Картина Василия Верещагина Торжествуют: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
И вот все растаяло исчезло, как дым. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову.
После того, как русская армия захватила Самарканд и Верещагин перебрался туда вместе со штабом генерала Кауфмана, при котором состоял, у художника завязались дружеские отношения со старшим муллой медресе Шердор. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Эта картина показала мне нацизм мусульманского народа к русскому. Верещагин действительно был «человеком мира», космополитом и свои выставки организовывал по всему миру.
Это нечто удивительное» «это — событие. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы. По окончании, после короткого периода службы – прослужив примерно около месяца, к неудовольствию тех, кто желал ему успешной карьеры во флоте, – он вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Центральное место в ней заняла картина «Побежденные. Они дополняли тонкой изысканностью роскошные интерьеры мавзолеев, дворцов, медресе и мечетей, служили яркими образцами прикладного искусства и свидетельством высокого мастерства среднеазиатских резчиков», — сообщает каталог выставки.
ВЕвропе наперебой хвалили Верещагина. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Вот где открылось буйство красок, цвета. Впоследствии Верещагин используя привезенный из Индии материал, создал полотно «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884), вошедшее в «Трилогию казней».
Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
Но разве генералам было до этого дело. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Именно няне Верещагин обязан любовью ко всему истинно русскому, а также своему художественному мышлению, которое позволило ему в дальнейшем стать замечательным живописцем. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Однако Академию он не закончил.
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». – Местные проводники утешают тем, что прежде по этим болотистым местам людей и груз возили лошадями же, но в лодках С великим трудом я добрался к вечеру второго дня до устья Выи – лишь для того, чтобы своими глазами увидеть «Прославленную икону Святого Николая» и запечатлеть ее на этюде масляными красками». Когдаже выставка доехала доМосквы, еекупил 92 тыс. Перед нами открывается вид на большую центральную площадь.
Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий. Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий. Серию «Варвары» Верещагин в письме к Стасову именовал «эпической поэмой, в которой картины заменяют главы».
С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. С началом русско-турецкой войны Верещагин вновь на фронте. Также неизбежно и сравнение Верещагина с репортером. Образ среднеазиатского эмира и полководца (1336–1405) Тимура (Тамерлана) пронизывает всю Туркестанскую серию, где перемешаны история (точнее, ретроспективный взгляд на нравы и обычаи) и современность и где обобщающим финалом является «Апофеоз войны».
Верещагин мастерски ухватил суть этого символа и в своей неподражаемой манере донес идею до публики. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу. Русская и европейская печать восхищалась искусством художника.
Что это значитъ. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Они показаны на переднем плане картины. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
В самой Великобритании картина вызвала жутчайшее негодование (что и понятно), была куплена неизвестным лицом в 1891 году на аукционе в США и дальнейшая ее судьба также неизвестна. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Эту битву он вел в гордом одиночестве.
Военные круги были недовольны. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Панихида», сюжет которой Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой, на первый взгляд, ничего не было видно. Две картины – «Победители» и «Побежденные.
Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Он видел штурм Плевны, в отряде Михаила Скобелева совершил переход через Балканы, участвовал в решающем бою под Шипкой. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Все они были переколоты штыками. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).
Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Ужасно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая и на темном фоне туч две фигуры, ясно вырисовывавшиеся, привлекли мое внимание: то был священник и причетник из солдат, совершавшие панихиду Когда служба кончилась батюшка и причетник обратили мое внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас из каждого торчали головы, руки.
В экспозиции Новой Третьяковки «Двери Тамерлана» соседствуют с такой же обманкой — полотном «У дверей мечети» из Русского музея, в котором дервиши — нищенствующие странники-проповедники — занимаются, по словам Верещагина, «тем, чем заняты почти все без исключения и бедные и богатые среднеазиаты большую часть своего времени» (в данном случае, как мы видим, ничем). Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Только дружба и доброта способна победить беспощадную войну.
С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Что принесет очередное его появление пред народом. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Апосле разграбления Дели поприказу полководца были обезглавлены 100тыс. Оно известно лишь по фотографии.
Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Изображен двор самаркандской крепости. Сила воздействия Туркестанской серии состояла, прежде всего, в откровенно эпатирующих, страшных сюжетах (в ряде случаев представленных в натуральную величину), которые, в союзе с натуралистической манерой письма уподобляли картины Верещагина экспонатам кунсткамеры.
Повоспоминаниям современников, сделанные изголов индийцев башни достигали огромной высоты. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Именно так мусульмане отмечают победу. «Явсюжизнь горячо любил солнце. Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами АлександраII) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова. Ободном изполотен, вкотором отражена философия художника— «Торжествуют» (1872), — рассказывает Снежана Петрова.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Новый Прометей, он слишком многого хотел. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, — нельзя глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях испытать голод, холод, болезни, раны» — писал он.
Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Однако с началом русско-японской войны художник, конечно же, ринулся в гущу военных действий. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
Эта идея, пронизывающая невидимо (но осязательно для ума и чувства) всю выставку, эта неослабная энергия, этот высокий уровень исполнения заставляет биться мое сердце гордостью, что Верещагин русский, вполне русский». Историки рассказывают, что шлюпки, спущенные с русских кораблей, сразу бросились подбирать плававших в воде людей. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Воснове сюжета— события XIVвека, связанные сТамерланом. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Какое невероятное решение. Он был вспыльчив, непримирим, резок и очень высоко ценил собственное творчество, полагая, что создает подлинно исторические картины имеющие «всеобщее значение». Нополучили отворот поворот— Третьяков ответил, что передумал дарить картины. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. Это действительно одно из самых впечатляющих полотен художника, процитированное кинорежиссером Н. Михалковым в изобразительном ряду фильма «Утомленные солнцем. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». рублей наиздержки.
В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Тамерлан считал, чтоподобные пирамиды прославляют егополководческий талант. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Такому впечатлению способствует тщательная отделка деталей (резной орнамент двери), которые Верещагин в подобных случаях расчерчивал в мастерской с помощью циркуля и линейки.
Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Дурные вести из Франции», 1887–1895 «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900 все — в Историческом музее, Москва). «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. И сама картина и репродукции с нее были запрещены к ввозу в Российскую империю.
Но не успел создать ни одного батального сюжета: погиб при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года, выполняя фронтовые зарисовки. Даже благоволивший кхудожнику генерал Кауфман был оскорблен увиденным. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай. Перед ее входом на больших штыках насажены головы русских солдат. Картины Верещагина были суперпопулярными и скандальными уже при жизни мастера.
А между тем давно ли. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.
Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов. Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва). Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде».
А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Верещагин часто был в центре скандалов, его картины обливали кислотой, он сам жег некоторые холсты. «Казнь заговорщиков в России» описывает казнь народовольцев, которой сам Верещагин не видел однако он делал натурные зарисовки на месте казни, на Семеновском плацу в Петербурге и даже специально фиксировал световые эффекты, создаваемые падающим снегом (в день повешения, 3 апреля 1881 года, еще шел снег). Десятилетием позже появления Туркестанской серии Крамской писал: «что такое картина.
Смертельно раненный. Решенные как разыгранные актерами пантомимические постановки, эти картины вряд ли могут быть названы, как представлял себе Верещагин, действительно историческими, в частности потому, что, попытавшись «представить не только полководца, но и страдающего смертного», художник угодил в область психологической проблематики, которая никогда не являлась его сильной стороной и, кроме того, как заметила перед открытием выставки директор ГТГ Зельфира Трегулова, «ну не удавалось ему писать не с натуры». Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново. «Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем А в это время снег продолжает падать из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим обычным порядком», — описывал свой сюжет художник. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист.
Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Картина впервые экспонировалась на персональной выставке Верещагина в Вене в 1885 году под названием «Повешение». Собравшиеся люди слушают проповедь человека о том, что война против русских захватчиков есть священная. К дулу пушек привязаны мятежники. И вот началось поддержание в Москве порядка.
мирных жителей. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Вучилище посчитали, сколько будет стоить стройка, попытались вытрясти изТретьякова еще 15 тыс. Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин.
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Одна из картин туркестанской серии названа автором «Торжествуют». Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы».
