Прежде всего в картине получает развитие главный символ исторического события и старой веры — знак крещения двумя перстами. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Этот образ и вошел в картину.
Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Но боярыня отказалась. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Композиция полотна сложилась быстро. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».
Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Сам дух истории живет в его картинах.
Выше – темные одежды Морозовой переливались синим и густо-фиолетовым, отчего плоский, силуэтный черный цвет приобретал необычное живописное богатство я объем. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».
И не было на огромном полотне ни одного мазка, в котором бы не вспыхивало холодное сияние воздуха. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Ее глаза полны слез. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Она к старой вере стала склонятся.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. Выделяются более конкретные элементы, напоминающие профиль клюва, очертания крыльев и топорчащихся перьев, сопутствующие им линии и конфигурации. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Чтобы подчеркнуть значение главной фигуры, Суриков пожертвовал исторической точностью и изобразил Морозову одиноко сидящей в санях. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Вот пять женщин в правой части картины.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Всюду: в избах, в хоромах, в церквах, на мостах, в Китай-городе – кричали спорящие о вере, не понимая друг друга. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности.
Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Ведь сколько времени я его искал. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно.
«Боярыня Морозова». Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. И началась череда казней.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Морозова была ближайшей его последовательницей. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
Знаете, что значит симпатичное лицо. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Это было трагичное время. Морозову окружает атмосфера народной любви.
Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Но вскоре скончался её сын Иван. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.
На шее – огромная цепь. Основную роль и здесь сыграли пропорции. (8). По центру полотна изображена боярыня Морозова. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи».
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Картина ожила. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя.
Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.
Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Жалкая и величественная. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
(12) Колорит картины. Толпа стоит лишь в глубине сцены.
Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Ее оставили под стражей и после смерти, которая положила конец ее страданиям в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
И вот однажды В. И. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. Юродивый благословляет Боярыню. Суриков наделяет юродивого такой душевной силой, которая, быть может, соперничает со страстной внутренней напряженностью самой Морозовой.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. В данном случае вымысел – это глас народа. Особенно в отношениях цвета. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Люди потянулись к ней взорами.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. «Не идет у меня лошадь, да и только. Не случайно, что подобных попыток Суриков больше не предпринимал. Таким образом, художник, даже не подозревая о будущих изысканиях психолога, только с помощью одной интуиции принимает верное решение, которые наиболее точно отражает его отношение к героине и к историческим событиям. В ходе небольшого исследования можно увидеть, что и другие картины В. И. Сурикова вполне укладываются в схему Тарабукина.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Делали это в спешке, допуская множество ошибок, а все старые тексты были объявлены неправославными. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Василий Суриков изобразил на картине не персонаж – боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке.
Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Это по большей части подростки.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно.
(8) Церковь. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Она сидит в розвальнях, на соломе. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977).
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
И чувствуешь здесь всю бедность красок». Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. Никон обвинил двуперстников в ереси.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная.
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
На вечное заточение. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Без интереса отнесся Суриков и к трагическому изуверству раскольников, привлекшему внимание Мясоедова. В действительности в санях сидели обе сестры. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Она не хотела изменять «старой вере».
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. - С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля.
В образе этого скорбного измученного человека, принявшего на себя, как верили в древней Руси, страдание всего народа, воплощена высокая духовная красота. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше.
«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Деревья, лежащий на крышах снег, сами крыши домов, главки церквей утоплены в тепло-сероватых тонах. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Это самый жалкий персонаж. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
-XVII век. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Жест юродивого отвечает этому знаку. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
(1) Феодосия Морозова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Но смеялись немногие.
5. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Они подобны знакам с двумя перстами.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание.
Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. И как вставил ее в картину – она всех победила». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. В толпе терялось. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Остро дан характер попа – пьяницы и циника.
Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Каменный храм построили в 1703 году. Она призывает народ к борьбе и подвигу. А ведь смысл этих символов не слишком различается.
Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Все на картине будто напряглось. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Это настоящая математика. Это сама героиня и юродивый. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». Цвет не только равноценен форме, не только равноправно с ней участвует в композиции картины, — он нерасторжимо связан с формой и столь же содержателен, как она». Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини. Это то, где черты лица сгармонированы.
Крестьян было 8000. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. «Персты твои тонкостны.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. От книги веяло простором русской земли. Сурикова. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. -Затем к туфлям боярыни Морозовой и золотой тесьму ее сарафана. - Художник специально не хочет, чтобы мы сначала смотрели на лицо боярыни. Миновать её тонкое лицо и достигнуть тонкостных перстов правой руки раскольницы помогает полукруглая цепь. -Далее по кромке крыш иконе Божьей Матери. -Горящая лампада, лицо и посох странника. И художник возвращает нас к перстам юродивого отвечающего на призыв боярыни.
Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова.
Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Потом она стихла. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Нравилось им, что я казак и не курю. Боярыня подняла руку с двумя перстами.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Оба они – знаки сопричастности христианству. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Действие происходит на одной из московских улиц.
На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Писать не «Исус», а «Иисус». Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).
Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Контурная линия неоднозначна. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Рис.
Эта метафора получила развитие в изображении. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Однако.
У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. В 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича Морозова, родственника правящей семьиРомановых, владельца усадьбыЗюзиноподМосквой.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Царь оказался в трудной, как сейчас принято говорить, ситуации: как глава государства, он поддерживал Никона, а как человек, любил и жалел молодую боярыню.
«На снегу писать – все иное получается. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. На ее лице глубокая скорбь. Врагом Никона был протопоп Аввакум. В этот жест несёт главный смысл в картине.
Морозову держали под стражей, пока она была жива. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Это и отразил художник на картине. В многокрасочной мозаике картины ее коричневатая крупная форма организует, связывает между собой фигуры людей, пестроту и мозаичность толпы и одновременно связывается зрительно с формой иконы в правом верхнем углу картины. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение.
«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Зрители не видят птицу в картине. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Ноги у нее скованы цепью. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Очень трудно ее лицо было найти. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило.
В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Это соответствовало вековой традиции. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Одна против всех. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Действие происходит на одной из московских улиц. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин.
Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Ее увозили в ссылку. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Главный символ этого дня — трубящий ангел. Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).
Это традиционный персонаж старой Руси. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Включение человеческих изображений в формирование этого знака соответствует древней традиции представления людей как пальцев, ногтей как лиц. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.
Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. (8) Церковь. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения.
Досталось и художнику за эту картину. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. А потом начнешь колею писать.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Портретный этюд был написан всего за два часа. Критики было много.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. (1) Феодосия Морозова.
Это математика. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. Левая рука боярыни поднята в энергичном проповедническом жесте и тяжелая железная цепь тянется, как бы перерезая фигуру пополам.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».
Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника. Чтобы лучше понять как это сравнение передал художник, стоит вглядеться в эти черты, выделенные графически на схеме рисунка 2.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. События происходят в 17 веке. Патриарх ставил перед собой цель сделать русскую церковь могущественной, поднять ее престиж. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Рукой она изображает два перста.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Вся Москва сотрясалась от споров.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Но враги и насмешники одиноки в толпе. А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д.
Она почти не смотрит на боярыню. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея.
Успехи Сурикова радовали Третьякова. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Но Суриков мучается: Не то, не то.
С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Впереди на коленях старая нищенка., они уже видят эту большую картину. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Его бег поможет поехать дровням.
Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. В девичестве она была Соковнина. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Звук трубы возвещает о его наступлении. Я с нее написал этюд в садике в два часа. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Каменный храм построили в 1703 году.
Первый эскиз ее был сделан в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884 году. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4).
Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.
- Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Но духовная гроза потрясла всех. Тарабукина. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Суриков неоднократно удлинял холст. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. Художник мыслит образами. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил.
Все лицо мелко было. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку.
Так, например, художник прекрасно знал, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы.
На шапку накинут платок. Морозову подвергли пытке. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий.