Картины весенний пейзаж. Весна. Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. Светлая, как сама весна, улыбка имечтательный взгляд— как накартине петербургского художника Владимира Жданова. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку картин русских художников на тему весны.
Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове. В 1551году Джорджо Вазари писал, что картина изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло. Весна на картинах известных художников наполнит ваш дом желанием жить.
«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Некоторые эксперты считают, что сюжеты с Зефиром отсылают к физической любви, в то время каквзгляд купидона был изначально направлен на картину «Паллада и Кентавр», которая якобы висела рядом с «Весной». Творчество Левитана, картина «Весна. И, конечно же, весне посвящают картины.
Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» – настоящий праздник пробуждающейся природы. Так рождается картина «Лес весной» (1884), которая соединяет в себе как величавость, так и теплые ноты. Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.
Весна на картинах художников. Картины весенний пейзаж как нельзя лучше передают всю гамму чувств, присущих особенностям весеннего настроения.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Их создано огромное количество и каждая из них по-своему хороша. Знакомство с А. П. Чеховым оставило большой след в жизни каждого из них.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но давайте попробуем. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. На этой картине художник С. А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Небо обнажено, легкие воздушные облака заполняют небесные дали.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Фигуры расположены волнообразно. А старые грабы извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Вскоре пришла беда: семья потеряла своего единственного кормильца-отца, оказавшись на грани бедности.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. От его полета согнулись стволы деревьев.
Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Композиционно полотно делится на три части.
Дружба и соперничество объединяло этих двух мужчин. Картина Левитана «Весна. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Большая вода» Левитан использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цветов. И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Большая вода» написана нежными и прозрачными красками. Картина Левитана «Весна. Чехов в своем художественном произведении «Попрыгунья» описал ситуацию, возникшую в жизни Левитана.
Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника. Месяц считался концом весны и началом лета. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Кажется, что на картине изображена зима. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Вода, заполнившая собой все вокруг, напоит землю и даст начало новой жизни. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях. В течение всей своей жизни Левитан много и плодотворно работает.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. На картине «Весна. Каково же содержание картины. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Исследователи предложили несколько толкований. Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. Она изображает весеннее половодье. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. Краски настолько мягкие, как сама русская природа ранней весной.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Но, это неединственноеповторение в картине. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Ранняя весна. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Кажется, что свежее дыхание весны коснулось вашего лица. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Она не просто богиня любви и красоты. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Большая вода». Любовный треугольник художника был выставлен на обозрение публики, тем самым вызвал недовольство художника. Снег ещё лежит плотно и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Кустодиевские картины – это то, что сочетает лирику и романтику с земной жизнью.
Движение в картине устремлено справа – налево. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Это является главной задачей живописи.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Именно передача света доподлинно удалась Левитану.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе сквозь тучи проглядывает луч солнца. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Он умирает в 1900 году, оставив после себя много незаконченных работ, одно из них – известное «Озеро». В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
Описание картины Левитана «Весна. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В описании картины Левитана «Весна. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Холодная, чистая и прозрачная вода подобна зеркальному полотну. В своей картине «Весна. Преобладает голубая гамма, которая растворяет в отражении воды желтовато-серые стволы деревьев.
Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы. Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Семья не могла в полной мере оплачивать учебу молодого человека. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. Нежно и беззащитно смотрятся деревья на фоне разлившейся воды. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г. г. Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой – так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. Большая вода» наполнена светом и дышит началом весны. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце».
Лирическое настроение заполняет все пространство.