Через образ Весны передается определенная теплота смотрящему, так как на картине можно сразу заметить проявление некой заботы к Венере. Картина изображает рождение Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Только что рождённая из морской пены, она подплывает к берегу. Абдрашитов знает и помнит символическое значение образа Венеры, он потрясен самим фактом разрушения «вещи культуры», не может видеть картины разъятого тела. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Картина «Венера и Марс» д показывает размышления художника о внутреннем мире современной ему женщины, о ее ожиданиях, страхах и мечтах. Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину изображенную на картине, «новой Венерой». Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин.
Боттичелли использовал при создании этой картины новшества того времени: технику дробления лазурита для получения синей краски, а также принцип нанесения листового золота, которое он использовал для изображения пурпурной накидки Венеры. Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.
Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.
Ученый предполагает, что персонажи картины могли иметь двойственную натуру и символизировать не только Марса и Венеру, но и Адама с Евой, а плод в руках у сатира, таким образом, превращается в намек на плод с древа познания, послуживший поводом для изгнания первых людей из рая. Картина Рождение Венеры (1485г)была заказана ему для виллы Кастелло, которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) Кустодиев продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе.
Но это правда. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. В фигуре богини все наполнено негой, мягкостью, томящимся ожиданием. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций.
По грустному взгляду богини понятно, что она знает ближайшее будущее. Боттичелли он стал уже позднее, получив это прозвище, в переводе с итальянского означающее бочонок, вслед за старшим братом, отличавшимся изрядным лишним весом. Одев свое лучшее платье, уложив прекрасные волосы, скромно оголив ножку, проступающую сквозь обворожительные складки платья (напоминая, что она самая красивая и желанная женщина вселенной), Венера ждет пробуждения Марса.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Солнце уже высоко, но она не торопится будить обнаженного красавца, спящего рядом. Она привыкла ждать, ведь она Венера – богиня любви.
И все же это так. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Перед нами несколько странная ситуация. В годы создания «Весны» тридцатичетырехлетний Боттичелли и двадцатишестилетний Леонардо да Винчи – самые яркие творческие индивидуальности Флоренции. Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. И характерно, что Леонардо – открыватель новых путей в искусстве – бьется над проблемой ясной, целостной композиции, все детали которой были бы подчинены главному – раскрытию замысла произведения. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако произведение Боттичелли овеяно настроением поэтической грусти. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. 203 x 314 см.
Венера бодрствует, в то время как Марс храпит. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир абсолютной гармонии и высшей красоты. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Нетрудно заметить, что сюжет картины интерпретируется разнообразно.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Опираясь левой рукой на свой панцирь, в который пролез соседский мальчишка, Марс тем самым показывает, что лишен опоры на свое потомство.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем".
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Но за каждым персонажем картины этот островок разный.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. В мифе события разворачивались стремительно. Она не стоит, а парит.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Композиция картины «Венера и Марс» представляет собой прямоугольное пространство 69x173, 5 см., в котором, слева от смотрящего на картину изображена полулежащая богиня любви Венера. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Это дугообразное построение обеих фигур соединяет их только в нижней зоне картины. С одной стороны Боттичелли создает у зрителя созерцающего богиню ощущение, что ее прекрасное тело расслабленно, окутано негой, а с другой показывает собранность Венеры (прямой торс) в ожидании предстоящих событий. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Галерея Уффици.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). При этом его спящая фигура не горизонтальна земле, а изображена дугообразно. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Сандро родился в семье кожевника. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей. В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
В этом, несколько странном положении тела Венеры художником отражена определенная сюжетная задача. Как мы уже отмечали лицо Венеры наполнено достоинством, но омрачено некоторой тревогой. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Запрокинув голову, Бог войны погрузился в глубокий сон. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса.
Необыкновенно красива картина «Рождение Венеры» (ок. Вспомним «Генеалогическое древо» семьи.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. 1485 г. Уффици, Флоренция). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Возрождение.
