» Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.
Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».
Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Правда и тут не обошлось без загадок. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку.
Это особенно заметно по одежде. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Понятной становится и зажженная свеча, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
А мог и сам подарить по дружбе. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Последний, скорее всего, выдуман ван Эйком: он собрал его из фрагментов, увиденных в других домах и выдуманных им самим. Высоких было больше, чем низких. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе3032. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследииДостижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья— это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. 1434». ).
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц).
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами60K 7, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.
Четверть — молодежь. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Перед концертом нам удалось немного поговорить.
Получилось пространство, наполненное символами. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Выпуклые зеркала были более доступны. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. До сих пор вопрос остается открытым. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. А женщина. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Однако она по-городскому узка.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Любой в обещаниях может стать богатым). Содержание картины в целом не вызывает разночтений.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. В конце работы художник выполнил также и надпись. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Далее. Это тайна и гордость братьев Эйков, это их открытие, которое теперь стало столь обыденным, что о нем даже и не вспоминают.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти в фас, она— в трёхчетвертном повороте влево. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. На женщине платье (т. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
1434». ). Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434».
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Однако она по-городскому узка. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Взять хотя бы головные уборы.
Возможно, художник намеренно изменил пропорции фигур персонажей, чтобы выделить их головы и руки и приблизить их внешность к идеалу красоты той эпохи. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Специалисты-медики находят, что женщина на портрете ждёт ребёнка: её живот увеличен под самой грудью она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот, как это обычно делают беременные её лицо несколько припухло и имеет выражение, характерное для беременных.
morgen – утро). Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Здесь речь о так называемом Браке Левой Руки идет.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». В конце работы художник выполнил также и надпись. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Худых — больше, чем толстых.
Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. У окна лежат апельсины.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.
А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Что и говорить, красота – страшная сила. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Т. е. перед вами по сути первый свадебный альбом и именно это и называют двойным портретом – художник не просто создаёт семейный портрет, он является свидетелем бракосочетания, творя одновременно художественный и правовой акт. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Наоборот.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
«О чем я думаю. Любой в обещаниях может стать богатым). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Это Ян ван Эйк.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Реализм подкреплен еще и техникой. Такие союзы между людьми из разных социальных кругов заключались.
Возможно, художник намеренно изменил пропорции фигур персонажей, чтобы выделить их головы и руки и приблизить их внешность к идеалу красоты той эпохи. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Блондинок мало. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.
1434". ). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. На женщине платье (т. Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини.
Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Это особенно заметно по одежде. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Муж поднимает правую руку, подтверждая святость брачного обета, этот жест распространен и по сей день.
Это особенно заметно по одежде. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам.
Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Так кто же все-таки герой картины. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Это особенно заметно по одежде.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Наоборот. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
А женщина. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». В конце работы художник выполнил также и надпись. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. А женщина.
Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете.
Он клянется свое жене в супружеской верности. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Однако она по-городскому узка. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».