Картина Василия Верещагина Торжествуют: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. «Оннекоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом наприеме, доказывая мне, что явомногом «налгал»: отряд деего никогда неоставлял наполе боя убитых и т. п. Статский генерал С окончательно вывел меня изтерпения, рассказывая освоих впечатлениях перед моею «клеветою» насолдат. Ак-Кент», «О войне», «Садовая калитка в Чугучаке», «Смертельно раненный», «У дверей мечети», «Узбекская женщина в Ташкенте».
Рядом с ней – двое детей. Художник добивается яркого зрительного образа, выражающего реальное соотношение сил и ощущение неизбежности трагического для русских солдат завершения битвы. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).
Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс». Осуждение бесчеловечности, равнодушия предстает в картине Верещагина Забытый (брошенный на поле боя солдат). В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. Пусть войдут» и «У крепостной стены. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Завершая рассказ о Верещагине, можно вспомнить слова Стасова: «. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной.
Только дружба и доброта способна победить беспощадную войну. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Туркестанская серия богата и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. Тамерлан считал, чтоподобные пирамиды прославляют егополководческий талант.
В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др. ) отрицательно отозвались о работах мастера. Егобескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники.
Некоторые картины этого цикла («Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере») вполне традиционны по сюжетам и, как отмечали видевшие их художники и критики интересны в первую очередь мастерски написанным пейзажем. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.
Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.
Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи. Мало того, три полотна прямо возмущают патриотическое и религиозное чувство русского человека: «В Успенском соборе», «На этапе.
Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Новый Прометей, он слишком многого хотел. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
И везде, где бывал, делал зарисовки. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. В трактовке «Святого семейства» Верещагин следовал за Ренаном, утверждавшим в «Жизни Иисуса», что у Христа были младшие братья и сестры. Картина «Забытый» не представляет собой воспроизведения конкретного эпизода.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Смертельно раненный. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким.
Столько дворцов. Автор обзора выносит вердикт: «Какая цель этих картин. Поодаль на берегу видна массивная крепостная стена. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены.
Когда служба кончилась. Перед ее входом на больших штыках насажены головы русских солдат. Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу. Другое полотно художника, претендовавшее на то, чтобы сказать новое слово в живописи на евангельские темы, – «Воскресение Христово». Вот где открылось буйство красок, цвета.
Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
Там он три года занимается в академии Жерома. Мария с покрывалом на голове, сидя на земле, кормит грудью младенца. День солнечный и общее настроение картины вполне благостное. Верещагин показал обратную сторону этой славы.
Важную роль в произведениях второй части играют образы природы. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие. Когдаже выставка доехала доМосквы, еекупил 92 тыс. Удивительное техническое мастерство живописца проявляется в точном воспроизведении «местного колорита» – богатого декора мечети, а также пестрых национальных костюмов мусульман, собравшихся на площади. В картине «Торжествуют» Верещагин показывает суровую правду войны изобличает чудовищную жестокость и варварские обычаи феодального Востока, религиозный фанатизм. И вот началось поддержание в Москве порядка. Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску.
В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. На лица присутствующих можно увидеть какое-то смятение, страх. Есть было нечего, так как все запасы абсолютно истощились, никто не думал о пополнении провианта для людей и фуража для лошадей, да если бы даже и было кому об этом заботиться, все равно всякие труды в этом направлении пропали бы даром, так как встречавшиеся деревни, покинутые жителями, являли зрелище величайшего запустения.
И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Стоящий спиной к зрителю Иосиф плотничает у верстака. Верещагин былточен вкаждой детали. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Эти призраки были солдаты Великой армии. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность.
Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878). Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Перед нами открывается вид на большую центральную площадь.
Один из старших сыновей помогает ему. Автор словно хочет сказать: «Не стоит придавать большого значения этой фигуре». Русская батальная живопись существовала в течение всего XIX века. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус.
Это они сами. А между тем давно ли. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Этого было мало. Будет ли он принимать мессианскую позу, выйдет ли просто одетым или в дорогой вышитой рубахе. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие.
