Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. В 626 году Ираклию и осуществлявшему непосредственную оборону города патриарху Сергию удалось отразить аваро-славянскую осаду Константинополя (слова, открывающие акафист Богородице, повествуют именно об этой победе), а на рубеже 20 – 30-х годов VII века в ходе персидской кампании против державы Сасанидов были отвоеваны утраченные за несколько лет до того провинции на Востоке: Сирия, Месопотамия, Египет и Палестина. В Евангелии от Иоанна Христос произнес: «Я есмь истинная виноградная Лоза». Лица писали путем последовательного наложения мелкими мазками светлых тонов, а граница между красочными слоями затушевывалась охрой — это называлось «писать плавями».
Самое яркое художественное описание этих событий мы читаем в «Истории» Никиты Хониата и постмодернистском романе «Баудолино» Умберто Эко, который подчас дословно копирует страницы Хониата. Она делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Антифеодальное движение народа было связано и с патриотическим движением против пришельцев с Запада — «латинян», с которыми византийские феодалы находили общий язык. Марка.
Феодальная реакция, наступившая после подавления в 14 в. народных движений, экономический упадок и междоусобицы не дали возможности развиться новому раннебуржуазному укладу и облегчили завоевание Византии турками. София — обе 14 в. —и другие). Особый интерес у художников вызывает изображение лица: огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи.
Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. Яркий артистизм свойствен и более броской по своему эмоциональному эффекту иконе «Ветхозаветная троица» (14 в., Музей Бенаки, Афины). Пурпурная мантия полукруглой формы была украшена жемчужными нитями и застегивалась на правом плече, у выреза ворота спереди и сзади прикреплялось по одному четырехугольному куску ткани. Актуальными стали сила внутреннего переживания и внешняя выразительность.
был сооружен характерный памятник палеологовского времени — пятиглавая церковь Апостолов в Фессалониках (ранее она называлась церковь Богоматери турецкое название — Сууксу-Джами). На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника.
Свободно падающие концы шарфа повязывались роскошным кушаком. Он обнаружился на дне погребальной урны в Голасекке (более чем за 1000 лет до н. э. ). Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела. Церковные и светские постройки разбросаны по крутому скалистому склону подножий Тайгета.
Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи. В это же время происходит регламентация церковной жизни: создается Синаксарь и Типикон Великой церкви, определяющие годовой порядок поминовения святых и проведения церковных служб, а через несколько десятилетий (около 980 года) к масштабному проекту по унификации житийной литературы приступает Симеон Метафраст. Символизирует божественный свет. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой.
Кодекс гражданского права суммировал многовековое развитие римского права. И все-таки иконопочитание было восстановлено. Если верен второй ответ (а именно так и было решено на соборе 1156 – 1157 годов), то один и тот же Сын будет и приносимым в жертву и принимающим ее. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения.
Если сложить вместе жизнь и дерево, – получится дерево жизни. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян и испанцев и русских, которые видели это удивительное действо.
В эту эпоху римскому государству и всей античной цивилизации пришел конец. Чрезвычайно характерна равеннская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале 6 века.
Впрочем, после смерти Игнатия Фотий еще на девять лет вернулся на патриарший престол (877 – 886). Самая известная икона этого типа — «Богоматерь Владимирская», созданная в Константинополе в первой трети XII в., перевезенная на Русь около 1132 г., перенесенная во Владимир, что и объясняет ее название. Она принадлежит к типу «Богоматерь Елеуса», т. е. Высота Софийского собора 55, 6 м, диаметр купола 31 м. Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста.
Грань между Византией и Древним Римом очень зыбкая. Пристрастие к причудливой узорчатости – явное влияние персов. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св.
Среди пигментов — киноварь, красная охра, сурик, охра светлая, сиена — для желтой, натуральный ультрамарин, полученный из лазурита, лазурит индиго — для синей, резинат меди (ярь — медянка) — для зеленой, свинцовые белила — для белого, древесный уголь — для черного. За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Эти приемы декорировки здания весьма близки к приемам использовавшимся в зодчестве Болгарии, например в церквах Месемврии. Этот эффект дают стены из камней, проложенные плинфами, обведенные кладкой из плинф окна, аркатура и орнамент из лилий, вытесанных из серого камня (явное западное влияние) на абсидах. Сверху – пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами.
50). Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Социальные потрясения отразились в идеологической жизни Византии.
