Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики.
При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном.
Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В них начисто отсутствует мистика.
Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131. Карлу Борромео). Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Но Идас камнем сразил Полидевка. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Сын у Рубенсов родился только через 7 лет после женитьбы и был назван в честь высочайшего патрона и крёстного отца— эрцгерцога Альбрехта.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. Быстрота работы мастера поражала современников. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129.
Отпевание состоялось 2 июня. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В частности, были убраны бойницы. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Доброклонский и Н. Н. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина.
А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л. Д. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Позднее по тогдашним меркам начало занятий сказалось на том, что Рубенс не смог многого почерпнуть у Верхахта и быстро покинул его мастерскую.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Значительную часть его дохода приносило распространение гравюр с вариациями сюжетов его картин, они одновременно служили и рекламными проспектами. Рубенс добивался аналогичного эффекта посредством перекрывающих друг друга линий и лепки заключённых в них форм. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Никулин. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
По его поручению в 1603 посетил Испанию. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Эта же комната служила и личным кабинетом.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир13.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Художник скончался в 1640 году. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. А над ним сияющая богиня славы.
Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Его талант был сразу же замечен. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Речь шла о «Воздвижении креста». Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Соперничество кончилось трагедией.
Луки214. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Картина был создана художником не по заказу и оставалась в доме мастера до конца его жизни. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. И слава Богу.
В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Это одна из поздних работ Рубенса. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В 1608 получил лестный заказ написать алтарный образ для римской церкви Санта-Мария ин Валличелла. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Игнатия (ныне посвящённой св.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Возможно, это труды Сенеки. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. На заднем плане в окне виден пейзаж. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Разве что истинный талант. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В своём мифологическом начале он превосходил художников не только Возрождения, но даже самой античности, поскольку «античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, — в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Лекуре, «доходило до угодничества». – Эпизоды сами по себе малозначительны, но гений Рубенса позволил ему разрешить эту неблагодарную задачу с исключительным художественным мастерством. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. А ведь оно только одно из многих.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела.
Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Анатомически достоверные тела и лица, тонкая светотеневая работа, подчеркивающая фактуру кожи.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. С наслаждением писал местные пейзажи. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти.
Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника.
В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Но Рубенс никогда не был педантом. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Брак был заключён с большой поспешностью. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. В 1609, после смерти матери, вернулся на родину, обосновался в Антверпене, став придворным живописцем эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы Австрийской.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Естественно, что отношения были далеки от идиллии: если верить Зандрарту, Рубенс даже завидовал Йордансу как художнику, который не уступал ему в мастерстве колористики, а в умении передавать страстность персонажей даже превосходил.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс заботился о своих авторских правах. Луки. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Филиппа, отличавшегося способностями к латыни, пристроили секретарём к советнику испанского двора Жану Ришардо.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Картина была подписана обоими художниками104. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Рубенс был красив во всем. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. Рубенс создал множество произведений из которых почти половина – большие монументальные полотна. Художник в был разносторонне образованным человеком. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем.
Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Любимов).
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Многие жители покидали разоренную войной страну. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».