В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. На рубеже 19 и 20 вв. В полотнах воспевался мирный труд.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Федотова. В них находит своё отображение типичный поток времени. В 1768г. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов и романтиков.
Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Русская живопись ценится во всём мире. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. означает «молитвенный образ».
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Деталь фрески.
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. И с Анной Карениной и с Настальей Филлиповной и с дочерью художника Софьей и с крестьянкой Матреной Саввишной, которая стала женой дворянинаБестужева и скняжной Варварой Туркестанишвили – фрейлиной императрицы Марии Федоровны, фавориткой Александра, которому она родила дочь, а после покончила с собой. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851).
Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Иерархия жанров, упомянутая выше, — официальная «рейтинговая система», принятая Французской академией изящных искусство. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. В XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком.
Увидев любую из этих работ, невозможно её забыть, как и самих авторов. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ).
Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Корин). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв.
Саввинская слобода", 1883). Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
(К.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами.
В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. что тоже чувствуется в этой работе. Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.
Центральная часть триптиха – «Благовещение». Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.
Учился у Робера Компена, . Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Серебрякова, Д. Д.
В картинах мастеров XIXв. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Это его и погубило.
Может быть, в этом и состоит загадка, что полотна, созданные на бескрайних просторах России, выделяются некоторой изысканной суровостью, но, в то же время, притягивают неброской красотой, от которой трудно отвести взгляд. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Многие картины великих русских художников все мы знаем с раннего детства.
Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры людей определённого исторического времени. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Тщательно выписана его грузная, пузатая фигура, одутловатое лицо, спутанная борода, осовелые глаза, малиновая ряса и голубой омофор и облачение.
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж интерьер.
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Особое место в искусстве XIXв. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. В любом случае, в отличие от «академической»точки зрения, жанровые картины вполне способны передавать моральныесообщения и выражать скрытые подтексты. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
И это замечательно, ведь все движется вперед. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Люди изображенные на картинах бытового жанра, не известны истории, а события не несут глобального характера. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер.
Пластов, А. А. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г.
Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Коржев, В. Е. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Мурашко, З. Е. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Золотой Плес", 1889 " После дождя. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур.
Волга", 1891–1895). Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США).
Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Это связанно с тем, что жанровые картины не рассматриваются как «вдохновляющие» и не содержат «посыла» и «рассказа», характерного для конкурентов выше, хотя это и является спорным утверждением. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. По стилю работ ученик Боровиковского.
Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано.
В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств.
Плес", 1889 "Свежий ветер. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Жилинский, Г. М. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Ок. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Сокольники", 1879, "Мостик. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
Иконопись в переводе с греч. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Наверняка все эти картины или хотя бы большая часть из них, вам знакомы.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. nu – нагой, раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В 1850—60-х гг. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
Нередко подобные картины небольшие по размеру. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Курбе и Ж. Ф.
Характерно и объединение жанров в более общие названия. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Характер изобразительных сюжетов тоже различен.
С кем только её ни соотносили. Ню (произошло от фр.
В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. В изобразительном искусстве термином «жанровая живопись» определяется картина изображающая ситуации и сцены повседневной жизни. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. События могут развертываться на природе или в помещении. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы.
Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В 16–18 вв.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. В этом состоит отличие от классического подхода, при котором композиции преисполнены драматизма и героизма. «Танцоры и музыканты».
Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы.
Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Далее вы можете увидеть 20 знаменитых картин великих русских художников. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. В средневековые времена в искусстве стали популярны жанровые сцены, отображающие конкретные взгляды художника на повседневную жизнь. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства.
Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро».
Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
Оно стало дополнять другие жанры живописи. Серьезное развитие жанровой живописи произошло в 17-м веке, под влиянием голландской реалистичной школы, в которой стоит выделить ЯнаВермеера (1632–1675). Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра I, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником.
Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство XIXв.