В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества. Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта из дешевых, скромных тканей. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». 54). В христианском искусстве он выступает как символ бессмертия и нетленной души. Потому здесь не было страшного культурного упадка.
Арефа заказывал копии трудов Аристотеля, Элия Аристида, Евклида, Гомера, Лукиана и Марка Аврелия, а патриарх Фотий включал в свой «Мириобиблион» аннотации к эллинистическим романам, оценивая не их, казалось бы, антихристианское содержание, а стиль и манеру письма и при этом создавая новый терминологический аппарат литературной критики, отличный от того, который использовался античными грамматиками. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.
Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Правление императоров династии Комнины. 1261-1453 гг.
Ее жители называли себя ромеями, что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой. В верхнем ярусе аркад выделены большие средние арки, соединенные между собой такими же двумя арками, переброшенными поперек среднего нефа. За свою тысячелетнюю историю Византия переживала периоды подъема и упадка.
VIII-начало IX вв. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Византия незаметно проросла изнутри Древнего Рима, но так никогда и не оторвалась от него.
На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. По повелению Константина была написана официальная история IX столетия (так называемый Продолжатель Феофана), были собраны сведения о сопредельных с Византией народах и землях («Об управлении империей»), о географии и истории областей империи («О фемах »), о сельском хозяйстве («Геопоники»), об организации военных походов и посольств и о придворном церемониале («О церемониях византийского двора»). Незаконное присвоение императорской обуви преследовалось и наказывалось смертной казнью. Церковь являлась единственным главным критиком.
Напряженное эмоциональное содержание иконы наиболее ярко воплощено в колорите. Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Феодора Метохита. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Иоанна Богослова на острове Патмос. Поверх телесного колера наносили белильные мазки светов.
Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя – широкие. Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. В 476 году германский варвар-наемник Одоакр сместил последнего императора Римской империи Ромула Августула и отослал императорские инсигнии (символы власти) в Константинополь. Правление Василия II Болгаробойцы (976 – 1025) – время небывалого расширения церковного и политического влияния Византии на сопредельные страны: происходит так называемое второе (окончательное) крещение Руси (первое, согласно легенде, пришлось еще на 860-е годы – когда князья Аскольд и Дир с боярами якобы крестились в Киеве, куда специально для этого патриарх Фотий отправил епископа) в 1018 году завоевание Болгарского царства приводит к ликвидации автономного Болгарского патриархата, просуществовавшего почти 100 лет и учреждению вместо него полусамостоятельной Охридской архиепископии в результате армянских походов расширяются византийские владения на Востоке. Создателем их ряд исследователей считает Мануэла Панселина (соответственно время жизни Панселина эти исследователи относят к 14, а не к 16 или 18 в., как считалось раньше).
В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства. 1081-1185 гг. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala doro (золотой алтарь). Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской.
Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей (на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы), которая стала основой Библиотеки святого Марка.
На мозаике храма св. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Наиболее ярко реалистические тенденции искусства 14 в. отразились в живописи, лучшим памятником которой являются исполненные в начале столетия мозаики внутреннего и внешнего нартексов церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Приобрело теперь новый христианский смысл и слилось с идеей креста. Возникновение монограммы связывают со словами Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр. 7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр. 2:17). Считается, что символ был введен императором Константином.
Монограмма имени Христа представляет собой скрещённые две начальные греческие буквы и его имени. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.
как в самой Византии, так и за ее пределами. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. В 1312—1315 гг. Император в белой короткой тунике.
В конце в. XIIIв искусстве нарастает укрупненность образов, ясность, простота, лаконизм. Они состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу.
Это – длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой – фибулой. Первые христианские изображения павлинов были обнаружены в катакомбах-подземных кладбищах первых христиан. Для него характерны формы, ракурсы, жесты, отличающиеся элегантностью и предельной утонченностью.
Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)По церковному преданию икону написал евангелист Лука. Порфировые тетрархиЧетыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Авторитет как Константина, так и Льва, отразившего в 717 – 718 годах арабов от стен Константинополя, был очень высок, вот таким образом, когда в 815 году, уже после того, как на VII Вселенском соборе было утверждено учение иконопочитателей (787), новый виток войны с болгарами спровоцировал новый политический кризис императорская власть вернулась к иконоборческой политике. лица с индивидуально-конкретными чертами – в застывшие симметричные лики. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры). IV-VII вв. Однако стиль византийского искусства к тому времени стал очень строгим и каноническим. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути.
Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Икона выбрана создателями выставки как центральная.
(постройки 13 в. в основном выполнены крестоносцами), замечательный свободой и естественностью планировки, умело найденным сочетанием архитектуры с окружающей природой. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. И хотя издание эдиктов о религиозной свободе не имело прямого отношения к борьбе с Максенцием (первый еще в апреле 311 года опубликовал император Галерий, а второй – уже в феврале 313 года в Милане Константин вместе с Лицинием), легенда отражает внутреннюю связь на первый взгляд независимых политических шагов Константина, который первым почувствовал, что государственная централизация невозможна без консолидации общества, прежде всего в сфере культа. У каждой части империи было по августу и по цезарю (у каждого из которых была своя географическая зона ответственности – например, август Запада контролировал Италию и Испанию, а цезарь Запада – Галлию и Британию).
До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По краям монограммы размещены греческие буквы: и. В южнославянских языках назывался Царьград. Сам Лев VI создавал не только торжественные речи по церковным праздникам, которые лично произносил (нередко импровизируя) после служб, но также писал анакреонтическую поэзию на древнегреческий манер. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы – это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»).
В 284 году к власти пришел Диоклетиан (как почти все императоры III века, он был всего лишь римским офицером незнатного происхождения – его отец был рабом) и принял меры по децентрализации власти. Так же показывается на иконах одна из ипостасей Святой Троицы. Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т. к. Константинопольский патриархат и папа римский боролись за сферы влияния (в первую очередь в Болгарии, Южной Италии и Сицилии).
Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. После завершения работы над драпировками художник писал свободные от одежды части тела — «личное». К мозаикам Кахрие-Джами близки замечательные фрески в трапезной этой церкви. Живые тенденции наблюдаются в росписях церкви Пантанассы в Мистре (1428 —1445). Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток.
В результате латинский император и патриарх бежали, а Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином». В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Наиболее ценный в художественном смысле ансамбль интерьера был создан в церкви св. 1:32).
Праздник «Торжество православия», устроенный Феодорой по этому случаю, завершил эпоху Вселенских соборов и знаменовал новый этап в жизни византийского государства и церкви. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и равеннских мозаик. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя – так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306 – 337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих).
Ведь и сами византийцы не мыслили себя чем-то отдельным: слов «Византия» и «Византийская империя» они не знали и называли себя или «ромеями» (то есть «римлянами» по-гречески), присваивая себе историю Древнего Рима или «родом христиан», присваивая всю историю христианской религии. Сохранившиеся в Мистре светские постройки — дворец деспотов (13 — 15 вв. ) и жилые дома знати — представляют собой суровые внушительные здания, в архитектуре которых господствует тяжелая масса камня, подчиненная жесткой геометричности решения объема.
В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик изображающий земное служение Спасителя – чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Возникали попытки рациональной критики религии. Он отделен от подкупольного помещения стенами.
Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). 12 апреля 1204 года участники Четвертого крестового похода разграбили Константинополь. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Виноградная лоза и является это деревом.
Раньше виноград ассоциировался с Дионисом (Бахусом) и символизировал жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью, а также было посвящено Аполлону. Вставлялись также христианские монограммы, например греческие буквы X («хи») и Р («ро») (начальные буквы имени Христа) или те же буквы с добавлением букв «альфа» и «омега, обозначающих начало и конец это мог быть также крест с буквами X и Р или старинный Т-образный крест с добавлением букв «альфа» и «омега». Позднее появились узоры религиозные – кресты, ангелы. В ходе осады Византия, а затем и при подготовке к решающей битве при Хрисополе на азиатском берегу пролива Константин оценил положение Византия и, разгромив Лициния, сразу приступил к программе по обновлению города, лично участвуя в разметке городских стен.
Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился. Окончательное разделение произошло в 395 году, когда император Феодосий I Великий, на несколько месяцев перед смертью ставший единоличным правителем Востока и Запада, разделил державу между своими сыновьями Аркадием (Восток) и Гонорием (Запад). При покровительстве императора Константина VII Багрянородного (913 – 959) претворялся в жизнь масштабный проект по кодификации знаний византийцев во всех областях человеческой жизни.
