Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. Попытка оправдания простого, «земного» человека особенно отчётливо выражена в изображении Страшного суда, занимающего западную стену храма. С именем И. П.
В 17 веке Москва стала центром русского искусства. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». де Велли). Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях.
Эскизы знамён тоже принадлежат С. Ушакову. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей. Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Обрёл новую форму светский жанр – портрет.
И, возможно, на всю жизнь остался бы провинциальным портретистом, если бы не путешествие императрицы на юг России, которое она предприняла в 1787 году. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Тот ли это Фирсов, который в пятидесятые годы в составе живописной команды Канцелярии от строений создавал барочные десюдепорты. После смерти Петра I в России начались сложные времена. Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). Он занимался восстановлением икон в Благовещенском соборе.
В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Художник А. П. То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме).
В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом. Исходя из этого меняется роль произведений живописи: икона теперь является не только священным изображением, но также и предметом любования.
Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Культура России 17 века, в том числе и живопись, была пропитана светскими мотивами. С другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым.
Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Им был выполнен для царя чертёж «Течение Дона от Воронежа до Азова». Прекрасные мосты и обелиски, башни, колонны гармонично сочетаются с естественной природой.
При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.
«Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть.
Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями.
Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л. Образованное общество, впрочем, не хотело видеть в крестьянах только разбойников или безликих и бесправных добывателей материальных благ. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка. Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). Традиционная древнерусская иконопись с ее плоскими изображениями, соподчиненным расположением фигур и обратной перспективой не могла передать красоту и разнообразие окружающего мира. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. Трощинского, генерала Ф. А.
Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Первое народное ополчение. Булат Окуджава. Стремительные перемены произошли не только в политике — они затронули самые основы жизни людей их отношение к миру и друг к другу, быт, одежду, множество повседневных мелочей из которых, собственно, жизнь и складывается. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери.
Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты. Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Предрассудки оставались в прошлом, научный подход ощущался и в творчестве живописцев.
Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа.
Существовал ли какой-то иной путь. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века. Это сказалось и в пристрастии художника к изображению красивого человека, окруженного столь же красивым пейзажем и богатой архитектурой и в том, что в этих фресках с необычной для древнерусского искусства смелостью дано изображение нагого тела («Блудница на Звере», «Жена Пентефрия», «Купающийся Нееман», «Непорочная Сусанна», «Вирсавия» и др. ). Как найти и узнать близкого человека.
Русское искусство этого столетия – явление крупное, художественно яркое и противоречивое. Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Он вошел в историю русского искусства прежде всего как изобразитель Гатчины, Павловска Петергофа. Наиболее популярными были «парсуны» М. Скопина-Шуйского, Ивана IV, царя Алексея Михайловича, стольника Годунова.
Таковы портреты О. К. В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. С. Ф. Щедрин (1745 — 1804). Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии.
Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись. В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону и «строгановский» (заказчики – купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом изысканностью и богатством орнамента. Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык. «Годуновская» школа иконописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону.
В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Одна эпоха, сходные исторические процессы Люди, живущие в разных концах Европы, часто обнаруживают в себе гораздо больше общего, чем почему-то принято считать. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина.
Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке». Его преемники, поглощенные борьбой за власть, были мало озабочены судьбами государства и его талантливых подданных. Человек в росписях XVII века— обычно деятелен, мечется, жестикулирует, работает никакой погруженности в себя, неподвижной созерцательности.
Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий. В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи.
Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин. Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный.
Его считают одним из основателей русской портретной школы. Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин. Во главе неё был поставлен один из наиболее образованных людей того времени боярин Б. М. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р.
Симон Ушаков считал, что живопись должна быть реалистичной и даже Бога и святых предлагал изображать так же, как людей. Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) — самый яркий тому пример.
Художники в стиле классицизма подражали античным скульпторам, вот таким образом на картинах фигуры часто похожи на греческие и римские статуи, персонажи совершают героические поступки. Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции. То, что Россия совершила этот переход так поздно, повлияло на ряд специфических особенностей её художественного развития. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове».
Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Он был крепостным в течение всей своей жизни.
Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Фресковая живопись XVII века с большой оговоркой может быть названа монументальной. Изображений Спаса работы Ушакова сохранилось несколько — в собрании Третьяковской галереи, в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Загорске, в Историческом музее и т. д. Самая ранняя из этих икон относится к 1657 году и хранится в Московской церкви Троицы вНикитниках. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель и митрополит Пётр, первым перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. краеведческий музей, город Истра). Портрет петровского времени).
Нередко они служили пособиями для русских художников. Главное в этом небывалом расцвете искусства — немыслимое ранее расширение возможностей живописи, активное отношение к действительности, глубина психологического проникновения во внутренний мир человека. Живописи барокко присуща известная театральность.
При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвий, полковых знамён, шитья, ювелирных изделий. Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др. Фреска церкви Ильи Пророка. Рис.
Об этом наглядно свидетельствует вся предшествующая история древнерусского искусства. Особенно изыскано в этом отношении икона 20-30-х годов XVII века «Иоанн Предтеча в пустыне». Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства.
Руководил работами Иван Панссеин. Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. Выдающимся иконописцем того времени был Симон Ушаков (1626-1686).
В обществе происходили глобальные изменения. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте. Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства.
Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Стиль барокко, возникший в начале ХVII века не имел своей развернутой эстетической теории. Ушаков был новатором. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682).
Быстро стал знаменит, получал много заказов. Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2.
Такова, например икона «строгановской» школы Прокопия Чирина «Никита – воин» (1583 год). Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения и добиться телесного цвета лица, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения и почти классической правильности черт. Впрочем, последнее не суть важно.
Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия.
Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу. в домовой церкви Никитниковых в Москве, они пожелали запечатлеть и себя. Ее можно было бы назвать «Нищие».
Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Художники начали испытывать свое мастерство изображая людей, таких какими они были с их пороками и качествами. Среди росписей, сделанных в 1652-1653 г. г. В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Так назывались портреты – искажённое слово персона.
В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. С момента появления такого вида письма сохранялась иконописная традиция, а уже чуть позже «парсуны» стали более реалистичными. Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника.
Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Росписи насыщены занимательными подробностями. К лучшим произведениям данного направления можно отнести изображения царя Федора Иоанновича (вторая четверть XVII века, ГИМ), князя Скопина-Шуйского (вторая четверть XVII века, ГТГ)», Ивана IV (вторая четверть XVII века, Копенгаген, Национальный музей). Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.
Огромное влияние навевалось с запада. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда». Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).
Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. Художники были заинтересованы в более реалистичном изображении личности, развивалось «парсунное» письмо – портретные изображения.
Это портрет известного заводчика П. А. Мастер обратился к древнегреческому эпосу. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета».
К сожалению, до сих пор ни одного из этих портретов обнаружить не удалось. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. Румянцевой, А. К. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Живопись в 17 веке в России изменила свой вид.
В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы ит. д. 17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума.
Не случайно XVII век называют иногда веком живописи. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя.
Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи.
О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Преобразования шли во всех сферах жизни – политической, общественной, социальной. Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника.
Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Судьбы этих людей часто складывались трагически.
Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Все это, конечно, не от недостатка таланта. В данном случае показательно творчество Трухменского. Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет.
Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева.
Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668). Правда, отдельные элементы реалистического восприятия можно видеть уже значительно раньше. И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам.
«Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской» школы носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской» школе и к противопоставляющейся ей «строгановской» школе иконописи. А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Одной из первых европейских держав.
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4.
«Строгановская» икона – небольшая по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Затем был направлен в Академию.
Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Учился он у И. Б. Ушакову, несомненно, были знакомы некоторые основы перспективы. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно.
Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин.
Они абсолютно живые. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных.
Расписывали много, но иначе, чем раньше. Декоративизм — одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. Ушаков происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. В России начинает получать распространение такое явление как светская живопись. Заслуга «строгановских» мастеров в том-то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа.
Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание. Нарышкиной, М. И. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. Они облачены в праздничные разноцветные одежды.
Они соединяют нарочито выпуклые, реалистически объемные лица и по-иконописному плоскостные узорчатые одеяния. Исторически XVII век в России характеризуется расширением и углублением политических и культурных связей с близлежащими и дальними странами. Орнамент покрывает архитектуру, фигуры людей их костюмы из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны.
В1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «художник» – придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду.
Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII века. Пейзаж служил украшением или фоном, в лучшем случае усиливающим эмоциональное впечатление от произведения. Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе.
Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием. («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. Появились политические партии, периодическая печать.
Щукин (1762—1828). Художники все больше стремятся к изображению внутренней жизни человека, его глубинных переживаний. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Ни в коем случае. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»).
Укрепляя основы совершенной монархии, она даровала привилегии дворянству — своей главной опоре — и усилила закрепощение крестьян. Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Фрески этой церкви также являются выдающимся памятником монументальной живописи Ярославля. В центральном, самом большом медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы.
Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон. В живописи XVII века можно выделить несколько направлений.
Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин.
В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей. Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении.
Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Богатые купцы Строгановы были почитателями икон. Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Есть изменения и в языке изображения.
Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Эти росписи погибли вместе с дворцом. Искусство занимает принципиально новое место в жизни общества, оно становится светским и общегосударственным делом. Для них более важно действие, сюжет.
Он варьировал ее приемы в императорских портретах.
Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). В дальнейшем И. А.
Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке).
Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. Портрет — парсуна (от искаженного слова «персона» латинское «регsona», личность) — родился еще на рубеже XVI— XVII вв. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны.
Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1.
Измайловой, М. А. Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок.
Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать возможно более похожими. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Основной темой искусства стал именно человек. Несмотря на развитую специализацию, 17 век живописи стал веком искусства.
Портреты супругов Бутурлиных, А. М. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства. Их создателями являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских и других артелей. Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко.
На стенах фрески расположены в семь рядов. Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. Художники «строгановской школы» тщательно выписывали на иконах мельчайшие детали, строили сложные композиции использовали яркие краски, которые делали иконы праздничными. Диана, продемонстрировала свои умения и не скрывает своей радости, потрясая в воздухе луком и колчаном. Италия играя ведущую роль в живописи, архитектуре и культуре западноевропейских стран в эпоху Возрождения, к концу XVII века постепенно теряет ее.
Была ли в том необходимость. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы. В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера.
Рокотов и Левицкий. Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. Боровского.
В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л. Вдали на горизонте, как бы на фоне синего неба, вырисовываются тёмно-зелёные силуэты деревьев, одиноко стоящих среди ржаного поля. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой. В это время перемены ощущались особенно ярко.
Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Но именно сочетание несочетаемого помогает дать убийственно точную характеристику Демидова, обладавшего, с одной стороны, незаурядным умом, а с другой — весьма причудливым нравом с ярко выраженными признаками нелепого самодурства. Новые веяния в русской живописи 17 века отчетливо проявились в «парсуне» (происходит от слова «персона»), ставшей начальным этапом становления реалистического портрета. Ушаков расписывал стены Коломенского дворца Алексея Михайловича. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме.
Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году). Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. При всей наивности формы, линеарности, статичности, локальности есть уже, пусть и робкая, попытка светотеневой моделировки.
И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Какое многообразие характеров и настроений. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску.
В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы.
Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. Основная же причина в том, что в петровскую эпоху резко выросла значимость личности — активной, жаждущей самоутверждения, ломающей традиции и сословные барьеры. Впрочем, нам сейчас важно другое. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. Когда и где написана картина.
Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Герои художника обычные люди, он старается приодеть их в красивые одежды и сделать как можно миловиднее.
Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. Классицизм и реализм – свойственные той эпохе тенденции, противопоставлялись стилю барокко или другим компонентам этого стиля. Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов. В ней Левицкий проявил не только мастерство и чувство юмора, но и, пожалуй, незаурядную смелость. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Портрет становится более интимным.
Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился. В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Она создана как будто на одном дыхании. Это — близость внутренняя.
Особенно сильно на развитие русской живописи повлияла работа иконописцев Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. На границах соприкосновения света и теней загораются золотистые, белые и красные цвета живописи. «Большие размеры холстов их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных напоказ драгоценностей призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. Филипповой, В. А.
Хитрово. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Изменения также затронули и иконопись. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства.
Вишняков занимает особое место в этой среде. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Искусство Караваджо породило целое направление – караваджизм, получивший распространение не только в Италии, но и в Испании, Фландрии, Голландии, Франции. Шувалова». Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям. Герои летописей и легенд встали в один ряд с античными и библейскими персонажами, демонстрируя тот же пример сильных страстей и высоких чувств. Об этом свидетельствуют не только изображение Кремля в иконе («Насаждение древа»), но и подробно и тщательно разработанные архитектурные фоны некоторых гравюр исполненных на меди по его рисункам гравёром Афанасием Трухменским («Давид», «Варлаам и Иоасаф»).
Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Основные черты развития монументальной живописи на стенах XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. Во многих росписях, в том числе и церковных, религиозная тема отходит на второй план, что особенно становится заметно во второй половине столетия. Художники под его руководством написали 249 сложных композиций и 2066 лиц. Вторая особенность — праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного Писания на красоте природы, труда человека, то есть жизни во всем её многообразии.
В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Такие похожие и такие разные. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире.
В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет». Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина.
Причем работы великолепные. Державина, Д. П. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3.
Расписывали много, но иначе, чем раньше. Тесной группой стояли они в молитвенных позах. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи. Главное место отведено композиции на тему «Премудрость созда себе храм».
Но главное у Шибанова — лица. Демидова. Декоративизм — одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия.
Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи.
Особенно после разрушительной пугачевской войны. Излюбленной темой его становится СпасНерукотворный. Это полотно производит сильное впечатление. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Несколько позднее Ильинской, в 1694—1695 годах, была расписана церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Но — сдаваться. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных.
С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа.
Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл.
Плугин, что человек в росписях этого столетия редко предстаёт созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны». Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу.
Лопухиной, Е. Н. 1754). В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты. В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. Стало популярным заниматься портретами как увлечением.
Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах.
Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Ушаковым. Россия стояла на пороге нового времени. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы. Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. Аргунова (1771 — после 1829). Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника.
Писать картины требовалось в стиле классицизма. Угрюмов (1764—1823). Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3.
Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. Ему предстоит скрестить оружие с Ахиллом и исход единоборства заранее предрешен (младенцем мать Ахилла окунула в воды Стикса, что сделало его тело неуязвивым). Лосенко). И, конечно искусство. Главное место занимает изображение жатвы. Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании.
Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова.
Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона. Он сочетает в пределах условного иконного пространства портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи.
Известные нам произведения этого стиля иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличаются тщательностью отделки с использованием драгоценных металлов. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Шидловской, Е. А. Светские художники 17 века изображали царей, полководцев, бояр. Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта. Чирин был уроженцем Новгорода.
И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Сюжет картины наполнен духом высокой гражданственности, пронизана любовью к родине. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план. Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок.
Богородица лежит в алых одеждах, руки безвольно обвисли, глаза закрыты, бледный вид, подчеркнутый примененным алым цветом, типичным для работ Караваджо. В помещении столпились пришедшие попрощаться с покойницей. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. В живописи XVII века можно выделить несколько направлений. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Работа художника становилась профессией. Уже в конце 16 века в русской иконописи стали проявляться черты светского искусства. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно.
В парсуне же главной задачей мастера являлась наиболее точное отражение характерных черт персонажа, в чем художники неплохо преуспели. Фресковая живопись XVII века с большой оговоркой может быть названа монументальной. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. В самом деле, параллели очевидны. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план.
Ильина Т. В. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Все становилось более светским и жизнеподобным. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4.
Это можно проследить по иконам «строгановской школы».