Очень красиво и реалистично художник изобразил здание мечети. Иябысрадостью писал только одно солнце, если былюди неубивали друг друга». Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать. », 1887–1895 «На этапе. Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты.
Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) «Туркестанская серия» казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что она — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение. Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом. Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие.
Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Помимо этого, они формируют эмоциональный компонент восприятия исторического периода. Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай.
Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план. Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
И действительно для французов уже наступали черные дни. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок из них половина за границей. Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: «Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины.
Панихида. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». На веревке во дворе сушится постиранное белье. Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде.
П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. Картина так и называется «У гробницы святого. Это были его собственные слова. Художник ведет суровый и мужественный рассказ о трудной судьбе русского солдата, о смертельной опасности, которой он подвергается, совершая ратные подвиги.
Того, что пришлось мне испытать в Вене, вполне достаточно». Известный востоковед А. К. В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто – с яркой красочностью живописных решений. Две картины – «Победители» и «Побежденные. За работой над завершением этих этюдов его застало известие о начале русско-японской войны.
Это скифы. ». «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Однако Академию он не закончил.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине.
На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Он увлечён миром национальной старины, древнерусского зодчества. Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно.
Эта картина показала мне нацизм мусульманского народа к русскому. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Эта картина тоже может быть осознана как «апофеоз войны», но достаточно сравнить ее с картиной под этим названием из Туркестанской серии, чтобы увидеть, как изменились художник и его творческая манера. Присев на ступени каменной лестницы, он углубился в чтение. Повоспоминаниям современников, сделанные изголов индийцев башни достигали огромной высоты. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. «правда в красках» – вот основной принцип творчества художника. Остальные четыре полотна («Представляют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого – благодарят всевышнего», «Апофеоз войны») воплощают ужасающие сцены торжества победителей, в них центральной темой является варварство феодального Востока. В них впервые в живописи дано было истинное понятие о войне.
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Наступил конец Бородинского сражения и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. Центральной в Балканской серии является картина «Побежденные. Французы отступали по разоренной местности. На ней изображена пирамида человеческих иссеченных саблями черепов, сложенная в степи и кружащиеся над ней птицы.
Еще есть люди на лошадях, верблюдах или пешком. У него появляется серия этюдов с изображением деревянных церквей Севера. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Но, пожалуй, как ни в какой другой картине, в ней этот конкретный факт выступает со всей очевидностью, как обобщенный символический образ. Данная тема весьма актуальна.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Какое оправдание имеет за эти картины Верещагин. Верещагину пришлось выслушать резкие нападки заякобы клевету нарусскую армию. Самарканд», «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Нищие в Самарканде», «Перекочёвка киргизов», «Портрет бачи», «Развалины китайской кумирни. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые.
И когда наконец французские войска покинули разграбленную, сожженную Москву и первые очевидцы страшного разорения вступили в Успенский собор их сердца дрогнули от ужаса и негодования перед этим неслыханным попранием святыни. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Видно было, что тела были наскоро забросаны землей, только чтобы скрыть следы. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии.
Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Он объездил многие страны Европы, Азии и Америки. Затем идут три произведения, связанные с трагическим третьим штурмом Плевны: «Под Плевной», «Перед атакой.
Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. рублей наиздержки. Свои впечатления отСредней Азии Верещагин выписал вТуркестанской серии.
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Никакого». Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. В 1869 году он был в Туркестане вторично.
Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый», «Панихида по убитым», «На Шипке все спокойно. », «Балканы» и другие.
Множество людей сидит в кругу возле мечети. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Увы, «новаторская» трактовка темы Воскресения слишком уж явно напоминает антирелигиозную карикатуру. Онобескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение насвоем пути.
В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). В третьей картине видно сквозь растворенную дверь, как маршал Даву сидит в алтаре, обращенном в его рабочий кабинет, где он и принимает доклады».
Верещагин эту традицию ломает. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. К дулу пушек привязаны мятежники. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание.
