На картине Святое семейство Рембрандт изобразил библейские персонажи, знакомые с раннего детства каждому христианину. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.
Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Он решает стать художником.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Заказов становилось все меньше.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Судьба продолжала испытывать его и наносила очередные удары. Жизнь текла согласно установленному веками укладу.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Этот архитектурный пейзаж на лоне природы в левом верхнем углу, словно отсекаемый от остальной части полотна краем здания гостиницы, эта картина в картине зовет и манит нас своей красотой и необычностью. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.
Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своего внука.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Слева, в полумраке кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорта свисающую пеструю штору, а за ней, на возвышении – человеческий череп. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Оба ребенка в трепетном восторге притихли возле кровати.
Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Как ни у одного другого художника семнадцатого века, у Рембрандта красота определяется не ценностью самого предмета, а отношением к нему, тем душевным волнением, которое старая, закопченая горница или простой сарай вызывают в человеке. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Ответ надо искать в «Посланиях святого апостола Павла» – именно этот его труд лежит на столе в обеих картинах, о чём свидетельствует перо в руке: святой показан за писанием своих Посланий. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Тогда откуда такое название.
Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. На протяжении 1640-х гг. Возможно, то было его «послание» людям, которое можно понять, открыв в Новом завете «Послания святого апостола Павла». Молодой художник внимательно вглядывался в произведения общепризнанного гения и искал в них основания для собственного творчества.
В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Пейзаж стал для Рембрандта той областью, где, с одной стороны, он шлифовал свои художественные методы, свои средства воплощения пространственной глубины на поверхности листа, взаимоотношений света и тени, динамики световоздушной среды и которая, с другой стороны, служила ему для выражения активности человеческого духа. 175, 5 x 210, 5 см. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.
Кто послужил моделью для этой героиниВ разделе Другое на вопрос На этой картине изображена женщина убаюкивающая младенца. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. В строгой композиции «Благословление Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословление старцем Иаковом внуков. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
До этого ещё годы и годы. Выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, Рембрандт создал картину «Аристотель перед бюстом Гомера» (1653, музей Метрополитен, НьюЙорк). Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Это тень ее плеч и головы.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Остальная часть храма вся заполнена множеством знатных лиц выше их расположился хор – десятка два видных нам по пояс певчих, славящих юную брачную чету.
Открытая рукописная книга, словно излучающая свет и рядом чёрная шляпа в тени фигуры министра, составляют резкий контраст. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. По расположению фигур, по распределению света понятно, кому отдаёт предпочтение Рембрандт. Я обвиняю. » (2008)12.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Бог, по восточному обычаю поджав ноги, степенно обращается к Аврааму, жестикулируя левой рукой и держа в правой чашу с вином, с видом опытного пьяницы и уверенного в непогрешимости своего знания философа. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Так же лицо и руки контрастируют с костюмом. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Картинная галерея.
Но почему учёный и политики изображены с рукописной книгой. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Совокупление изображено с необходимой точностью.
Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Итак, перед нами – Голландия. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.
Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Можно предположить, что второй написан под влиянием первого: Рубенс уже зрелый мастер – Рембрандт только набирает силу. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум.
Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Барокко. По улице ходили шествия с тремя волхвами.
Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. В 1641 году семья снова ждала ребёнка, моля Бога сохранить его жизнь. Она отдалась ему и зачала. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Здесь видны особенности обоих стилей. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Она сама стала зимой. Светом выделены большая часть лица и косынка на плечах матери, раскрытая книга, колыбель и парящие ангелочки. На переднем плане в игре света и тени в беспорядке валяются уже «отыгранные» нотные книги, а одна – на коленях у дамы – пролистана до середины. Младенец стал старше. И послал Давид разведать, кто эта женщина.
Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Можно проследить бег кисти. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Кепи сидит несколько набекрень. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.
Действие происходит ночью в темной спальне. Личико его безмятежно, ему снится что-то хорошее. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Дела Рембрандта шли плохо.
Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Будучи столицей независимой и по большей части уже протестантской Голландии, Амстердам являлся крупнейшем центром книгопечатания и книготорговли того времени – именно там издавали и научную и протестантскую литературу вопреки католической церкви. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.
