Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна. По мнению сторонников этой версии, «до» – Зефир, «ре» – «Хлорида» и т. д. С какой бы позиции не рассматривалась картина Боттичелли «Весна», она впечатляет своей загадочностью, мастерством автора.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Но это не единственное повторение в картине. И как поэтично показано превращение. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Она стала богиней в пышном одеянии. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Такие подарки были в то время обычным явлением. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Но, это неединственноеповторение в картине. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Это – гимн и природе и человечеству. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Над богиней парит Амур. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Исследователи предложили несколько толкований.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Движение в картине устремлено справа налево.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Зефиром.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. О том, как весной расцветает природа. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Картина висела над софой, называемой летуччо.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Месяц считался концом весны и началом лета. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Такие подарки были в то время обычным явлением. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Картина висела над софой, называемой летуччо. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Движение в картине устремлено справа – налево. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. И, конечно, это породило особое искусство. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Композиционно полотно делится на три части. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Она не просто богиня любви и красоты. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Но давайте попробуем.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Сколь приятна для любования. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. К числу его лучших картин за эти годы относят Поклонение волхвов, где мастер изобразил семью Медичи в образах мудрецов Востока. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. От его полета согнулись стволы деревьев.
Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). А с правого края художник изобразил и себя. На самом деле это несколько противоречит истине.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Такие подарки были в то время обычным явлением. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Фигуры расположены волнообразно. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Она показана простой, тихой и скромной.
В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Жест заботливый, опекающий. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Каково же содержание картины. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Меркурий (слева) нарциссически красив.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Всё изменила вечная весна. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. От его полета согнулись стволы деревьев.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В 1537 она была перевезена в Кастелло.