Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Если кто-то сбивался сшага, люди сталкивались плечами ишишка давал команду «сено— солома», возобновляя движение вногу. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Бригадир чалился, тоесть крепил свою лямку, впереди всех изадавал ритм движения. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. В его глазах читается печаль, тоска. Комната небогатой интеллигентной семьи. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Помимо атмосферы томящего зноя и сухой пыльной погоды, в картине переданы яркие собирательные образы. Картина произвела на современников небывалое впечатление. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Репин встречал их по средам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Стасов присылает ему все, что он просит.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Третьяков»109.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Работал весь день, не замечая времени.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Так ли это – судить зрителям. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Убийство свершилось. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. М. Бунакову. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Он идет прямо к матери. К счастью, не был утрачен архив. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В его взгляде осуждение и тревога. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
«Бурлаки на Волге» – одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). В эту минуту в комнату вошел Христос. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Посетителям воронежского художника музея им. Репин никуда не делся.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Много учился на написании портретов близких и друзей. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Правда, как говорит искусствовед и учёный секретарь музея Наталья Бакина, многие думают, что эта картина — эскиз знаменитого хрестоматийного полотна, хранящегося в Третьяковской галерее.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Публике картина понравилась. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Он и Вера уже семь лет женаты.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Современники поговаривали, что именно после создания картины об Иване Грозном и его сыне у художника начались проблемы с правой рукой и тогда он начал писать левой. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Среди его педагогов оказался и Крамской.
За окном летний день. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Тем не менее он находил возможность заниматься благотворительностью: помощь финским театрам и музеям, безвозмездная передача полотен в картинные галереи России и Финляндии.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Она ушла из жизни в 1931 году55. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма. Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, оночень обрадовался, что художник невложил внее никакого социального протеста. В«Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:«бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Этюд получился превосходный. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Он был в числе тех четырнадцати выпускников, которые не пожелали выполнять конкурсные работы с навязанным им мифологическим сюжетом. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Работа над ним доставила Репину огромную радость. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Не доносчик ли. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Отэтого вся артель находу покачивалась. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Арест пропагандиста.
Вся центральная часть написана самим Репиным. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Казалось, она спит. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Внимание художника тяготит их. Каждый шаг бурлаки делали синхронно справой ноги, затем подтягивая левую.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. О чем эта история. Картина была создана в период 1870-1873 гг.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Они словно противопоставлены друг другу. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вартели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Имстановился ловкий, сильный иопытный человек, знавший много песен. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин был очень дружен с Мамонтовым. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Весной он был зачислен на первый курс. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Глаза ясные и добрые. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Америка—Франция—Россия.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Этот жанр был особенно любим художником. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Солдатик хитрит ифальшивит, хочет набить трубочку. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Берег Волги. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1878 году он вступает в общество передвижников.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Общение с прежними друзьями было только заочным. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван».
Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах.
Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Репин дважды подавал прошения об отставке. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. – Она написана на меньшем формате, в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Удача следует за удачей.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Какой простор. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. «Крестный ход в Курской губернии». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Рассмотрим "ближний круг". Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. И вот уже перед нами не царь, а отец. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Репин считал сам эту картину красивой. Иужэто одно можно поставить ввеличайшую заслугу художнику. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Все заняты. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Л. Н. Толстого».