Над богиней парит Амур. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Такие подарки были в то время обычным явлением. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Венера.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. 5. И, конечно, это породило особое искусство. Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Фигуры расположены волнообразно. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
авт. ). Каково же содержание картины. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте.
Сколь приятна для любования. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака).
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа.
Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Сколь прекрасна для созерцания. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Всё изменила вечная весна.
Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
4. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Каждый раз, когда я смотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнуть человека на то, чтобы написать что-то такое. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Она не просто богиня любви и красоты. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. 1. Но давайте попробуем. Эта интересная картина, называется Клевета.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Месяц считался концом весны и началом лета. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Это – гимн и природе и человечеству. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. От его полета согнулись стволы деревьев. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Исследователи предложили несколько толкований. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. обе выполнены с грацией и выразительностью». Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Движение в картине устремлено справа – налево.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Но, это неединственноеповторение в картине. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1982 году картина подверглась реставрации.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
— Прим. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Овидий описывает в одном тексте, как холодный ветер Зефир похитил нимфу Хлорис сбежав от него, нимфа превратилась в богиню цветов и назвала себя Флора или Венера-Гармония. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
О дивная красота. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
/ Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Композиционно полотно делится на три части. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.
Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». А с правого края художник изобразил и себя. На картине присутствует собственноручная надпись Боттичелли на греческом языке: Я, Сандро, написал эту картину в конце 1500 года, в тяжелое для Италии время, спустя половину срока, предсказанного в 11-й главе Откровения святого Иоанна, во второй чаше гнева из Апокалипсиса, когда сатане была дана власть над Землей на три с половиной года. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Меркурий (слева) нарциссически красив. Вернулась она в Уффици в 1919. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Зефир и нимфа Хлорида. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему).
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Центральный образ картины -- богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. На самом деле это несколько противоречит истине. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Весна. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. но также и холод зимы.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Это подход гораздо более гибкий и разносторонний, чем предыдущий, ведь Европа — прародительница сегодняшней формы культуры — не всегда руководствовалась одними и теми же принципами.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.