Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Особенного внимания заслуживал его мазок. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Так и случилось. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Но об этом уже сказано в других разделах. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Помогает определиться в пространстве также окно. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Преподавание велось на некоммерческой основе.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Речь идет о фовизме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Стайны подружились с художником. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Ж. Помпиду). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы, возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Углы комнаты даёт другим цветом. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Ж. Помпиду, Париж). Холст, масло. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Разумеется, это иллюзия. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
«Мне стало неинтересно копировать предмет. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Анри Матисс.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Зачем. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Он знакомился с художниками разных стран. Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
У создания картины «Танец» своя необычная история. fauves). Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Лучшим своим творением Матисс считал фрески и витражи Капеллы Чёток в коммуне Ванс недалеко от Ниццы, работа над которыми была завершена в 1951 году. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Очертания стола с трудом угадываются.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Существуют лишь предположения искусствоведов. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости.
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Другое название этой работы – «Десерт».
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Доминика и Девы Марии. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Тема панно — танец. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Все люди на картине находятся в неподвижности. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе».
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Ни одной лишней детали. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Исчезают стул и обои. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Такой, какой был у Матисса в его доме. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.
Творить он не переставал до конца. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Он является продолжением ковра на стене.
Жил Матисс в это время трудно.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
260 х 389 см. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Больше ничего нет. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Он превращает ее лицо в маску, разделенную посередине зеленой полосой, абстрагируя ее черты и стену позади нее в хроматический пазл. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Ковёр на этой картине – реальный. Картины Матисса этого периода, в частности Компотница и цветы, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. В настоящее время существует в двух версиях.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
А. Матисс «Музыка» (1910). Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Холст, масло.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
.