По Писанию они все еще закрыты. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Все это затрудняет понимание смысла босховского искусства и толкает ученых к самым различным его интерпретациям. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Они напоминают о герое тогдашнего народного сказания, пытавшемся поумнеть именно таким способом.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом.
«А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Это увлечение длилось несколько десятилетий. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Над ними сидит сова, как воплощенное зло. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители.
Босх и реален и символичен. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. 1505, Берлин, Государственные музеи).
В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Детей эта пара так и не завела.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В другом алтарном триптихе Страшный суд ад изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Его полуобнаженное тело все в крови. И даже Игорь Фёдорович, да. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Но вот створки раскрыты и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник. Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Значительное количество символов Босха являются алхимическими. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – это выделило и обособило его от ванн Акенов.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Рядом сидит в кресле тучный монах.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. рядом).
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. На черном фоне расположен под ним Ад. 14. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Это уже безнравственность и блуд. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.
Спорна центральная часть. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Жизнь его протекала внешне спокойно. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми.
В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. 13.
В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Это было последнее произведение Босха. Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Это название, часто упоминаемое в литературе того времени, относится к борделям и притонам, где посетители предавались всевозможным порокам вроде светской музыки, азартных игр, алкоголя и продажной любви, которые в любом сочетании ведут к греху. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время.
Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Что же мы видим у Босха.
Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Босх не указывает конкретно на грешника. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». в боковом пределе) братства.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Лишь семь творений Босха подписаны. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Юный Иоанн, нежный профиль которого рисуется на фоне горы, словно весь превращен в слух, стараясь точно записать слова Откровения, диктуемые ему ангелом.
Творчество Босха загадочно. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Босх – был личностью весьма интересной.
Бог видит «. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
Достоверные факты скупы. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Его техника называется алла прима.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Перед странником лежит ненадежный мостик. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Босх всецело отдал себя в творчество. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Картина Босха показывает корабль. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Меня зовут Лубберт Дас». Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены.
Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Он напоминает гигантскую строительную площадку. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. И наиболее сложным.
Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Безжалостность – вот что она значит для живописца. 15. На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Пастыри и паства совместно беспутствуют. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
12. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Перед вами – репродукция картины Босха. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Вот, собственно и всё. Другой объелся до рвоты.
Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Израненного Христа в терновом венце, со связанными руками палачи выводят на высокий каменный подиум. 11.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Это очень тонкая аллегория.
Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Семейная мастерская ванн Акенов специализировалась на выполнении настенных фресок, золочении деревянных скульптур. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Это – кощунственная для церкви мысль. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру.
Ад изображен в правой части триптиха. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Он – живое обличение глупости и безбожия. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Как воссоединится душа с телом. Внизу под ним буйствует Жадность. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя.
Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже.