Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. И это напоминает поединок за новорожденную. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним из тех художников, которые пришли в мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 574 дня.
А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). 203 x 314 см. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ.
Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Боттичелли был несчастен в любви и никогда не женился – ведь он был влюблён в Симонетту Веспуччи, первую красавицу Ренессанса, прозванную «Бесподобной». А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Сандро родился в семье кожевника. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Капли крови Урана упали в море и образовали пену из которой и родилась стоящая на раковине Венера. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан.
Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая. Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Италия.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Дерево, темпера. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Красота Симонетты поражала всех без исключения. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
«Рождение Венеры» (итал. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Был он, что называется, не от мира сего. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Варнавы работы Боттичелли). Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Изящная фигура приковывает внимание. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Умер Боттичелли в безвестности. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. Слева от нее дуют Зефиры и от их дыхания сыплются розы, словно наполняющие картину благоухающим ароматом. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Возрождение. Что же.
1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи – первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Создавать образ для любой картины нелегко. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 574 дня. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Не построил своего дома, не свил семьи.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. 1 ВЕНЕРА.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Галерея Уффици. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. И все же это так. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры). Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Верил в озарения и не заботился о богатстве. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. На картине изображено предрассветное утро, слабые волны нарушают морской покой, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Намекая на это, Боттичелли изобразил грациозные цветы розового оттенка, которые реют на ветру вокруг Зефира и Флоры.
В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Она не стоит, а парит. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Увы, Симонетта никогда ему не принадлежала: она была супругой Марко Веспуччи (родича знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи. ) и возлюбленной младшего брата флорентийского правителя Джулиано Медичи. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Картина была написана темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для своей виллы в Кастелло. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. В детстве работал в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Впрочем, счастливее судьба Симонетты от этого не стала. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Она стала моделью знаменитой картины «Рождение Венеры», ее образ – и на других полотнах мастера. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Но это правда.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Флоренция. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Это утверждение — оправдание женской наготы.
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений.
Это также было и насущной задачей неоплатоников. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Власть Медичи снова казалась безграничной и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – художник Сандро Боттичелли. Вот и здесь, хотя всякое действие на картине отсутствует, Ветра и Нимфа как будто полны движения.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Она много лет украшала его виллу Кастелло.