Работая над картиной «Заключенный», Ярошенко, по-видимому, вспомнил свой арест в ноябре 1862 г. и использовал рисунок тюремной камеры, сделанный им в то время. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек.
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь.
Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит.
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие – покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д. Ф.
На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко.
Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
На всем физическом облике этого человека лежит печать каторжных, уродующих человека условий труда: втянулась в плечи голова, сутулится спина, непомерно большими кажутся натруженные жилистые руки. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление.
Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»). Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Гаршин, Н. Михайловский. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника.
Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. На одном из них запечатлен поэт А. Н. Плещеев, который в ту пору уже имел все основания считаться патриархом демократической поэзии. Изображая их, раскрывая их внутренний мир, художник как бы раскрывал через них и самого себя.
В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Д. И. Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при ЛГУ), Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар».
Короленко, Вс. Трепова.
В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Но интересно задуманная картина, так и не была написана. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект».
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Контраст между темной, мрачной камерой и залитым солнечным светом вольным миром за ее стенами заставляет ощутить всю тяжесть пребывания в тюрьме, понять переживания заключенного, стремящегося к солнцу и свободе, тоскующего о вольной, деятельной жизни. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.
Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы».
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища. На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого.
Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом.
Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах».
Перед нами человек не только мысли, но и дела. Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества.
Стрепетовой» (1884). Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Трепова. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест».
Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М.
Начало 80-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. здесь жила, по свидетельству М. В. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Мягкий по внешности – он кремень духом. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество.
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Совестью художников называли его современники. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Крамского. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
«Бог дал мне высшее счастье.