Вооружились чем попало.
Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. Однако возобладало всё же мнение восхищённого большинства, которое выразил Крамской: «Туркестанская серия – это блестящий успех новой русской школы». Егоимяприводило вужас правителей Востока иЗапада. В центре площади Регистан мулла – с проповедью о «священной» войне против русских захватчиков. В августовских боях русские и болгары потеряли 3640 человек, потери в завершающем Шипко-Шейновском сражении составили около 5000 человек, а между этими боями потери составили около 10 000 человек. Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин.
Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». В левом нижнем углу полотна изображен юный Христос. В них впервые в живописи дано было истинное понятие о войне. Самостоятельную, пожалуй, центральную часть Туркестанской серии составляет цикл картин, названный художником «Варвары».
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Верещагин отправился в действующую армию на Балканы одержимый одной целью – изобразить войну «такою, какая она есть в действительности».
Самжехудожник хотел сказать абсолютное иное. Его картины увидели зрители Вильно, Варшавы, Риги, Гельсингфорса, Берлина, Дрездена, Вены, Праги, Парижа, Будапешта, Лондона, Копенгагена. Это подлинный реквием в живописи. «Апофеоз войны»— единственная картина, накоторой Верещагин изобразил то, чего невидел вреальности. Апосле разграбления Дели поприказу полководца были обезглавлены 100тыс. Эти три картины изображающие, по свидетельству самого художника, эпизоды, которые в действительности не были связаны между собой, расположены в серии таким образом, что воспринимаются как связный рассказ о судьбе одного из отрядов русской армии, погибшего в Туркестане. Остальные четыре полотна (Представляют трофеи, Торжествуют, У гробницы святого – благодарят всевышнего, Апофеоз войны) воплощают ужасающие сцены торжества победителей, в них центральной темой является варварство феодального Востока.
В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию. Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории захвата Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой однако для документалиста Верещагина это было абсолютно необходимо.
В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг. И вот все растаяло исчезло, как дым. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Позднее художник, вновь приехавший в эти места для сбора материала, необходимого для завершения картины, назовет холм, с которого смотрел на дым сражения, «закусочной горой».
Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. И тихо среди этого поля смерти движется вперед император, тихо следует за ним блестящая свита, глубокое безмолвие разлито вокруг, а в вышине летят вороны, хищные приспешники смерти и протяжным, жутким, хриплым карканьем провожают Наполеона и его славу. Небольшой героический русский отряд был перебит. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера.
Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Еще эта картина дала представление мне о быте, нравах и традициях этого народа.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. На его полотне изображен двор большого дома, огороженный каменной стеной. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Нет бога, кроме бога. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев. Самжехудожник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, аумные люди уверяют, чтояхолодным умом сочиняю небылицы».
Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами АлександраII) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова. На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. К картине «Нападают врасплох. » художник поместил в качестве эпиграфа известные слова Святослава: «Мертвые сраму не имут». С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий. Нет бога кроме бога». панихиду. В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль.
Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Военные круги были недовольны. Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Картины, отражающие этот этап войны, представляют собой героико-трагическую трилогию. Все соединилось, все сплотилось в ней в такую крепость, разрушить которую не хватило бы никаких человеческих сил и никакого таланта.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Нополучили отворот поворот— Третьяков ответил, что передумал дарить картины.
Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. В этих произведениях дано изображение самого сражения, они написаны в жанре батальной живописи. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Действие картины происходит на недавнем поле боя.
Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Художник тщательно выписывает костюмы, утварь, обозначает позы и жесты собравшихся людей.
Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново.
Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Воснове сюжета— события XIVвека, связанные сТамерланом. Здесь, пожалуй, необходимо больше обратить внимания на, полотно: «Торжествуют». В целом произведения художников этого круга можно характеризовать как условно-парадны.
Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество. В зимние месяцы вместе с отрядом прославленного генерала М. Д. Скобелева Верещагин совершил переход через Балканы и участвовал в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Именно так мусульмане отмечают победу. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисоватьна свободе. он весь был увлечение правдой, весь – широкий порыв. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен.