В позе изображенной Венеры Боттичелли явно видно и влияние классической греческой скульптуры. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
И это «наоборот» пронизывает весь сюжет картины. Это главный вопрос картины. Возлюбленную Джулиано, умершую вскоре от чахотки, воспели поэты медичейского двора. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Мальчишки. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Джулиано был убит ударом кинжала. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 569 дней. Это утверждение — оправдание женской наготы. Они мальчишки. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Казалось бы, трудно найти лучшего композиционного положения для фигур любовников.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Придворный поэт Анджело Полициано посвятил описанию турнира 1475 года поэму «Джостра» («Турнир»). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Заговорщики напали на братьев Медичи в соборе во время церковной службы.
Ее воспроизводили в камне и живописи бессчетное количество раз – ни одна женщина в мире не удостаивалась подобной чести. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. По поводу этого произведения Боттичелли накопилось много интерпретаций.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Но если присмотреться внимательнее, то все обстоит совсем наоборот. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Может даже показаться, что они как капиллярные сосуды перетекают друг в друга.
Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. Что же. Разновременные эпизоды сосуществуют в пределах одной картины. По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного).
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Для Венеры, как для любой матери ребенок олицетворяет высшую любовь именно так и переводится имя Купидона (Амура). Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Предполагают, что по мотивам этого произведения и созданы две наиболее прославленные вещи Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», в которых с предельной ясностью отразилось его эстетическое кредо. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. И это напоминает поединок за новорожденную. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Хотя богиня и полулежит, но ее торс изображен вертикально – как у сидящей фигуры.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
Что же произойдет, если разбудить бога войны Марса. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Дерево, темпера.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Под боком шумят соседские мальчишки. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей.
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Конечно же нет. Италия.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Богиня возникла из морской пены.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Как противоположность полностью одетой Венере Марс изображен обнаженным. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу.
Основным символом такого виртуального будущего становится ребенок. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Любопытно, что потревоженные мальчишками атрибуты бога передают древний ритуал римских военачальников. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Мужское пространство всегда вовне, женское – внутри. Она затаилась, она ждет. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Композиция «Весны» строится на характерном ритме певучих линий, на чередовании струящихся контуров фигур, которые расставлены, как на сцене, где декорацией служат прямые стволы деревьев и светлые просветы неба. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой».
Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Флоренция.
Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. 1 ВЕНЕРА. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
Давно уже рассвело. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Картина «распадается» на отдельные фигуры и группы, персонажи ее живут своей отчужденной друг от друга жизнью, она полна символов и неясных намеков. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Кто-то связывает сюжет картины с текстом греческого писателя II века Лукиана описавшего свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Любопытно, что в античной мифологии фавны предсказывали человеку его будущее во сне.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Лоренцо удалось скрыться. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Умер Боттичелли в безвестности. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 569 дней.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Три фрески, выполненные Боттичелли, – «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» – типичные многофигурные композиции раннего Возрождения. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Они мечтают стать великими воинами, такими же как их кумир – Марс. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера. Несколько посмертных портретов Симонетты написал и Боттичелли.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Варнавы работы Боттичелли). Марс абсолютно обнажен, только узкая накидка прикрывает его интимное место.
Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Молодое красивое тело бога расслабленно. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. «Весна» (1478. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
В этом случае изображенное за Марсом «Древо семьи» символизирует его бездетность. Кто-то предполагает, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его даму сердца Симонетту, хотя это предположение отвергается рядом искусствоведов, так как картина находилась в семейном собрании Веспуччи, ненавидевших Джулиано. Перед нами супруги, но живущие каждый в своем мире. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Все признаки сюжетного действия говорят об отсутствии у этой пары общего эроса. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Супруг же не торопится просыпаться.
Много лет спустя Боттичелли написал картину «Марс и Венера» (1485. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Венера готова воспроизвести эти смыслы, проснулся бы только супруг. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Она пристально смотрит в противоположный край картины, где расположился ее супруг – Марс.
Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Левая рука Венеры, собрав волну легкой ткани платья, готова обнажить (задрать подол), в то время как безвольная правая рука Марса символизирует обратное.
Ветры и Ора захвачены движением они преданно служат богине, но и энергия Ветров и порыв Оры — все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. И хотя «юридически» в римской мифологии Венера не была женой Марса, но его законная жена Нерио отождествлялась с ней. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Но мир Марса иной. На то она и богиня.