IV Вселенский (Халкидонский) собор, созванный для окончательного утверждения учения о воплощении Христа в единой ипостаси и двух природах и полного осуждения монофизитства, привел к глубокому расколу, не преодоленному христианской церковью по сей день. Среди икон такого стиля «Сошествие во ад» и «Успение» монастыря св. Ходили легенды и о звериной жестокости Андроника.
Потир (литургический сосуд используемый для освящения вина и принятия причастия) – одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский». Павлины в церквях встречаются на протяжении всей истории Византии.
Стола или туника делалась с широкими рукавами. Начиная с Алексея I Комнина (1081 – 1118) происходит аристократизация византийского общества, снижается социальная мобильность, сворачиваются интеллектуальные свободы императорская власть активно вмешивается в духовную сферу. Голубь – В Новом Завете повторяется использование в орнаментах голубя, как символа очищения души.
Но христиане первых веков решили таки применить этот знак. Выработались принципы «обратной перспективы», согласно которым точка схода зрительных линий находится не за предметами, а впереди них. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития.
Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными каменьями, край его был белым с пестрыми цветами. Он издал Эдикт о запрещении икон. 867-1056 гг. они были совсем устранены из них. Так, упомянутая мозаика «Раздача пурпура» содержит отчетливо читаемый рассказ о пришедших к священникам девах, о том, как, беседуя между собой, священники вручают Марии пурпурную пряжу. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники. С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум – широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева).
Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, – одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726 – 843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Диль «Основные проблемы византийской империи»). Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры. Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы). Разные времена знало и византийское искусство. В христианстве этот образ имеет прямую связь с идеей Древа, креста.
Покрой туники у различных классов был однотипен, различаясь лишь длиной и качеством ткани. В основном это были храмовые сооружения. Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система).
Белая водяная лилия была геральдическим растением Верхнего Египта.
Когда входишь в Святую Софию, понимаешь, что чувствовали послы Владимира Красно Солнышко, которые, посетив православное богослужение в Константинополе, не могли понять "на небе они были или на земле".
Считается классическим периодом византийского искусства. В одной из лучших мозаик цикла — «Упреках Иосифа Марии» — беседа происходит на фоне разнообразных причудливых строений. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. Так изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Более ста лет в Византии продолжался период иконоборчества. Витале в Равенне. Румяна из смеси киновари с небольшим количеством охры или белил покрывали щеки, теневые части лба и шеи, губы и гребень носа.
– ранневизантийский период. На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Это время возрождения эллинистических традиций. Восточную империю позже стали называть Византией, по старому греческому названию ее столицы Константинополя — Византий (сейчас это Стамбул).
Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Екатерины на горе Синай. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Затем шло «охрение ликов». Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный».
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (вот таким образом она и получила своё наименование). Михаила Торника с супругой. Сильная спиритуализация образа вызвала особый «экспрессивный» или «динамический» стиль. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.
В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий – по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Его примирительное послание, получившее название «Энотикон», обеспечило мир на Востоке, но привело к 35-летнему расколу с Римом.
Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию – их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.
Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории. «Умиление» (младенец Христос на руках Девы Марии прижимается своей щекой к щеке Богородицы). В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам).
Это вызывало отторжение у части клириков, видевших в этом угрозу возвращения к язычеству. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. В действительности, как утверждает Инна Михайловна Смирнова в своей «Тайной истории креста», этот знак был уже знаком языческому миру.
Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. Спор об иконах породил два мощных направления богословской мысли. Павлинов изображали на царских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Так, в отличающейся праздничностью колорита фреске «Воскрешение Лазаря» художник с большой естественностью передал движение людей, открывающих саркофаг.
Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. В 6-м веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была величественной и блестящей страной, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией.
Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) – самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная. Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум.
Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). 2 и про него говорится во всей Библии, как о образе Триединого Бога, который воплощен во Христе и который и есть сущность божественной жизни. 10:16). Сверху пурпурный палудаментум, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами.
В 15 в. искусство Византии утратило монументальный размах. Однако именно эта эпоха политической нестабильности, зыбкости социальных границ и, как следствие, высокой социальной мобильности породила уникальную даже для Византии фигуру Михаила Пселла – эрудита и чиновника, который принимал деятельное участие в возведении на престол императоров (его центральное произведение «Хронография» очень автобиографично), задумывался над сложнейшими богословскими и философскими вопросами изучал языческие халдейские оракулы, создавал произведения во всех мыслимых жанрах – от литературной критики до агиографии. Тело всячески маскируется. Он пытался жесткими мерами приостановить обогащение крупных землевладельцев (так называемых динатов), в некоторых случаях прибегая даже к прямой конфискации земель. Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. Кроме того, потеряв плодородные территории, которые обеспечивали ее зерном империя погрузилась в глубокий внутренний кризис. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв.
Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976 – 1025). В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам. Но живописная манера стала сухой и дробной.
Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Начало этого процесса маркировано церковно-государственным осуждением Иоанна Итала за «палатоновские идеи» и язычество в 1082 году. Так же одеты придворные, но на них палудаментумы белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники (рис. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ). Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле.
Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Тем не менее они оба не оставили имперских амбиций и с 306 по 312 год попеременно то заключали тактический союз, чтобы совместно противостоять другим претендентам на власть (например, назначенному цезарем после отречения Диоклетиана Флавию Северу), то, напротив, вступали в борьбу. Примерно в это же время составляется всеобъемлющий энциклопедический словарь «Суда», включающий около 30 тысяч статей. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. 53).
Все изображение дано на мерцающем золотом фоне. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Иногда говорят о «Юстиниановой Реконкисте». Об этих войнах (в целом неуспешных для Византии) повествует эпическая поэма XVIII века «Книга об Ираклии» – древнейший памятник письменности на суахили. – период консерватизма. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора (на византийской или на итальянской территории) и его статус (будет ли он заранее обозначен как «объединительный»).
Короткую тунику выше коленей носила беднота. На рис. Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов. Объемные изображения зданий уходят в глубину, окружают фигуры. Мозаики были сосредоточены главным образом в алтаре.
Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство.
Ситуация интеллектуальной свободы дала толчок новому типично византийскому изводу неоплатонизма: в звании «ипата философов» Пселла сменил Иоанн Итал изучавший не только Платона и Аристотеля, но и таких философов, как Аммоний, Филопон, Порфирий и Прокл и, по крайней мере по словам его противников, учивший о переселении душ и бессмертии идей. Характерной отделкой, встречавшейся на позднейших римско-христианских туниках, были две темные или пестрые полосы, спускавшиеся спереди и сзади до самого подола. Вот таким образом Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Позже к концу вертикальной линии добавили полукруг и образовалась буква Р. Именно таким образом, этот знак изображен, например, на лидийской монете, с богом Вакхом на колеснице, на монетах бактрийского царя Иппострата (130 г. до н. э. ), а так же у египетских Птолемеев, понтийского царя Митридата и на монетах Ирода Великого. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ.
Лик архангела (трактованный очень индивидуально, почти портретно) выхвачен из тени ровным и глубоким свечением, одухотворяющим и преображающим материю. Но самая масштабная энциклопедия Константина – антология сведений античных и ранневизантийских авторов обо всех сферах жизни, условно называющаяся «Эксцерпты». В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания.
Андроник был одним из самых эксцентричных правителей империи. в. был богат многими новыми тенденциями. Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Внешняя отделка Пантанассы отличается узорчатостью.
Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Византия была христианской страной с православной церковью. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди – сословное украшение из золотой парчи с рисунком – клавус, на ногах – пурпурные вышитые башмаки. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. Фигуры подчинялись структуре архитектурных членений. Феодора (конец 13 в. ), входящей в комплекс монастыря Бронтохий. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой.
Из библии мы знаем, что когда Бог сотворил человека, он посадил его под деревом жизни. Сперва изображали на нём три линии. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами.
В 869 – 870 годах новый собор в Константинополе (и по сей день признаваемый католиками VIII Вселенским) низложил Фотия и восстановил Игнатия. При этом одно и то же учение могло попеременно признаваться то ересью, то правой верой – в зависимости от политической конъюнктуры (так было с монофизитством в V веке), однако само представление о возможности и необходимости защиты ортодоксии и осуждения ереси при помощи государства под сомнение в Византии не ставилось уже никогда.
И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее.
Резкие однообразные линии придают этим фрескам черты схематичности. При Юстиниане I (527 – 565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями. Затем следует осуждение Льва Халкидонского, который выступил против конфискации церковной собственности для покрытия военных нужд (в это время Византия вела войны с сицилийскими норманнами и печенегами) и едва не обвинил Алексея в иконоборчестве.
Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920 – 944), взошедший на престол после Льва VI (886 – 912). Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния – картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения. При этом церковь полностью служила на пользу общества. Во фресках церкви Периблепты (начало 15 в. ) проявился незаурядный декоративный дар их создателей, умение передать общее драматическое содержание изображаемых сцен. Двенадцать лет спустя, в 324 году, в результате еще одной войны (теперь уже с Лицинием – августом и правителем Востока империи, который был назначен еще Галерием) Константин объединил Восток и Запад. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм – коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).
Этот памятник не имеет точной даты. Палудаментум — верхняя одежда императора и знати. А изобретение минускула, возможно, было граничит с нуждами иконопочитательской оппозиции, существовавшей в условиях «самиздата» : иконопочитатели должны были быстро копировать тексты и не имели средств для создания дорогих унциальных рукописей. К этому типу относится церковь Пантанасса (освящена в 1428 г. ). После отречения Диоклетиана и Максимиана верховная власть перешла к прежним цезарям – Галерию и Констанцию Хлору, те стали августами, но цезарями при них, вопреки ожиданиям, не были назначены ни сын Констанция Константин (впоследствии император Константин I Великий, считающийся первым императором Византии), ни сын Максимиана Максенций.
К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя (Трапезунд был от Константинополя фактически независим), а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы (в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес). Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Одно из проявлений культурного упадка второй половины VII века – бурный рост неупорядоченных практик почитания икон (самые рьяные, чтобы избавиться от недугов, соскабливали и ели штукатурку с икон святых). Беспокойные движения изломанные линии, взволнованность и динамика отличает эти иконы. Самым характерным признаком властелина были расшитые жемчугом пурпурные сапоги. Наиболее значительное явление в живописи того времени представляют росписи церквей Мистры.
С северо-западной и южной сторон идет низкий обход, по углам которого помещаются еще четыре купола. В основу росписи положена символическая программа, объединенная идеей жертвы Христа. Тенденции, наметившиеся при Алексее I, получили развитие при Мануиле I Комнине (1143 – 1180). К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св.
Для узоров использовались яркие насыщенные желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. Лилия (по-гречески «крин»). Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых – монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот).
Еще в 787 году, на VII Вселенском соборе, была утверждена теория образа, согласно которой, словами Василия Великого, «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», а значит, поклонение иконе – не идольское служение. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Этот процесс получил название эллинизации.
Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Частью империи вновь стал Рим.
Живопись восковыми красками исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Тип здания с куполом на тромпах (тип Дафни) представлен церковью св.
На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера – буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина. Василевс император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке.
Телесный колер был еще более светлым, клался локально, небольшими островками на самых выступающих частях формы. Здесь они стали знаменем борьбы за национальную греческую культуру. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. На правление Ираклия (610 – 641), прославленного в придворной панегирической литературе как новый Геракл, приходятся последние внешнеполитические успехи ранней Византии.
Характер обеих групп подчеркивают и архитектурные формы — приземистые изогнутые за фигурами сидящих священников и стройные, вытянутые — за стоящими девушками. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора). После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I. Были развиты резное дело, обработка металлов из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения. Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Этот архитектурный фон придает сцене «Раздача пурпура девам израильским» характер жизненного события.
На середину VII века приходится сокращение денежного обращения и упадок городов (как в Малой Азии, так и на Балканах, которым угрожали уже не арабы, а славяне) – они превратились либо в деревни, либо в средневековые крепости. Павлин вызывал ассоциации с птицей феникс, которая сгорала и восставала из мёртвых. Это были широкие туники рубашкообразного покроя, которым Византия добавила еще рукава. – период Палеологовского Ренессанса.
Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий. В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи). Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. » (перевод С. В. Поляковой, Н. В. Феленковской). Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Часто он выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию.
Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala doro (золотой алтарь)— род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Между Римской и Восточной церквями постепенно нарастали догматические и литургические расхождения (прежде всего относительно латинского прибавления к тексту Символа веры слов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына», так называемый Filioque).
В свободной, решительной позе изображен молодой апостол в первом ряду слева далее следует плотная фигура апостола с мужественным бородатым лицом, затем — худой старец с большим лысым лбом и пожилой человек, углубившийся в чтение книги. – период Македонского Возрождения. Но самые ожесточенные споры об иконах пришлись на правление Константина V Копронима (741 – 775). Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров.
Окончательная победа Константина над Максенцием в битве на Мульвийском мосту через реку Тибр (ныне в черте Рима) означала объединение западной части Римской империи под властью Константина. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов. Парус – часть свода, элемент купольной конструкции. Марка. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).
