Тут больше любви к делу, — пояснил он. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Убийство свершилось. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Валентина Семеновна соглашается приходить позировать.
Такова картина Иов и его друзья (1869), отмеченная Малой золотой медалью. И это не скрывает Репин. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин, конечно, согласен.
В ноябре 1863 года тринадцать академистов во главе с Крамским просили у совета Академии разрешения на выполнение конкурсной программы на Большую золотую медаль по собственным сюжетам. Родом из семьи военного поселенца. В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Удача следует за удачей.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Силу человеческого духа увидели в картине современники. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Работал весь день, не замечая времени. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. И тут помог случай. Много учился на написании портретов близких и друзей. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Труд — вот что определяет и украшает человека. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. После трех лет работы появилась картина Бурлаки на Волге (1873), впервые прославившая имя Репина.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. О картине появилось много статей в периодической печати. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Но театральные костюмы не подошли.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Это лучше всех ваших академических работ. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Рассмотрим "ближний круг". Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Они словно противопоставлены друг другу. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В его взгляде осуждение и тревога. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Горестно, недоуменно смотрит на нее молоденькая черница-прислужница. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868).
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. «Как. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Возвращается в Россию летом 1876 года. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
Начались поиски. Среди его педагогов оказался и Крамской. Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. -— И. Г. ), они много смеялись». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Зло, непримиримо горят на бледном лице глаза, сжаты губы, рассыпались по плечам волосы. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Умер русский художник в Пенатах. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. О картине появилось много статей в периодической печати. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
я работал завороженный. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Эта история получила название «бунт 14». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Это вы сами. Этот жанр был особенно любим художником. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
К счастью, не был утрачен архив. Репин забыл о конкурсе, об Академии. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Вся центральная часть написана самим Репиным. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Написан портрет вдохновенно. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Мне минутами становилось страшно.
В его глазах читается печаль, тоска. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Будьте благодетель, пришлите мне костюм для царевны Софьи. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И. Н. Дело дошло до царя. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Достаньте его в гардеробе Мариинского или Александрийского театра. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
художественный музей им. — Да это превосходно. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Она была закончена только в 1891 году. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. И вот уже перед нами не царь, а отец. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Берег Волги. Казалось, она спит. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. Её подпитывали рассказы знакомых художников о Крамском, когда покинувшем провинциальный Острогожск и сумевшем получить образование в Санкт-Петербурге.
Я люблю разнообразие. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В Москву приехала В. С. Серова с сыном. Так в мастерской Репина рядом с привезенными из Чугуева начатыми картинами стала новая картина — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Ново-Девичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Так ли это – судить зрителям. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. М. Бунакову. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Не доносчик ли. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Под влиянием Крамского Репин начал работу над своей картиной Бурлаки. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Любовь к изобразительному искусству и красоте передалась будущему художнику по наследству от матери. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он перелистывает альбомы, радуется успехам мальчика, встрече с ним, смотрит на мать. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре Приготовление к экзамену (1864), портретировал родных и друзей. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
За окном летний день. Картину не хотели разрешать к показу. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Первый факт.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван».
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Мне минутами становилось страшно». Со дна моря достаньте. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Этюд получился превосходный. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
И Стасов присылал портреты, добывал костюмы и охотно исполнял все поручения друга. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Зритель становится участником происходящего. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее четвергах. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Репин продумывал композицию картины до мелочей. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». А свеча становилась ниже и тени менялись.
Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Весной он был зачислен на первый курс. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Там новые костюмы построены довольно верно. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В конечном варианте оно одухотворённое. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Широко известное и признанное произведение И. Е. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Стасов присылает ему все, что он просит.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Однако в Советской России он оставался «своим». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Все заняты. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Как мог он забыть о ней. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом.
Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Она ушла из жизни в 1931 году55.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Америка—Франция—Россия. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Репин стал очевидцем казни народовольцев. В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.
Репин запечатлел момент написания письма. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Л. Н. Толстого». Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно Не ждали. На что получил насмешливое письмо. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Внимание художника тяготит их. Репин дважды подавал прошения об отставке. Публике картина понравилась. Имя Репина стало широко известным. Третьяков»109.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Совет единогласно отказал. — сказал Крамской. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Комната небогатой интеллигентной семьи. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Ведь вот где «натура» для его Софьи, пожалуй самая подходящая. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В Петербург к Стасову полетели письма: «. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Глаза ясные и добрые. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Он идет прямо к матери. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Над письмом склонился предводитель казаков. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Репин встречал их по средам. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Репин считал сам эту картину красивой. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В 1878 году он вступает в общество передвижников. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.
На моих друзей она производила то же впечатление. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
Работа над ним доставила Репину огромную радость. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Восстановлен в 1962 году. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Пятый факт. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Имя Репина стало широко известным.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).