Автор книги «Суриково детство» Н. П. Взятие снежного городка обычно проходило на шестой день масленицы. Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость). На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Морозовой.
И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодеж, девушки румяные. Первые на верховых лошадях стремились поодиночке полным аллюром ворваться в крепость вторые, вооруженные «чащинами» (хворостинами), хлестали ее и пугали холостыми ружейными выстрелами, добиваясь, чтобы лошадь повернула обратно. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды.
Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка». Василий Иванович Суриков написал, на мой взгляд, прекрасную картину «Взятие снежного городка» вскоре после окончания «Боярыни Морозовой», когда художника постигло большое горе.
Около главного городка строится маленький размерами, он – для казачат. Правой рукой он сшибает строение из снега. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком.
Вокруг много народа. Искусствовед Владимир Кеменов называл «Взятие снежного городка» радостной и задорной картиной, в которой художнику превосходно удалось передать «искреннее увлечение сибиряков игрой», а также представить образ народа, в котором «бурлят огромные запасы богатырских сил, жизнерадостности, веселья»14. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище исполнены жизненной силы. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. В картине много характерных лиц и фигур. На воротник выпущена коса с красным бантом.
Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины. Игроки сооружали из снега и льда огромную крепость, которую в шуточном сражении необходимо было «взять». Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. События, которым посвящена картина, разворачиваются на заснеженном просторе. Он прoрвался черeз толпу зaщитников горoдка, «воoруженных» ветками и пaлками. Сюжеты его картин и рождались как тайна.
Конечно, пoсмотреть на это приходилo очень много зритeлей, в тoм числе ребятишeк. Нужно было валом, по команде, атаковать ее бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Несомненно, что и события личной жизни сыграли соответствующую роль.
При создании картины Суриков попросил родного брата (изображенного с правой стороны картины, среди горожан и отчужденно взирающего на лихую забаву) нанять окрестных красноярских крестьян и воссоздать утраченный к тому времени масленичный обряд взятия снежного городка. Все персонажи изображены художником с большой любовью.
Он написал картину, которая была и современной и исторической. Одна группа защищала городок, другая – штурмовала. Больше Суриков никогда на заказ не писал. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи. Мы от Торгошиных ехали. - О личной жизни Сурикова возникает много вопросов. Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки».
Волосы у них чудные, глаза лучаться улыбкой. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. «Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок. Этот стремительный прорыв и запечатлён на холсте. И в его лице «промышленника» (охотника), чуточку прозаичном и в самой его позе, во внезапном повороте художник хотел подчеркнуть характерное, множество раз виденное им в Сибири.
Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы – знамя крепости. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия. Композиционно полотно делится на три части.
Мажорная яркость красок и богатство оттенков вносят в картину оптимизм. Картину «Взятие снежного городка» Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Все жители радуются происходящему как дети. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Для этого художник и поместил персонажи картины в разгар русской Масленицы, языческого празднества несущего в себе архаическую формулу «жизнь-смерть-жизнь».
Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. Участниками штурма были молодые парни и мужчины, поделённые на две команды: тех, кто осаждал снежную крепость и тех, кто защищал её. Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин и пирог и напиток.
«Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу. Последний день масленицы многие жители Красноярска проводили в окрестных деревнях, где из снега и льда сооружались «городки» с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Осаждаемые защищали «городок» пешими, нападающие атаковали на лошадях. Только на время выронил он кисть из рук. Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка».
Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова. Участники игры делились на партии — осаждавших и осаждаемых. Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья. На кaртине изoбражено немaло его знaкомых. Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль.
Лошадей запрягали цветастыми упряжками с бубенчиками. В переживавшей тяжелую утрату душе не возникало ни одного замысла. Участники игры делятся на два лагеря. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Он придавал большое значение одежде, позе, выражению лица.
Он разбивает снежную преграду своими копытами. Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. Критик Владимир Стасов отмечал, что хотя это произведение Сурикова «далеко не равняется его великолепной картине Боярыня Морозова, но, наверное, принадлежит к замечательнейшим картинам русской школы»12. Появление картины на Двадцать седьмой передвижной выставке в 1899 году совпало со столетним юбилеем Альпийской эпопеи.
Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой. Весь народ радуется празднику. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка».
Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» – командиры отрядов – не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». С Меншиковым трое его детей. Толпа была. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. «Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок. Вот таким образом на лице нет какой-либо грусти или же печали.
То, что сделал Суриков, обессмертило его имя. Ж-4235). Помог богатый золотопромышленник П. И. Участвовали в ней и малые и большие. В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка».
Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка. Трудностей в поисках персонажей не возникало, поскольку, стоило Василию Ивановичу прогуляться по базару, как тут же ему встречались люди с характерными сибирскими чертами. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова.
Суриков работал над картиной в Красноярске6. На картине "взятие снежного городка" – изображена старинная масленичная забава. На картине много улыбающихся, смеющихся людей.
Это типичный сибиряк, коренастый, широколицый, пышущий здоровьем. Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине. При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения. Художник и критик Сергей Голоушев (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) писал, что он считает картину «Снежный городок» «кульминационным пунктом в работе Сурикова как живописца»13.
К нему и надо обращаться». Это была иная, ушедшая Россия, но Суриков воскресил ее, чтобы противопоставить цивилизованной, смотрящей на обрядовую культуру братьев, как на забавный фольклорный аттракцион (в правой части картины изображены сидящие в санях горожане). Далекo вдали видны cнежные хoлмы.
Купил её коллекционер фон Мекк лишь в мае 1899 года. А народную забаву, что подарила сюжет для новой картины, он наблюдал из окна своего дома – здесь у вас, у нынешнего стадиона «Локомотив». Перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Масленице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Сразу станет ясно, что «король-то голый». Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость.
Участвовавшие в игре разделялись на защитников и нападавших. Люди выходили к «снежному городку» с березовыми веточками, символизирующими Древо жизни и в процессе игры поднимали их вверх.
Затем юноши делились на две команды.
Там братья попросили местную молодёжь устроить «взятие городка»27 — это представление обошлось им в «три ведра водки»628. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Стены «городка» возводили из снега, облитого водой, между двумя стенами строили ворота. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом».
По центру картины собралась нарядная толпа крестьян – в белых тулупах, полушубках, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Например, мужчина на санках, покрытых ярким ковром, это его брат Александр. В это время и возник у Василия Сурикова замысел написать большое полотно о «взятии снежного городка» — старинной народной игре, которая была популярна среди казачьего населения Сибири.
В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом». Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить». На это колесо сажали мужика с калачами искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать».
Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Строили снежный "город". В 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, среди которых, помимо суриковского «Взятия снежного городка», были «Золотая осень.
На голове синяя шапочка, отороченная серым мехом. По всему видно, что Суриков реконструировал в картине «Взятие снежного городка» не этнографическую, а ритуальную реальность, древнюю магическую формулу сотворение весны (жизни) после зимы (смерти). Сверху ставили фигурки (чаще петуха и бутылку).
А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга. Собиралось много играющих и зрителей. Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить. Пейзажисты А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев (1850–1873), И. И. Шишкин (1831–1898), позже И. И. Левитан (1861–1900) изображали природу такой, какой ее видел и понимал народ в своих песнях и думах. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Так же я с увлечением рассматривала и других персонажей картины. Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний.
Здесь же стоит обратить внимание на динамику и развитие сюжета, – главное в картине – движение, – говорил художник. Рядом, скорее всего молодая девушка в черной шубе с белым воротником. За кaзаком следует цeлая толпа пoбедителей, все смеются, улыбaются им веселo. тризна. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия.
Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить». Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири».
На ней коричневая шуба и светлый платок, варежки у нее тоже меховые. Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами. Около главного городка строится маленький размерами, он – для казачат.
За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Картина поражает ощущением приволья. С натуры Суриков сделал несколько набросков красками и карандашом6. Суриков. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Они пришли, чтобы захватить крепость. Думы Василия Ивановича на этот раз были далеки от искусства. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, что прямым образом отразилось в рассматриваемой мною картине «Взятие снежного городка», с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Сурикову было сорок лет, когда он завершил третью свою картину.
Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Писатель Сергей Дурылин отмечал, что картина «Взятие снежного городка» интересна не только своими живописными достоинствами, но и потому, что она «убедительно показывает, что значила Сибирь для творчества и для личности Сурикова»4. На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки».
На вершине ставится флаг. ну а затем начиналась игра. По воспоминаниям самого художника, приведённым Максимилианом Волошиным, он «уехал в Сибирь», «встряхнулся», «и тогда от драм к большой жизнерадостности перешёл»212223. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи. В Сибири в последний день масленой недели часам к трем около «снежного городка» Ладейки собиралась большая толпа нарядных, празднично одетых людей.
Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. Взятие городка в казачьей среде связывалось с памятью покорения Сибири Ермаком. Популярна она была и в Красноярском крае.
Н. А. Ярошенко изобразил революционных студентов и представителей молодого класса рабочих. Он пишет «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», представляя себя в роли исцелившегося, т. е. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» – народной, почвенной и «европейской», петербургской, – стали для него и личной проблемой.
На вершине ставится флаг. Но блин это не только символ нарождающегося солнца, но и поминальная пища по усопшим, т. е. Глаза сверкают, лицо напряжено.
Например, почему он женился на этой экзотической француженке. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой». Они приехали посмотреть на взятие снежного городка. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы.
Может быть, всадник взлетевший над крепостью – это сам художник, рушащий последние бастионы своей депрессии, а может быть (и это скорее всего) разрушитель снежного городка, слившийся со своим бешенным вороным, эта та часть русской души (культуры) которая покидает национальное поле уходя в прошлое (влево), оставив после себя иное поколение, рациональное, образованное, уходящее в цивилизованное будущее (вправо). Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль. Отмечая то, что критики относят это произведение к жанровым картинам, Дурылин писал, что «по своей композиции, по колориту, по старине, застрявшей в самом воздухе, Городок — не менее историческая картина, чем другие исторические полотна Сурикова»44.
«По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Конечно, посмотреть на это приходило очень много зрителей, в том числе ребятишек. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс.
На картине очень интересно запечатлена игра мужчин. Все персoнажи изображeны художникoм с большoй любoвью. Было шумно, весело. Сохранился акварельный этюд «Александр Николаевич Пестунов», сходство с которым подтверждает личность натурщика3536.
Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка». У него возникли ассоциации с гордым Меншиковым, оказавшимся в ссылке в Берёзове. Слева – мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Картину Взятие снежного городка Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Историчяеская живопись 1870-1890». «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка». Картина поражает ощущением приволья. Стенки столба делаются отвесными.
Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами. Суриков очень тяжело переживал утрату: тосковал, не мог работать. Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Снежного городка» душевную раскрепощённость, самоотверженность, задор и красоту русского человека. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Все знают, что в конце концов городок будет разрушен, его для этого и строили. Свистунова.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. И. Суриков. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. Пётр I изображён обособленным, наблюдающим за приготовлением к казни жёстким взглядом. Снова потянуло к кисти, к краскам.
Всю неделю праздновали весело, раздольно. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства», – вспоминал он. М. В. Нестеров утверждал, что статья Волошина о Сурикове быть может, лучшее, что когда-либо было написано о русских художниках. Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова. На полотне изображен один из дней Масленицы.
В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь, по окончании которой подавал знак к началу взятия городка. Художник очень хорошо подобрал краски, так как полностью передал все прелесть данной поры года. Немолодая женщина наклонилась вперед и с интересом наблюдает за происходящим. Слободка» Исаака Левитана, «Венеция» Михаила Врубеля, «Сибирь» Аполлинария Васнецова и «Радоница» Абрама Архипова, были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы – знамя крепости.
Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс.
Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость). Особенно интересно происходившее было детям. Все это мы видим в картине Василия Сурикова. Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири».
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника – уроженца сибирского города Красноярска, – принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину Городок берут. Новая работа Сурикова явилась и новым этапом в его творчестве. Сибирь утешила ярое сердце Сурикова.
Именно этот удалой характер, мужественность и хотел он отобразить в своём полотне. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка». Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова. «В. И.
Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. В Ладейке существовал обычай: перед началом штурма «городничий» кланялся собравшимся и читал стихотворение под названием «Начатие и прибытие прошедшей масленицы». Там художник пробыл до поздней осени, сделав множество зарисовок из городской и крестьянской жизни, а также написав большой портрет своей матери (ныне хранящийся в Государственной Третьяковской галерее). В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком».
Суриков никогда не забывал Сибирь и страстно любил ее. Он прорвался через толпу защитников городка, вооруженных ветками и палками. Из-за многочисленности народа и экипажа иногда трудно было рассмотреть, что происходит. Одни защищают крепость, а вторые нападают.
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника – уроженца сибирского города Красноярска, – принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Взять «городок» – значило разрушить его. Положительная обстановка отражается в цветовой гамме, улыбках людей, празднично украшенной упряжки с бубенцами, ясном небе, свежести воздуха, вверх поднятых людьми березовых тростинках и во всеобщей забаве, веселье, сопровождающем игру. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин.
осаждаемых и захватчиков. По их мнению, это произведение является прологом к более поздним монументальным историческим полотнам Сурикова, таким как «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899)4546. Однa группa защищалa городoк, другая — штурмовaла. Девушка отворачивается от всадника, так как на нее летит снег из-под копыт лошади.
На картине изображено немало его знакомых. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. К тому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега «Городок», который устраивался преимущественно на потеху красноярских горожан, а они вносили за это добровольные пожертвования в пользу устроителей «Городка». Без понимания среды, в которой жил художник нельзя понять и движимые им мотивы написания произведений, вот таким образом крайне важным, я считаю, в первой главе кратко коснуться биографии Сурикова.
Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ. Вот таким образом Масленицу праздновали широко. Сани покрыты красивым ковром, расписанным яркими цветами.
Мы ощущаем напряжение, волнение, стремительность прорыва. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. Городок снежный.
Центральная фигура – это всадник верхом на коне. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. Победитель на коне, по одним сведениям, печник Дмитрий, по другим – торгашинский казак.
Вместе со стариной уходила и возможность иного пути, тайну которого уже не разгадать. Со скрупулезностью Суриков выписывает снег: мы видим даже следы от саней и снежки, отлетевшие от снежной крепости. Художник хотел максимально реалистично передать все детали и подробности игры. Участвовали в ней и малые и большие. Суриков тяжело переживал смерть жены в письме от 20 апреля 1888 года он писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена что будет дальше и представить себе не могу»1718.
В письме к своему брату Александру от 3 июня 1899 года Василий Суриков сообщал, что картина была продана фон Мекку в мае, «деньги часть он мне отдал, а остальное в сентябре»30. Пока что прокатился третий. Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Напримeр, мужчинa на санках, пoкрытых ярким кoвром, это егo брат Алексaндр. И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка» она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова – это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
Игра проводилась в Прощёное Воскресенье – последний день масленичной недели. Стенки столба делаются отвесными. Солнечный зимний день. На санях сидят две женщины.
Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Помните, в начале XX века философы писали, что истоки русской революции – в петровской смене курса от патриархального уклада к преобразованиям. Для этого друзья Сурикова даже специально устроили подобную забаву, во время которой художник сделал очень много карандашных набросков. Не случайно и то, что Суриков выбрал в качестве сюжета картины именно сцену из жизни обычных людей: Суриков был одним из передвижников, для которых изображение жизни простых крестьян было одной из главных задач. перед действом некто зачитывал сказание о масленице.
Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. «Василий Суриков» и Каменова В. С. Одна группа защищала городок, другая – штурмовала. Как-то приехал с семьёй отдохнуть на дачу. Это сооружение разбивает всадник на коне.
Можно также упомянуть труды Алленова М. М. «Василий Суриков» и Каменова В. С. «В. Они радостны, веселы и беззаботны. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи.
Интересны и образы зрителей. «Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». Победителю обязательно преподнесут большой золотой блин с маслом.
На последней рифме «городничий» подавал знак и осаждающие бросались в бой. Этот отзыв полон презрительных слов по адресу народа. Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. Конь и всадник, будто единое целое, желающее добиться победы. Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин.
Играла музыка – гармоника или скрипка. На картине мы видим момент, когда всадник прорывается сквозь снежную баррикаду. Размер полотна — 156 282см123. Молния ударила не в самое смертельное, но, может быть, в самое больное место Умерла жена, прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меншикова, завернувшись в соболью шубку.
Игра входила в масленичные празднования. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины.
И конь чёрный прямо мимо меня проскочил, помню. Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. Сам «Снежный городок» строился на реке или на площади города, селения. Морозовой. Все лица румяны, но у каждого свои чувства, мысли и даже позы. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком.
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Популярна она была и в Красноярском крае. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка». Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин – не голубок и Меншиков И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка».
Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Таким образом, когда Суриков переехал в Петербург, где в 1869 – 1878 годах учился в академии художеств у П. П. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» – народной, почвенной и «европейской», петербургской, – стали для него и личной проблемой. Например, мужчина на санках, покрытых ярким ковром, это его брат Александр.
Они пугают лошадей и всадников, стегают их хворостинками. Художнику было довольно сложно изобразить движение лошади, бросающейся вперёд своей грудью и его брат Александр вместе со своим приятелем «раз пять делали городок в своём дворе и звали казака, который, настёгивая лошадь, летел на городок»14. Сам художник назвал ее бытовой.
Суриков наделял и героев своих произведений. Он разбивает снежную преграду своими копытами. В 1900 году картина входила в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже, где она была удостоена серебряной медали10, а в 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, включая «Взятие снежного городка», были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)11. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Умерла его жена.
Художник точно передал ощущение праздника и радости. Этим жизнелюбием В. И.
Все в теплых тулупах, шапках и валенках. За валом вал. Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу. Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев».
Казалось, заговорили сами стены древнего города. Сидящий на санях справа – брат Сурикова Александр. Защищали ворота пешие, атаковали конные. В картине художник отобразил все сословия народной массы.
положительно относится к героям своей картины и даже с забавой, так как картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске. Когда-то сибирские ковры были очень популярны в России. На это колесо сажали мужика с калачами искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать». Стрельцы же, шедшие на смерть, показаны гордыми, независимыми, сильными. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак Мое казачество более, чем 200-летнее».
При работе над картиной натурщиками послужили многие родные и знакомые художника7. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Они пришли, чтобы захватить крепость. «Взятие снежного городка». Всадник олицетворяет широкую казацкую натуру, тему героизма и силы.
И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Возможно, это было раскаяние за иронию по отношению к церкви, высказанную в картине «Морозовой». Здесь художник вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории.
Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак – дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время. Его бесконечно вдохновляли образы казачек, «прекрасных видом своим». Враждовавшие стороны братались (покидали крепостцу)». защитники были пешие и защищались чем могли.
Картина «Взятие снежного городка» была представлена на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в марте 1891 года в Петербурге8. Поговаривают, что на идею написания этой картины с праздничным событием Масленицы, где разворачиваются веселая и бравая казачья забава, подтолкнул брат Сурикова, видя его тяжелое душевное состояния после смерти его любимой жены. Ковер на санях нарисован в картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» в 1891 году, когда они были очень популярны. Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха.
Люди кричат, смеются. Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Крестьяне строили «городок» на реке либо на большой площади села или города. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Все персонажи индивидуальности.
Он же был к ней сильно привязан, а после её смерти постоянно бывал у могилы, лил горькие слёзы. Стены были построены из снега, облитого водой. Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Больше Суриков никогда на заказ не писал. В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу.
Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Необходимо, к тому же, для полного раскрытия темы коснуться используемые художником изобразительных средств, композиции. Не только обрядовые кулачные бои, но и пьяные драки были праздничной нормой. Играющие разделились на защитников крепости и нападающих. Упрек в «бедности» содержания и «анекдотичности» звучит комично и свидетельствует о глубоком невежестве обозревателя.
Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. Грива коня взметнулась, зубы оскалены, а глаза «огнем горят». Все это говорит о неуклонном желании победы. В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой.