На раме картины Торжествуют художник написал слова из Корана: Так повелевает бог. Настал черед везти полотна наРодину. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Душевное страдание и ужас обессилили его. На полотне «Христос на Тивериадском озере» Иисус изображен стоящим в парусной лодке. Но во второй половине IX века и сами войны и взгляд на них изменились — и одним из первых зафиксировал это изменение Верещагин.
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Дурные вести из Франции» и «Маршал Даву в Чудовом монастыре». Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Наступило 6-е сентября.
Собравшиеся на берегу люди смотрят на него. Царское правительство относилось неоднозначно к искусству Верещагина. Под Плевной», «После атаки.
Япожег текартины, что имкололи глаза», — указал вдневниках художник. Тысячи французов избивались или забирались в плен. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя. Здесь, пожалуй, необходимо больше обратить внимания на, полотно: Торжествуют. Под Плевной, После атаки. Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва).
Начало 1870-х годов. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Подобный же подход к изображению Христа доминирует и на других полотнах. Жестокие бои под Плевной, в которых погиб брат, потрясли Верещагина. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Ободном изполотен, вкотором отражена философия художника— «Торжествуют» (1872), — рассказывает Снежана Петрова. Первым был Петербург. Мусульмане празднуют победу. Художник разделил судьбу своих героев. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». К основным работам серии относятся полотна: «Апофеоз войны», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Бухарский солдат», «В горах Алатау», «Верблюд во дворе караван-сарая», «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром», «Двери Тимура (Тамерлана)», «Дервиши в праздничных нарядах», «Дутарист», «Калмыцкая молельня», «Калмыцкий лама», «Киргиз», «Кочевая дорога в горах Алатау», «Мавзолей Гур-Эмир. Вот таким образом картины можно считать вещественным, достоверным исторический источник. Перевязочный пункт под Плевной.
Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних — хозяев, а из других — рабов. Участвовал в некоторых сражениях. Вот тут-то и понадобились ему деньги.
Бесчисленные их раны горели на морозе, нестерпимый холод убивал последние остатки энергии, оружие, почти ни на что уже ненужное, выпадало из рук и они тщетно пытались его поднять и многие падали следом за ним, падали за тем, чтобы никогда больше не встать и медленно коченели, заносимые без конца сыпавшимся снегом. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Традиция относила к Святому семейству только этих троих. На раме картины «Торжествуют» художник написал слова из Корана: «Так повелевает бог. Дружным Ура.
Он много путешествует по России. Верещагин показал обратную сторону этой славы. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. И он написал — красками на холстах. Открывается она двумя картинами – «Пикет на Дунае» и «Шпион», - отображающими события начального этапа войны. В композиции «Шипка-Шейново.
Однако бросается в глаза одна особенность. «Революционную» трактовку известного сюжета Верещагин продемонстрировал в полотне «Святое семейство». Возможно именно такие эмоции должна вызывать сложившаяся ситуация. Сего числа Наполеон и его конвой ночевали в Дорогомиловской слободке, в обывательских домах, где жителей московских, кроме четырех человек дворников, никого не было замечено».
А Наполеон был такою личностью. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). мирных жителей. Лучшей из этих картин является «Торжествуют».
Даже благоволивший кхудожнику генерал Кауфман был оскорблен увиденным. Причина этого лежит в ее построении.
Какое невероятное решение. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы».
Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. Россия оказалась непобедима. Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Что принесет очередное его появление пред народом. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной.
Благодарят всевышнего». В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Она стала более зрелой. Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. Эти три картины были: «Забытый», «Окружили— преследуют» и«Вошли». Дурные вести из Франции», 1887–1895 «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900 все — в Историческом музее, Москва).
Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Он прошел с русской армией весь ее трудный боевой путь.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных. Что это значитъ. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях.
Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. Даже собаки сидят и ждут чего-то. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).