Многочисленные церкви Мистры подразделяются на три типа. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и низу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск. Но старшими считались именно государи Константинополя. Никогда более в Византии не создавалась постройка такого масштаба: грандиозный храм, в византийском церемониале получивший наименование «Великая Церковь», стал средоточием власти Константинопольского патриархата.
Основной опорой монофизитов были восточные провинции – Египет, Армения и Сирия. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян). К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Император в белой короткой тунике.
Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. В соответствии со средневековыми представлениями народа император являлся наместником Господа. Как известно, Престол и в византийском храме и в русском имеет два главных покрова.
Здесь ясно видно различие душевного состояния. Вот таким образом «темные», наполненные войнами столетия (V— VIII вв. ) стали порой расцвета византийских портов. Роскошно одеты и придворные дамы.
Во второй половине XII в. византийское искусство отличалось редким многообразием. Красно-белые узорчатые стены и барабаны постройки украшают декоративные арки и колонны. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Софийский собор (Стамбул)Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Так изображение орла и льва являлось символом власти на одежде императора и знати. В начале века возникает ряд больших величественных мозаичных икон — «Богоматерь Одигитрия», «Иоанн Креститель», созданные для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе и «Богоматерь Одигитрия» из монастыря Хиландар на Афоне.
На мозаике церкви св. Впрочем, современники почти не заметили этого события и не придали ему должного значения. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием.
Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апеннинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества. Этот знак очень широко применялся в Византийском орнаменте. В мозаиках нижнего яруса апсиды запечатлен торжественный выход императора Юстиниана и его жены Феодоры.
Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Самые выпуклые части лица подчеркивались мазками чистых белил, называемыми «движками» или «оживками». Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом. Он часто изображался обвитый виноградом. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину.
Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона — главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Своих учеников Иисус Христос учил: Будьте мудры, как змии и просты, как голуби (Мф. Официально переименован в Стамбул в 1930 г. I-III вв. На одном костюме могло быть изображено до 600 сцен на библейские темы. и парекклесион Парекклесион – пристроенная к храму часовня. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, вот таким образом ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни.
Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской (и античной) культуры на Запад. В Египте виноградная лоза была посвящена Озирису. В сатире «Тимарион» повествование ведется от лица героя, совершившего путешествие в загробный мир. Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло.
Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту 2:6, 5. Пропорции фигур вытянуты, под одеждами не чувствуется объем тела. Еще одно течение, более узкое и камерное, обозначается условно как «позднекомниновский маньеризм». Это изображение трех едущих друг за другом на конях святых воинов (в так называемой церкви Трех всадников), проникнутые динамикой и отличающиеся беспокойной ритмикой линий и острым сочетанием зеленых, желтых, густо-красных тонов в изображениях лиц. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей Древнего Рима. На мозаике церкви св.
Византийского толкования этой детали не сохранилось. Головной убор увеличивает размер головы человека. Нижний ее ярус составляет трехнефная базилика с арочной колоннадой, разделяющей нефы. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. Согласно легенде, план храма был подсказан лично императору ангелом в видении. 49 показаны образцы византийских тканей VIII — X вв.
Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века – времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере).
Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Скрытые роскошными хламидами их фигуры походят на аппликации маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности – сущая скука, для Византии – основанный на самоотрешении духовный идеал. Но это принесло только временный эффект, централизация в административной и военной сфере нейтрализовала мощных соперников, но в долгосрочной перспективе сделала империю уязвимой перед новыми угрозами – норманнами, сельджуками и печенегами. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Западная и восточная части галлерей второго яруса покрыты еще четырьмя куполами.
Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Был зафиксирован обязательный внешний вид святого.
Этот образ представляет один из совершенных примеров Палеологовского ренессанса. В образе архангела подчеркивается и его царственность (его атрибуты – те же, что у самодержца, воплощавшего верховную власть на земле) и впечатляющая монументальность. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Головы павлинов – «райских» культовых птиц – иногда окружают нимбом.
Снаружи храм не кажется таким большим, как изнутри, где он поражает входившего своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола. Теперь виноградная лоза означает церковь и, собственно, верующих. Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (mail champlev) и перегородочную эмаль (mail cloison). Две противоборствующие партии внутри Константинопольского патриархата, так называемые игнатиане (сторонники патриарха Игнатия, низложенного в 858 году) и фотиане (сторонники возведенного – не без скандала – вместо него Фотия) искали поддержки в Риме.