Но радость победы испытывают не все. Это завоевание России.
Сам избранный Верещагиным способ работы в жанре «дать обществу картины настоящей войны» и обличительно-просветительская идея, лежавшая в его основе, требовали дополнить повествование большим количеством подробностей, касающихся места действия, нравов, обычаев, без чего замысел художника не мог быть до конца ясен публике. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м).
Но в русском искусстве место ориентальных композиций занимал итальянский жанр и такие композиции становились для русской публики свежим и привлекательным зрелищем, даже если в произведении не было развернутого сюжета — как, например, в картине «Двери Тамерлана». Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Это классическая ретроспектива (180 картин, 120 графических работ, архивные документы и фотографии), где явлены все ипостаси героя и, соответственно, все его удачи и неудачи, а как соотносятся, например, сюрреализм и сценография — решать только зрителям. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Свои впечатления отСредней Азии Верещагин выписал вТуркестанской серии. Самжехудожник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, аумные люди уверяют, чтояхолодным умом сочиняю небылицы». За последние мои выставки в Европе я имел случай еще раз убедиться в этом: хотя многие этюды с натуры севера и юга Росси смотрелись и одобрялись, главное внимание публики все-таки привлекалось картинами из кампании 1812 г., в которых Наполеон представлен не только героем, но и человеком, не только полководцем, но и страдающим смертным». Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Япожег текартины, что имкололи глаза», — указал вдневниках художник. Вся серия находится в Государственном историческом музее из него на выставку привезли триптих «Старый партизан», левая часть которого «Не замай — дай подойти. » некогда была непременной иллюстрацией во всех школьных учебниках истории. Жизнь идет своим чередом и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. Егоимяприводило вужас правителей Востока иЗапада. Ориентализм Верещагина ближайшим прецедентом имел живопись романтизма, но не русского, а западноевропейского (например, «Резня на Хиосе» Делакруа). Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших.
Где, впрочем, через несколько лет ее конфисковали полицейские власти и в конце концов она оказалась в Государственном музее Революции в Петрограде-Ленинграде-Петербурге (ныне Государственный музей политической истории России). «Апофеоз войны»— единственная картина, накоторой Верещагин изобразил то, чего невидел вреальности. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. Художник изобразил войну без прикрас. Сейчас ее можно увидеть после реставрации.
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Улицы представляли собою корридор, где стены были из огня, потолок из огня, так как свивавшееся жгутом, бурлившее, метавшееся из стороны в сторону, пламя порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой.
Эта картина написана по принципу «обманки» — картинное пространство столь неглубоко, что объемно моделированные фигуры словно выступают в пространство зрителя. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.
Эти призраки были солдаты Великой армии. Дружным Ура.
Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, – эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки». Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Важную роль в произведениях второй части играют образы природы.
Столько дворцов. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Пожар начал утихать, так как, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. В этом принципе экспонирования Верещагин видел одно из самых ценных своих художественных завоеваний: «Присяжные критики могут сказать, что художник переступил предел задачи и средства живописца но вернее кажется, что он в этом случае выступил новатором, только перешагнул через рутинное, ничем, в сущности, не оправдываемое правило: Художнику довольствоваться моментом и предоставить дальнейшее развитие этого момента литературе».
Вот таким образом верещагинские серии включали богатый этнографический материал, составлявший наиболее эффектную, зрелищную часть его «репортажей», а выставки его работ всегда превращались в широкомасштабную акцию: сопровождались каталогами, содержащими подробный комментарий художника к каждой картине (и Верещагин подчеркивал, что без этих комментариев картину до конца понять невозможно), пояснительные надписи включались и в рамы (найдите их на рамах картин «Смертельно раненный», на знаменитом «Апофеозе войны», открывающем выставку и на других полотнах из серии «Варвары»), звучала музыка, вместе с картинами экспонировались оружие, костюмы, ковры, украшения, размещались экзотические растения в кадках и т. д. (к этому следует добавить новаторское по тем временам электрическое освещение). Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Даже собаки сидят и ждут чего-то. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». Наполеон оказался побежденным. Странным образом Япония, где художнику суждено было найти свой конец, стала, наряду с «Русской серией», верещагинской идиллией. Самжехудожник хотел сказать абсолютное иное. В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать. », 1887–1895 «На этапе.
Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты. Зато две другие картины трилогии — «Казнь заговорщиков в России» и «Распятие на кресте у римлян» — оказались в конце концов в российских музеях, представлены на выставке и производят эффект, сопоставимый с эффектом диорам, тем более что обе имеют эпические размеры (285 398 см и 301 401, 3 см соответственно). А ведь ко времени написания картины художник всего несколько лет занимался живописью.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). На предложение критика Василия Стасова участвовать в выставках Товарищества передвижников Верещагин чуть ли не с презрением отвечал: «Нет, не хочу. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Онобескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение насвоем пути.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) «Туркестанская серия» казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что она — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Дети должны расти на родине. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты.
Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. – описывал свой путь к Ильинской церкви в дневниках Верещагин.
У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Народные выступления начались еще в то время, когда французы стояли в Москве и заключались в постоянных нападениях на отряды, конвоировавшие провиантские обозы, вследствие чего доставка в армию всякого рода жизненных запасов безмерно затруднялась.
Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях.
Настал черед везти полотна наРодину. Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Однако во время экспонирования Туркестанской серии в Петербурге (в марте 1874 года) даже Крамской не устоял против гипнотического воздействия верещагинских картин: «Я не знаю, есть ли в настоящее время художник, ему равный не только у нас, но и за границей. В 1891 году она была продана на том же аукционе, что и «Подавление индийского восстания англичанами» и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому невесть каким образом удалось ее привезти в Петербург. рублей, П. М. Третьяков ипредложил вподарок училищу живописи иваяния, носусловием, чтобы училище сделало пристройку сверхним освещением, гдебы имогла помещаться вся коллекция картин. Этого было мало.
Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Они не имели блестящего образования, но мать, Анна Николаевна, прекрасно говорившая на французском, стремилась воспитывать у сына интерес к европейской культуре. Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах мастера.
Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра. Это была единственная принятая художником награда. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом иначе картины мои будут не то». И действительно для французов уже наступали черные дни. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. По-моему, это нечто невероятное.
Это скифы. ». На лица присутствующих можно увидеть какое-то смятение, страх. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Еще эта картина дала представление мне о быте, нравах и традициях этого народа. Она включает работы этнографически-жанрового характера, батальные сцены и серию с подзаголовком «Варвары», посвященную зрелищам восточного фанатизма и жестокости (отрубленные головы издевательство над пленными). Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
Это были его собственные слова. Демонстрировать населению отрубленные головы солдат русских мне показалось очень жестоко. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку.
И он написал — красками на холстах. Посозданным эскизам художник работал двагода вМюнхене. Еще есть люди на лошадях, верблюдах или пешком. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Пирамида черепов со следами сабельных ударов и дырами от стрел, посреди сожженной пустыни, в виду полуразрушенного мертвого города — аллегория, расшифрованная текстом на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Есть было нечего, так как все запасы абсолютно истощились, никто не думал о пополнении провианта для людей и фуража для лошадей, да если бы даже и было кому об этом заботиться, все равно всякие труды в этом направлении пропали бы даром, так как встречавшиеся деревни, покинутые жителями, являли зрелище величайшего запустения. Иябысрадостью писал только одно солнце, если былюди неубивали друг друга». «Оннекоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом наприеме, доказывая мне, что явомногом «налгал»: отряд деего никогда неоставлял наполе боя убитых и т. п. Статский генерал С окончательно вывел меня изтерпения, рассказывая освоих впечатлениях перед моею «клеветою» насолдат. Возможно именно такие эмоции должна вызывать сложившаяся ситуация. Очень красиво и реалистично художник изобразил здание мечети. Мне кажется, что бы так точно передать настроение, которое исходит от картины, для ее создания необходимо окунуться в эту культуру, быть наравне с этим народом. Но отношение русских к мусульманскому народу не должны относиться агрессивно, ведь эта картина всего лишь взгляд художника на ситуацию. Я бы нарисовал свою картину, без насилия и возможно с примирением сторон в войне, а не победой одной из наций. Я старался бы показать дружбу народов во всей красе и наверно нарисовал бы на площади мужчин пожимающих друг другу руки и детей различных наций играющих вместе. Только дружба и доброта способна победить беспощадную войну.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Эти три картины были: «Забытый», «Окружили— преследуют» и«Вошли». Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно.