Своеобразно и, возможно, наиболее глубоко образная тема величия человеческой мысли, данная в психологическом плане, воплощена в офорте известном под поздним названием "Фауст", 1653-ий год. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Мы смотрим в эту сверкающе-светящуюся атмосферу и в первый момент вообще ничего не можем различить, кроме каких-то редких, разорванных, беспорядочных штрихов, в которых, однако, угадываются контуры каких-то фигур. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло. (далее) заданный автором Олеся лучший ответ это ссылкассылкародился в Лейдене в 1606 году. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. И опять же семья его поддерживает.
И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. В этом обилии пространственного свечения, сливающего отдельные предметы в одну слепящую глаза поверхность, мы различаем справа уходящую вдаль дорогу, а слева – горизонтальный залив канала, что позволяет Рембрандту объединить в одну две разновидности пространственной композиции.
Старость в интерпретации Рембрандта — это не увядание жизни, а достойное ее завершение. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Человек с книгой – вот образ передового мыслителя ХVII века.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. У него внимательный и веселый вид. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.
Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. И сказали ему: это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии Хеттянина.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Достаточно взглянуть на эту небольшую картину, мало замечательную с внешней стороны, лишенную всякой декоративности, то есть эффектных украшений, с тусклыми красками, почти неловкую по отделке, чтобы раз и навсегда понять величие ее творца. Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.
У него напряженное, почти квадратное лицо, широкий, одутловатый, бритый подбородок, усы коротко подстрижены, губы плотно сжаты. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Все это имело серьезные последствия в жизни художника, он постепенно терял известность, которую в молодости так быстро завоевал. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ – «Автопортрет за мольбертом».
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Но юноше учеба показалась неинтересной. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
У нее простое, миловидное, слегка затененное справа лицо, волосы расчесаны назад на прямой пробор и повязаны светлой тканью. Прекрасно выписаны обнаженные части ее тела. «Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, Лувр, Париж) является одной из красивейших картин Рембрандта. В то время Рембрандту было все интересно.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. А большие и мозолистые руки говорят о том, как много он сделал перед тем, как уйти. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.
Все свидетельствует о том, что Рембрандт пожелал изобразить себя таким, каким он бывал в часы наибольшего творческого напряжения. Скорее всего, на столе раскрыта книга с учением Менно Симонса.
Фигура всадника вызвала очень много споров, велись они и вокруг авторства работы. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Рембрандта отличала иная манера письма: он любил сочные краски, цветовые контрасты, богатую фактуру. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Хендрикьё стала героиней нескольких картин, среди которых «Молодая женщина, купающаяся в ручье» и «Портрет Хендрикьё Стоффелс». Новое в этом офорте по сравнению с предыдущими то, что Рембрандт понимает свою модель как бы изнутри и так выбирает внешние черты, чтобы они были в состоянии выразить своеобразие нервной внутренней жизни, пульсирующей под спокойной внешностью. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Нидерланды (Голландия). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Рембрандт – крупнейший мастер золотого века голландской живописи, который превыше всего ставил человека и его переживания. В сюжетных же сценках раскрывался полностью.
Он создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов. В 1660 мастер поселился в квартал бедных живописцев на дальней окраине Амстердама.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Природа этого света таинственна и непонятна. Скоро гроза пойдет и здесь.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Игра светотени передает напряженную внутреннюю жизнь усталого и некрасивого, но озаренного изнутри мыслью и вдохновением лица. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Он старается умерить силу ударов своего топора. Такова сила света снаружи.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Всех сковал холод. Костюм больше похож на восточный и к польскому никакого отношения не имеет. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения».
Хорошо известные формулы почти не принимают в этом участия, не видно никаких технических приемов и все-таки переданы все – и смутные и определенные черты действительности. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы. Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.
Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641).
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни. Вот таким образом мы начинаем осознавать себя ответственными за то, что будет с этими бедняками и что сделают с Христом за его любовь к беднякам.
Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Эта Семья – неколебимая постройка. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Живя в Амстердаме, Рембрандт и сам испытывал некоторые притеснения со стороны церкви. Мост через канал пуст. Рембрандт со своей супругой помогали ему в этом деле.
В ее взгляде сквозит усталость, забота о каждом дне, доме, родных и близких.
Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Так что это не был брак по расчету.
Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Рембрандт создавал свои гравюры в технике офорта (офорт — «крепкая водка»): на металлической доске, покрытой лаком иглой процарапывался рисунок, который в конце обрабатывался кислотами.
Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. К образу этого апостола он впервые обратился в двадцать два года, выразив в картине «Спор Петра и Павла» явную победу Павла, затем возвращался к образу святого несколько раз в течение жизни – в итоге в этом образе он преподнёс миру себя. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. То же сверкает в уголках глаз.