Их лица иконописец, согласно традиции живописи 14 в., оживляет резкими белыми бликами. Было уничтожено множество икон. Таков комплекс монастырских зданий Мистры в Пелопоннесе 13—15 вв. Император Лев III Исавр (717 – 741) использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии, предприняв в 726/730 году первые иконоборческие шаги. Такими же полосами окаймляли и подол и ворот и низ рукавов.
Во второй половине 13— начале 14 в. была построена церковь Паммакаристы (Фетие-Джами) в Константинополе, выдержанная в крестовокупольном типе, хотя ее небольшое подкупольное пространство можно было бы перекрыть без использования четырех опор. Икона пишется темперой. Крупная икона (110 80 см), написанная, вероятно, в Константинополе изображает архангела Михаила Великого Таксиарха (Чиноначальника) со скипетром и сферой мира, увенчанной крестом инициалами («Христос Праведный Судия») и изображением льва.
Но искусство, несшее в себе новые живые силы, которые могли привести к разрушению средневековой условности, не получило в Византии дальнейшего развития. У фресок маленькой сельской церкви на озере Преспа обнаруживаются качества, неожиданно ставшие ведущими в византийской живописи конца комниновской эпохи (точнее, времени династии Ангелов, 1185 – 1204): подчеркнутая динамика, напряженность, взволнованность образов и вместе с тем – тонкий психологизм и разнообразие эмоциональных состояний. В этих регионах регулярно вспыхивали восстания на религиозной почве и формировалась параллельная халкидонитской (то есть признавшей учение Халкидонского собора) независимая монофизитская иерархия и собственные церковные институты, постепенно развившиеся в независимые, существующие и поныне нехалкидонитские церкви – сиро-яковитскую, армянскую и коптскую. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства.
Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, палудаментум, пенула, лорум. Утрата Константинополя привела к возникновению трех греческих государств, в равной мере претендовавших на то, чтобы быть полноправными наследниками Византии: Никейской империи на северо-западе Малой Азии под управлением династии Ласкарей Трапезундской империи в западной части черноморского побережья Малой Азии, где обосновались потомки Комнинов – Великие Комнины, взявшие титул «императоры ромеев» и Эпирского царства в западной части Балканкого полуострова с династией Ангелов. Голубка с оливковой веткой – один из символов души. Павлин – В Византии павлин слыл царской птицей и содержался в дворцовых зверинцах. Именно вот таким образом это символ Воскресения Христова. Сюда же добавились неудачи на периферии империи: в Болгарии поднялось восстание крестоносцы захватили Кипр сицилийские норманны разорили Фессалонику.
Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Система четырех арок составляет опору для парусов купола.
Первоначально, как в мавзолее св. Материалом для мелких поделок такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость. В православной традиции он справляется и поныне и анафемы иконоборцам, названным поименно, звучат каждый год в первое воскресенье Великого поста. Эта отделка называлась «клавус». Стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду.
Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Способствовали этому, во-первых, легенда о чудесном знамении Креста, который Константин увидел в небе перед битвой, – об этом рассказывают (правда, совсем по-разному) Евсевий Кесарийский и Лактанций, а во-вторых, тот факт, что примерно в то же время были изданы два эдикта о религиозной свободе, легализовавшие христианство и уравнявшие все религии в правах.
Разнообразие доступных оттенков придавало мозаичным изображением живой объём. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Правда и на Западе остались свои императоры — управление империей было разделено.
Новые особенности сказались и в памятниках иконописи палеологовского времени. Характерный для зданий Мистры прием богатой декоративной разделки стены и использования колонн, не имеющих решающего конструктивного значения, свойствен и архитектуре сохранившейся в руинах части императорского дворца в Константинополе (известен под турецким названием Текфур-серай). По-видимому, прозвище должно было подчеркнуть его права на престол.
Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Он осуществил необходимые военно-административные реформы, значительно усилив роль профессиональной императорской гвардии (тагм) и успешно сдерживал болгарскую угрозу на рубежах империи. В Библии дерево жизни встречается в Книге Быт. Однако они вложили в него свой смысл.
Торговые связи ромеев простирались от Индии и древнего Китая до Британии. Краски в основном применяли из минеральных пигментов. В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь (причем весьма ограниченную) предложили только венецианцы и Рим.