Наступило 6-е сентября. И потому, может быть, что Верещагин правдиво показал, как рядом с жизнью стоит смерть, радость победы звучит сдержанней и суровей. Если обратиться к французским источникам, хотя бы к запискам уже упоминавшегося Тирюна из Меца, то выйдет, что вообще особенных бесчинств не было, за исключением первого дня после вступления в Москву. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Автор показал в них трагедию Наполеона как личности.
В композиции «Шипка-Шейново. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Именно в этой высветленной палитре в сочетании с непривычной пестротой красок Крамскому виделся «блестящий колорит». Род Верещагиных вел свое начало с давних времен. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.
«Туркестанская серия» частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Первым был Петербург. Егобескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники.
Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений». Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Это воздействие усиливалось благодаря восточной экзотике — красочные костюмы, архитектурные сооружения, детали которых Верещагин выписывал с маниакальной достоверностью (вот таким образом, вероятно и «реалист»), — а также эффекту освещения, продиктованному натурой и достигаемому контрастной гаммой локальных цветов при сильной разбелке. Это они сами.
Художник дважды был в Туркестане — в 1867–1868 и в 1869–1870 годах. Начало 1870-х годов. А Наполеон был такою личностью. Очень красиво и реалистично художник изобразил здание мечети. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Участвовал в некоторых сражениях. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была абсолютно ободрана, крышка сорвана от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе. Какие прихоти пригрезятся ему.
«Красота и жестокость Востока» были также отлично разработаны западными академическими живописцами вроде парижского учителя Верещагина Жан-Леона Жерома. Французы отступали по разоренной местности. В индийской поездке, как обычно, Верещагина воодушевляла прежде всего социально-обличительная идея: он намеревался создать грандиозный цикл на тему «заграбастания Индии англичанами» (так определял свою задачу сам художник), однако замысел остался неосуществленным. Дай подойти. » (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Кстати, какие конкретно двери изобразил Верещагин — неизвестно. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Что за люди. Верещагин изобразил казнь, разработанную британскими войсками во время восстания сипаев (1857–1858), когда приговоренных мятежников расстреливали, привязывая к жерлам пушек.
человек. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Самым ключевым экспонатом есть мечеть Шир-Дор. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др. ) отрицательно отозвались о работах мастера. Насколько мне известно, эта картина была написана Верещагиным в 1872 году, после поездки в Среднюю Азию. Верещагину пришлось выслушать резкие нападки заякобы клевету нарусскую армию. Душевное страдание и ужас обессилили его. Были ите, ктоподозревал еговнамеренном смаковании деталей— чтобы пощекотать людям нервы. Между двумя картинами для наглядности размещена настоящая дверь XV века из мавзолея Гур-Эмир, усыпальницы Тимура в Самарканде (хранится в Государственном Эрмитаже), а над нею — терракотовая панель из той же усыпальницы с надписью, оставшейся без перевода.
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Вооружились чем попало. Множество людей сидит в кругу возле мечети. В истории русского искусства Василий Верещагин (1842–1904) традиционно имеет репутацию крупнейшего баталиста, реформатора батальной живописи, до него проникнутой официозно-прославительным пафосом. Официальный тизер выставки классифицирует Верещагина следующим образом: «Баталист, пацифист, реалист, сюрреалист, репортер, сценограф, человек мира» (здесь, правда, отсутствует слово «художник» — вероятно, это само собой разумеется). Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким.
Верещагин былточен вкаждой детали. Ужасает не сама расправа над революционерами, а полное равнодушие людей, взирающих на казнь. Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные. Россия оказалась непобедима.
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Пусто и мертво там, где прошла война. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Особенно впечатляет полотно Побежденные. В его творчестве нет торжественных маршей и красоты мундиров.