Бытовой жанр на картинах художников. Бытовой жанр в искусстве Быт Бытию Естественный ход событий Повседневный быт Особенности бытового жанра Разнообразие бытового жанра. Артпостергалерея предлагает подобрать себе качественные репродукции картин бытового жанра знаменитых художников по доступной цене.
Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века. Коржев, В. Е.
Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Узнаваемость героев, созданных в рамках масляной живописи бытового жанра, типичные обстоятельства, делали такие картины очень популярными и любимыми в народе. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю).
Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством.
Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Благодаря особой эмоциональности сюжета произведения, наличия разных персонажей, детального описания обстановки зритель словно становится участником событий, которые видит на полотне. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
В 16–18 вв. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов).
Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др. Корин). Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур.
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Волга", 1891–1895). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. П. Кончаловский). Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
П. Норблин). Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах -- как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5--6 вв. Художник любил простых людей, находя в этом определенную лирику, это отразилось в его картинах показывающих нелегкий крестьянский быт.
Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). В картинах мастеров XIXв. На рубеже 18 – 19 вв. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью.
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Реалистические тенденции буржуазной революции в бытовом жанре проявились в искусстве Италии (П. Здесь может быть воспета тихая домашняя обстановка, пронизанная необыкновенной сердечностью и теплом или непосильный труд крестьян, возложенный на их плечи данной исторической эпохой. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж.
Судите сами: «Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. А. Бронников, К. Е. Маковский). Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). передвижники. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
«Танцоры и музыканты». Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Ню (произошло от фр. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев -- В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему.
В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Русь", 1900) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанризмельчал, будучи обремененным нравоучительностью. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан. В период Сун (10--13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Веласкес и др. ).
Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время. Их веками игнорировало, не замечало искусство.
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).
Ракши, «Летом» А. И. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
А. Пластов), города (Ю. И. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. В. Герасимов). Вальдмюллер, К. Шпицвег). В период Тан (7--10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта.
В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. О чём рассказывает бытовая картина. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10--13 вв.
Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др. Композиции произведений живописи, выполненных в бытовом жанре часто настолько динамичны, что кажется, стоит на секунду отвернуться и персонажи примут другие позы и изменят выражение лиц. Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв.
«высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Жилинский, Г. М. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К. И. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Плес", 1889 "Свежий ветер. В 1768г.
Лонги), Германии (Д. Пластов, А. А. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Золотой Плес", 1889 " После дождя. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Однако наличие чёткой сюжетной линии в подобных картинах, возможность понять и проникнуться в происходящие события изображённые на полотне, а также особая реалистичность выделяют такой жанр в отдельное направление живописи. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением.
Мурашко, З. Е. Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи.
испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Обычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что являлось доказательством того, что они стали мужем и женой.
Ок. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Делакруа, О. Верне). Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
Каждая деталь этих образов полна символической значительности. События могут развертываться на природе или в помещении. Нетсхер в Голландии). Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Испанец Д. Веласкес наполнил высокой поэзией реальные сцены придворного и народного быта, показывая эмоциональную связь человека со средой, сопоставляя изысканность и сословную гордость дворянства со здоровой и естественной красотой простых людей. К этому же приему впоследствии часто прибегали европейские художники, особенно в эпоху Возрождения. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Художники воссоздают жизнь деревни (А. По стилю работ ученик Боровиковского.
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек.
Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
Ходовецки), Швеции (П. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне.
В них находит своё отображение типичный поток времени. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии.
Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. На рубеже 19 и 20 вв.
Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. Сокольники", 1879, "Мостик. Попкова, «Земляничная поляна» Ю. М. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи -- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти -- 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. В 1850—60-х гг. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба».
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Саввинская слобода", 1883).
На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. что тоже чувствуется в этой работе.
Курбе и Ж. Ф. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж.
К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Особое место в искусстве XIXв. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Пименов), семьи (П.
При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Деталь фрески. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического исторического и бытового жанров. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. (К. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого и современности (Ф.
Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры людей определённого исторического времени. Пожалуй, ни с одним жанром не граничит столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Хиллестрём), Польши (Я.
Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Федотова.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века.
Серебрякова, Д. Д. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. В искусство XIXв.
В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Пименова, «Мать и сын» В. Е. Социалистический реализм, предлагаемый правительством и чиновниками советским художникам в качестве основного направления в масляной живописи, более всего находил своё отражение в бытовом жанре, так как картины, созданные в духе социалистического реализма, показывали жизнь простого народа и несли в массы определённый идеологический настрой.
Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка». Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
В полотнах воспевался мирный труд. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Лактонова и многих других. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Центральная часть триптиха – «Благовещение». Учился у Робера Компена, . В левой створке алтаря – донаторы в левой части алтаря: люди, занимающиеся повседневным делом – молитвой.
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано.