой области следует считать выполненные в 1876 году портреты писателя Дюранти и гравера Мартелли. Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Эдгар Дега (1834-1917), так же как и Мане, целиком посвятил себя изображению человека. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Он был старшим из пятерых детей. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Женщины Ренуара одного ярко выраженного типа: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой над низким лбом, пухлые красные губы — тип парижской гризетки второй половины XIX в. Их очарование — в едва уловимых, зыбких оттенках настроения («Завтрак гребцов», 1881).
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Однако за всем этим постепенно теряется цельная картина мира, его материальность («Туман в Лондоне», 1903). Эдгар Дега – выдающийся художник-импрессионист.
Таким образом происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких. Он всегда стремился психологически раскрыть образ, показать как-то по-новому внутренний мир человека. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Многое, однако, Мане связывает с импрессионизмом, особенно в работах 70-х годов: это прежде всего живопись на пленэре, высветленная палитра («Аржантёй», 1874 «Берег Сены в Аржантёйе», 1874 «Партия в крокет», 1873 «В лодке», 1874). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей— и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета.
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. За спиной прекрасной барменши отражается в зеркале зал, наполненный людьми. Иногда он прямо следует в композиции классически известным произведениям. В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны. Эдгар Дега, картины которого никого не оставляют равнодушными, выделялся из толпы импрессионистов тем, что изображал исключительно фигурные композиции, однако вскоре он перестал ограничивать себя только портретами и начал писать всадников на конях, скачки, сюжеты в кабаре и кафе, прачек, швей, танцовщиц, а также девушек, приводящих себя в порядок. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в Импрессионизме самостоятельным объектом изображения (главным образом в произведениях Моне). В 1866 году Сислей работает в Марлотте с Ренуаром, в 1867-м – в Онфлере с Базилем. Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее.
Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Что считалось актуальным в то время.
В 1873году художник вернулся в Париж. В настоящее время картина хранится в Музее искусств им.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. В 1874 году группа художников совершила прорыв: организовала свою собственную выставку. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар.
Художника обвинили в аморальности, вульгарности. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Но сцены Дега полны острого ощущения современности. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Эти качества особенно пленяют в детских портретах Ренуара, которые он писал часто по заказу, выставляя (к огорчению верного юношеским идеалам Моне) в Салонах и которые имели неизменный успех на выставках и у заказчика («Мадемуазель Ирен», 1880 «Габриель с Жаном», 1895 портрет сына художника —Жана, 1898 «Клод Ренуар», около 1906). В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Тема танцовщиц была близка Дега.
.