На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. А в 1900 году живописные достоинства сияющей снежной симфонии, яркий национальный колорит были отмечены в Париже на Всемирной выставке серебряной медалью. Но Суриков поставил перед собой вопрос, что в это время испытывали люди и попытался на него ответить. Ковроткачество специалисты называют тяжеловесным промыслом. Современники не поняли картину. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива.
Левой рукой молодой человек пытается удержать своего коня. Гуляли ряженые, будоражили народ. Все персонажи многофигурной картины Сурикова «создают цельное, единое впечатление ликующей толпы, активно участвующей в удалой игре и радостно приветствующей победу своего товарища»34. Особенно интересно происходившее было детям.
это такая забава, на которую собираются все жители. Потом её приобрёл Русский музей. Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. В разные стороны от него разлетаются комки снега. Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине. Он был одержимым художником, а любовь к своему народу, чувство народа были его основной натурой.
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Посмотрев на картину, слышишь детский смех, разговоры в толпе, общий гул. Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. Традиционно на ворота нужно было водрузить петуха, бутылку и рюмку.
Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. Около снежного городка собралась большая, весёлая толпа нарядных, празднично одетых людей. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Сразу станет ясно, что «король-то голый». Дурылин называл это полотно «единственной жизнерадостной» картиной художника, которая весьма удививила его современников, «привыкших видеть в Сурикове сумрачного, живописного Достоевского, погружённого в русскую историю».
Ворота могли быть двойными в виде арок – одни напротив других, с верхними перекладинами. Как это случилось, невозможно объяснить, ведь творчество – таинство. Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника. В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком». «Взятие снежного городка» — картина русского художника Василия Сурикова (1848—1916), завершённая в 1891 году. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
Горе начало отступать. Даже сани изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). Складывается двоякое чувство, глядя на всадника.
Вот паренек, подпоясанный красным кушаком, поднявший руку с хворостиной. Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Все этo мы видим в кaртине Василия Сурикoва. Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ. Автор книги «Суриково детство» Н. П. Кончаловская затрагивает истоки роста Сурикова как художника, здесь можно разглядеть основу сюжетных линий мастера.
Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». Люди все разные, но образуют единое целое. Все знают, что в конце концов городок будет разрушен, его для этого и строили. Суриков всегда любил собирать на своих картинах множество персонажей, наделяя каждого своим характером. Участники делились на две команды – осаждавших и осаждаемых. Люди заинтересованы и веселы им нравится эта игра.
Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Участники игры делятся на два лагеря. Эти образы и создали его индивидуальность. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина.
Мне очень понравилось то, как автор изобразил девушку в санях справа. Искусствоведы Дмитрий Сарабьянов и Владимир Кеменов соглашались с Дурылиным в том, что в картине «Взятие снежного городка» чувствуется «дух истории». На переднем плане изображена крепость с украшенными снежными лепными фигурками.
Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Кеменов называл «Взятие снежного городка» радостной и задорной картиной, в которой художнику превосходно удалось передать «искреннее увлечение сибиряков игрой». Игра была чатью гуляний на масленицу. За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются им весело. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Команда делилась на «всадников», пытающихся разрушить город и «защитников».
Гуляли ряженые, будоражили народ. Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу. Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. Далеко вдали видны снежные холмы.
Историчяеская живопись 18701890». Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак – дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время. По словам Александра, брата художника, «за работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые»26. Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» – замаскированные веревочные петли для ног наступающих.
Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Конечно, посмотреть на это приходило очень много зрителей, в том числе ребятишек.
Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова. – Т. А. ), в платок и закалывает его под подбородком, как носят в Сибири. Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне в блинами, ледяным столбом, сжиганием бабы и так далее.
«Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка». Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки». Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Мрачные мысли рассеялись. Они машут руками, болеют за свою команду.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Он придавал большое значение одежде, позе, выражению лица. Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. В центре полотна расположен «городок», рядом с которым находятся его защитники. М. В. За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются им весело. По обе стороны стоит народ, а посередине – снежная стена.
В прошлом особенно славились «взятия городков», устраиваемые в селе Торгошино, а концу 1880-х — началу 1890-х годов «городки» можно было найти только в деревнях Ладейки и Берёзовка5. Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» – командиры отрядов – не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». Искусствовед Владимир Кеменов отмечал, что «всадник и конь изображены в труднейшем ракурсе, они летят прямо на зрителя, окружённые взметнувшимися комьями снега». Высокое, голубое небо. А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга.
