Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Однако было установлено в 1997 году, что супруги лишь в 1447 году заключили брак, то есть через 13 лет после того, как появилась картина и через 6 лет после смерти художника ван Эйка. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Ван Эйка.
Из одной небольшой картины, выполненной кистью Ян ван Эйка, можно узнать много интересного. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.
Но точно сказать о том, кто именно представлен на картине ван Эйка, мы не можем. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. А на последнем плане — далекие синие горы. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Дальнейший процесс развития алтарной композиции привел в начале XV века к созданию чисто живописного алтаря.
В 1427 г. посетил Турне. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Любой в обещаниях может стать богатым).
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений39.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Ван Эйк никогда не имитировал натуру, как может показаться, он ее воссоздавал теми средствами и по тем законам, которыми он располагал.
Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Однако она по-городскому узка.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. В 1427 – 1428 гг. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Его творчество способствовало становлению принципов Возрождения в Северной Европе. В конце работы художник выполнил также и надпись. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья, — это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары21.
Сейчас считается, что на картине изображены двоюродный брат Джованни ди Арриджо — Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно. На шлеме заметно отражение богоматери, а на щите за его спиной — мужской фигуры, в которой хотят видеть самого художника. Впереди «Источник жизни». Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Искупление свершилось.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Христос родился и умер. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа.
Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них.
По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Не ясно, какой документ мужчина держит. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк — не как иллюстратор молитвенника, а как художник — пластически передал это великое таинство. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года.
Его суровое лицо бесстрастно. Картины Яна Ван Эйка отличаются тщательной выписанностью деталей и интенсивностью цвета.
Вечные религиозные образы художник вплетал в интересные сюжеты и вел кропотливую работу над каждой деталью, стремясь к максимальной реалистичности изображения. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Л. Д. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами.
Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
Это особенно заметно по одежде. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Их славят музицирующие и поющие ангелы. Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
Так кто же все-таки герой картины. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Что может быть великолепнее его облачения. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Ян Ван Эйк – нидерландский художник. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Св. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года55K 5. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.
Наоборот. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Никакие драгоценности не украшают ее.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла в результате родов.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Образ св. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Необычайна сложность построения алтаря. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. morgen – утро).
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. 1435). Руки добавлены чуть позже основной живописи портрета, возможно, самим ван Эйком или художниками его мастерской.
Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой по этичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Это необычайно тонко, точно и живо.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Первый же зал имеет иное оформление. Это особенно заметно по одежде.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Наблюдая за происходящим, он стремился объективно воспроизводить жизнь, свое мастерство оттачивая на основе приобретаемого опыта. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Георгий. Удивительна наблюдательность художника, умение передать интимные душевные переживания изображенных, будто стоящих не перед художником, а перед алтарем.
1435). Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Св. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Как умею». Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Так же поступил и ван Эйк. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). 1434». ).
До сих пор вопрос остается открытым. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Мало жестов и мало позы. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. А женщина.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. На женщине платье (т.
Живопись наружных створок почти монохромна. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Облик каждого глубоко индивидуален.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Многому Ян Ван Эйк научился у своего старшего брата Хуберта: они оба работали над созданием знаменитого «Гентского алтаря». Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Не ясно, какой документ мужчина держит. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. В правой он держит свой атрибут — колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Стрельчатые своды готического храма не слишком благоприятствовали росписи внутреннего пространства. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.