«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
От его полета согнулись стволы деревьев. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Композиционно полотно делится на три части. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Фигуры расположены волнообразно. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. обе выполнены с грацией и выразительностью». Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Она не просто богиня любви и красоты. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. От его полета согнулись стволы деревьев. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
И, конечно, это породило особое искусство. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Жест заботливый, опекающий. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. О том, как весной расцветает природа.
Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Но, это неединственноеповторение в картине. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Сколь приятна для любования.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Это – гимн и природе и человечеству. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Движение в картине устремлено справа налево.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Исследователи предложили несколько толкований. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Месяц считался концом весны и началом лета. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Каково же содержание картины. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Она стала богиней в пышном одеянии. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. И как поэтично показано превращение.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Она показана простой, тихой и скромной. Над богиней парит Амур.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. А с правого края художник изобразил и себя.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Зефиром. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но давайте попробуем. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. На самом деле это несколько противоречит истине. Движение в картине устремлено справа – налево. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Всё изменила вечная весна. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Но это не единственное повторение в картине. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.