Она ушла из жизни в 1931 году55. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Имя Репина стало широко известным.
Комната небогатой интеллигентной семьи. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он идет прямо к матери.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Казалось, она спит. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Америка—Франция—Россия. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В 1878 году он вступает в общество передвижников. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Этот жанр был особенно любим художником. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Стасов присылает ему все, что он просит. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В его глазах читается печаль, тоска.
Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин считал сам эту картину красивой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Удача следует за удачей.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В последние годы ухудшающееся здоровье и иные проблемы не позволяли работать ему в полную силу. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин дважды подавал прошения об отставке.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Не доносчик ли. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. М. Бунакову.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В эту минуту в комнату вошел Христос. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В его взгляде осуждение и тревога. Весной он был зачислен на первый курс. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Рассмотрим "ближний круг". Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Вегетарианцем стал и сам Репин. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Работал весь день, не замечая времени.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Глаза ясные и добрые. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Пятый факт. О картине появилось много статей в периодической печати. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов.
К счастью, не был утрачен архив. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Репин никуда не делся. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
Третьяков»109. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. За окном летний день. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Первый факт.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Работа над ним доставила Репину огромную радость. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Они словно противопоставлены друг другу. Репин встречал их по средам. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Возвращается в Россию летом 1876 года. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. художественный музей им. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Убийство свершилось. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Художник смотрит на своих героев не отстранённо, а любя пропуская через себя все нюансы их внешности, характера и психологического состояния. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Берег Волги.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Она была закончена только в 1891 году.
Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. О чем эта история. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Все заняты. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Если оставалось немного лишних денег, она тратила их на покупку красивых картинок, вызывавших неподдельный интерес у маленького Ильи. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин всегда оставался верен реалистической школе живописи, определяя свой стиль как простонародный. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. я работал завороженный.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Публике картина понравилась. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Внимание художника тяготит их. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Мне минутами становилось страшно». Этюд получился превосходный.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Л. Н. Толстого». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Так ли это – судить зрителям. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Среди его педагогов оказался и Крамской. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.