Осуждение бесчеловечности, равнодушия предстает в картине Верещагина «Забытый» (брошенный на поле боя солдат). Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Такие бытовые сюжеты любили писать «малые голландцы».
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Они показаны на переднем плане картины. По поводу нападок на другую картину, «Святое семейство», то я уверен, что Святая Дева имела еще семь или восемь детей и предлагаю по этому вопросу созвать в ближайшее время для разрешения всех противоречий и спорных вопросов Вселенский собор". В Германии в интервью немецкой газете Верещагин скажет: «Борьба против патеров одному человеку не по силам. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии».
В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Около 1500 трупов в разных позах, с разными выражениями на мертвых лицах. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. Художник показывает, что последнее предсмертное движение человека может быть странным, неожиданным, не имеющим ничего общего с красивой позой.
Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана». Вторая часть цикла – «Варвары» так же позволяем нам рассмотреть войну и ее последствие в самом неприглядном виде. С середины 1880-х годов Верещагин чаще работает в России. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».
Но радость победы испытывают не все. Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть». А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Известный востоковед А. К.
В них художник попытался передать характер «большой войны». Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Картина Забытый не представляет собой воспроизведения конкретного эпизода. Шестидесятидвухлетний художник немедленно поехал на фронт. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С. О. Макаровым. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам.
Автор показал в них трагедию Наполеона как личности. Он прошел с русской армией весь ее трудный боевой путь. Ужасно. Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин. Перевязочный пункт под Плевной».
Три картины, открывающие цикл («Высматривают», «Нападают врасплох. », «Окружили, - преследуют. »), – это повествование о героической борьбе и трагической гибели небольшого отряда русских солдат в неравном бою. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». ВЕвропе наперебой хвалили Верещагина. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы».
К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Демонстрировать населению отрубленные головы солдат русских мне показалось очень жестоко. Дай подойти. » (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения.
Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе.
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.
Самым ключевым экспонатом есть мечеть Шир-Дор. Отрубленные головы русских воинов, водруженные на высокие шесты, выставлены на обозрение народа, слушающего проповедь муллы. Панихида». В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904).
Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Наполеон оказался побежденным. Именно они произвели в свое время наибольшее впечатление и в России и за рубежом. Были ите, ктоподозревал еговнамеренном смаковании деталей— чтобы пощекотать людям нервы. Что за люди.
Дети должны расти на родине. В ранней работе еще есть элементы некоторой патетики, публицистической плакатной «сатиры», тогда как в картине «Побежденные» «подлинное горе – как плач над могилой, куда спускают гроб друга или брата».
Вучилище посчитали, сколько будет стоить стройка, попытались вытрясти изТретьякова еще 15 тыс. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке.
Считавшие его мертвым двое римских стражников с копьями в руках в панике разбегаются. Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. Художник тщательно выписывает костюмы, утварь, обозначает позы и жесты собравшихся людей. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Русская и европейская печать восхищалась искусством художника.
С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Пусто и мертво там, где прошла война. Три картины, открывающие цикл (Высматривают, Нападают врасплох.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Но разве генералам было до этого дело. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. Открывается она полотном «Под Плевной (Александр II под Плевной 30 августа 1877 года)». Из этих впечатлений позже рождались его удивительные глубокие полотна-размышления о бытии, о жизни и смерти.
Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. «Туркестанская серия» частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. человек. Посозданным эскизам художник работал двагода вМюнхене.
Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. «Явсюжизнь горячо любил солнце. Изображен двор самаркандской крепости. Мысль завладеть Петербургом и вынудить Императора Александра начать переговоры очень льстила Наполеону. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Вошли», «Торжествуют» и др. В сущности, эта картина представляет собой пейзаж, который так описал художник в своей книге «На войне»: «.
Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). В 1850 году он поступает в петербургский Кадетский корпус, а в 1860 году заканчивает его в чине гардемарина. В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия.
Какие прихоти пригрезятся ему. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Все они были переколоты штыками. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
.