На «Портрете Йоханнеса Уотенбогарта» (1633) человек, которого неожиданно оторвали от чтения: слегка удивлённый взгляд покрасневших глаз, в которых ещё видны только что прочитанные мысли или мысли о только что прочитанном. Для него художник – это такой же ремесленник. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Сваненбург был в то время местной знаменитостью.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Рембрандт написал много портретов сына – нам интересен портрет с книгой – «Читающий Титус» (1656). Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
После распродажи в 1657–58 гг.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Кассель. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Её ждёт та же участь – в общую ненужную кучу.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага. Борода подстрижена характерно, залихватски.
Образ Павла на картине 1635 года более каноничен, «портретен», чем на картине 1629–30 гг., где святой погружён в глубокое раздумье, словно в сон, а из открытой книги на него льётся яркий свет. Она не застигнута врасплох, но и не напряжена. Господня». Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова.
Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Смерть Рембрандта была очень печальной. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Несмотря на то, что эта героиня находится к нам ближе всех остальных участников сцены, черты ее лица не так ясны, они расплываются в наступающей снизу темноте. Ещё в мастерской в Лейдене двадцатидвухлетний Рембрандт пишет маленькую по размеру картину, которую исследователи назвали «Спор двух учёных», видя в ней отражение ХVII века – века науки.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.
В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. На лице – улыбка. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Может, нужно было жениться на Хендрикье.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Удивительна ее судьба. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Из-под повязки видны его гениталии. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.
Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги.
Рядом с Иосифом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс.
В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Но их усилия оказались тщетными.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы.
В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Написав за всю жизнь около трёхсот портретов, Рембрандт проник в человеческую сущность, научился отражать её цветом, светом и тенью, был свободен от того, чтобы угодить заказчику, так как чаще всего в качестве моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. На нем написано лишь равнодушие.
Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.
Картины Серова очень разнообразны по исполнению. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Сын Титус стал единственным ребёнком Рембрандта и Саскии. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Книга сопровождала Рембрандта всю жизнь. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Сидящий на первом плане справа лицом к нам молодой герой находится внутри слабоосвещенного кабачка, почти в полной темноте. Однако публика к этому времени уже остыла к творчеству живописца. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Иисус сидит в центре стола, взгляд Его спокоен и сосредоточен.
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Видимо, работу впоследствии приобрели поляки.
Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика.
Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал естественное рассеянное солнечное освещение в природной воздушной среде – пленэр. Двадцатилетний Рембрандт отразил в ней судьбу человека, сделав свою картину почти притчей. Вирсавия получила послание от Давида, она сидит с его письмом в руках, грустная, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). По праву одним из лучших групповых портретов Рембрандта и вершиной его творчества является «Портрет синдиков гильдии суконщиков» (1662).
Серьезно и печально смотрит она, как будто сквозь зрителя, куда-то вдаль, словно предугадывая уготованную людьми судьбу ее единственного сына. Борода его слегка серая от седины.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. В групповом портрете супружеской пары «Министр Корнелис Клаасс Ансло, беседующий со своей женой» (1641) лежащие на столе книги светятся и их теплый золотистый отблеск лежит на лице министра. Он любил книги когда были деньги, не жалел их на приобретение старых и редких книг.
В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. На нем дымится жертва.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Критики обращают огромное внимание на светотени. Лицо героя с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В нем впервые виден сам свет: солнце, которое мы в прежних офортах чувствовали у себя за спиной или угадывали где-то над головой или сбоку, постепенно передвинулось. Фронт гидротехнических работ, в те времена еще примитивный, после победы революции охватил почти всю территорию страны и общая длина плотин и дамб уже во времена Рембрандта исчислялась сотнями километров.
Через несколько лет Рембрандт возвращается к теме святого семейства и пишет удивительную по своей одухотворённости картину «Святое семейство и ангелы», которая сегодня является гордостью Эрмитажа. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.
Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью.
Дела шли все хуже. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.
Со смертью Саскии жизнь Рембрандта сильно изменилась. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
«Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Министр-менонит – высшая похвала от художника. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Бог создал море, а голландцы – берега. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Ещё далеко крест и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву. ». Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в. ), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Казалось, у них уже в крови умение чувствовать изменение ветра или приближение грозы, ставить лопасти так, чтобы их не сломало, любовь к чистоте и навыки работы в полутьме и мучной пыли. Он сидит на скамейке за столом перед расположенным за его головой квадратным окном, несколько сдвинутым также вправо от главной вертикали изображения. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Художник прибегает к диагональной композиции. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мастерски подобранный Рембрандтом коричневато-оливковый фон гораздо темнее освещенных частей натуры, но светлее теневых участков его полумрак освещают бесчисленные, переходящие друг в друга и угасающие рефлексы. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Здесь выступает налицо тенденция Рембрандта к упрощению и монументальности, намечающая стиль последнего периода творчества.
Зал трактира залит теплым ярким светом. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века. Именно этими портретами Рембрандт вошёл в мировое искусство как величайший портретист.
Сюжет взят из Нового Завета. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце.
Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам и дело довели до суда. Важно обратить внимание на взгляды учёных. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга.
В «Концерте» художник проявил себя как гениальный мастер светотени и намного опередил своего учителя. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Это было так не похоже на художников того времени.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Благодаря этому красное и белое в картине по-иному звучит в изображении плаща и простыни ребенка, где краски лежат густым непрозрачным слоем и в воссоздании красной кофты Марии и ее белой косынки на плечах, с их просвечивающим красочным слоем, сквозь который виден нижележащий. Самым близким человеком для художника оставался Титус. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком.
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Любовь привела его сюда. Он становится самым популярным портретистом города. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.
Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.
Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. В его картинах книга становилась то аллегорией самой жизни, которую человек перелистывает и закрывает навсегда, то символом сокровенных знаний и мудрости, книга помогала раскрыть в картинах образы святых и обычных людей, а закончилось тем, что древняя книга-свиток в картине оказалась в руках самого художника, сконцентрировав все накопленные смыслы: прошедшая жизнь, мудрость, знание В «Автопортрете в образе Павла» (1661) Рембрандт завершил ещё одну тему своего творчества, своих религиозно-философских размышлений. Творл в стиле классицизма.
Вся картина проникнута атмосферой тишины и покоя. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, так как Христос выбирает своих последователей среди любого. 1650–1660 годы стали вершиной творчества художника-портретиста.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Он просил за них сто гульденов. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Затем мы явственно узнаем в проеме фигуру игрока, который гонит клюшкой мяч, а в окне – пару отдыхающих, сидящих на каком-то возвышении по ту сторону, они беззаботно пируют. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
А что же случилось с Гертье Диркс. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе».
Взгляд скользит поверх него. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Зато художник прекрасно показал лицо юноши-официанта, подающего гостям трапезу. В это же время создана работа «Польский всадник» (1655, коллекция Фрик, Нью-Йорк). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Яркое глубокое небо с брызгами облачков в самой вышине, похожих на кристаллы, словно и оно тоже замерзло. То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных.
Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Они поженились в 1634 году, тогда же Рембрандт пишет картину «Артемисия» (1634), на которой изображает победительницу своего сердца Саскию в образе Артемисии – карийской властительницы, которая после смерти мужа воздвигла одно из семи чудес света – Галикарнасский мавзолей. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Рембрандт стал его последним протеже.
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
В 1635 – 1640 –х гг. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Образ Иакова исполнен величия и достоинства. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Поток людей кажется бесконечным.
Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11).
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий от камина. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Так, он дважды пишет «Святое семейство».
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.
Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Картина маленькая. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо.
Лошадь изображена очень неуклюже, что никак не вяжется с тем, чтобы сам Рембрандт мог так написать животное. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. В офорте «Три дерева» (1643, собрание Я. де Брёйна) многочисленные вертикальные линии в левой части создают впечатление льющегося на землю стремительными струями дождя.
Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Но внешне он совершенно спокоен.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Освободившись, умерла через год. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Черты лица спокойны и расслаблены. Он чувствовался во всем. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
Ну что ж, это его путь. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. А Рембрандт ищет что-то свое. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Вот вам диалог неба и земли.
Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В центре площади находится памятник Рембрандту.
По-видимому, это эскизная работа. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Оно доносит до нас человеческие эмоции.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Что Рембрандт хотел сказать этим.
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Полотно «Сусанна и старцы» (1647, Государственный музей, Берлин) наполнено драматизмом и эротизмом. Послания самого Павла стоят на столе, как бы возвышаясь над обоими апостолами.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В руках Марии Ветхий завет, где пророками предсказано появление её сына: череда свидетельств, знамений, начиная со времён Моисея, предвещала рождение этого младенца. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Именно её можно назвать символом ХVII века. Его населяли в основном ткачи. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.