По его мнению, «образ сияющего снежного пейзажа в картине неотделим от образа народа, полного здоровья и красоты в нём бурлят огромные запасы богатырских сил, жизнерадостности, веселья»14. Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения. Все ярко, зримо и насыщенно.
Первый раз возвращался художник на родину, в Сибирь, не вглядываясь в ее просторы, не любуясь широтой ее рек, необъятностью степей, ее сосновых, еловых, кедровых лесов. Зимняя гамма цветов звучит в картине радостным перезвоном. Летом 1887 года, после окончания работы над картиной «Боярыня Морозова», Василий Суриков вместе с женой Елизаветой Августовной и дочерьми — Ольгой и Еленой — поехал на свою родину, в Красноярск, где жили его мать Прасковья Фёдоровна и брат Александр. Домик сняли с низким потолком. Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. Благодаря тому, что игра пробудила в художнике веселые воспоминания из детства – ярко изображены персонажи, одежда и атрибуты празднования.
Справа, на картине изображены сани. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка.
После этого старикам полагалось и слово сказать и напутствие дать «отрокам незрелым» и угощаться «час примать». Обычно бой длился до позднего обеда и, как правило, завершался победой наступающих. К воспоминаниям детства вернулся». Всю неделю праздновали весело, раздольно.
Все персонажи изображены художником с большой любовью. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. На ней художник изобразил старинную казацкую игру. «И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Могли участвовать не только казаки, но и простые сельские жители.
К воспоминаниям детства вернулся». Он придaвал большoе значение oдежде, пoзе, выражeнию лица. - Казачья среда заложила характер. Кругом много снега. Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость.
Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. Особеннo интересно прoисходившее было дeтям. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. Ситуация драматична.
События, котoрым посвященa картина, рaзворачиваются на заснеженнoм просторе. Можно также упомянуть труды Алленова М. М. По сравнению с живописным этюдом «Крестьянин с хворостиной»38, в окончательном варианте художник изобразил его «более молодым, жизнерадостным, охваченным весёлым упоением жизни»37. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Это, верно, он-то у меня в картине и остался»45. Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка». Критик недоволен не только исполнением, но и выбором темы.
Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. Действие происходит на покрытом снегом просторе.
После этого старикам полагалось и слово сказать и напутствие дать «отрокам незрелым» и угощаться «час примать». Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. метлы, ветки, снег. В игре принимают участие и стар и млад. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным.
Он прорвался через толпу защитников городка, вооруженных ветками и палками. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки.
Но и критики из прогрессивного лагеря остались холодны к картине. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года (старый стиль) в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж. В результате городок разрушили и все залились громким смехом и радостью. Психологическое состояние – положительное. В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи.
В текст своей монографии о Сурикове Волошин ввел почти полностью рассказы художника о своей жизни, но существенно дополнил их историко-критическими суждениями о самой природе исторической живописи XIX в., о специфических особенностях историзма Сурикова и, наконец, о композиционных принципах, осуществленных в его семи больших картинах. Вот таким образом Масленицу праздновали широко. Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами. Крестьяне отображают единый русский патриотический дух. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».
После игры победителя «мыли» в снегу. Это всё непосредственно граничит с задачами работы, в числе которых обязательное возвращение к истокам, анализ влияний и развития Сурикова как художника народной жизни. Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой.
Далеко вдали видны снежные холмы. Выражая свои взгляды, он говорил, еще работая в Красноярске над «Взятием снежного городка», начинающему сибирскому художнику Дмитрию Иннокентьевичу Каратанову: «Народное искусство — хрустально-чистый родник. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. В 1890 году во время масленицы Василий и Александр побывали в расположенном неподалёку от Красноярска селе Ладейки (Ладейское). В конце концов какому-нибудь омельчаку-наезднику удавалось при дружном одобрении зрителей занять «городок».
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. И картин такого масштаба именно с точки зрения раскрытия внутреннего драматизма, прежде не было. а захватчики были на конях (на коне). «Взятие снежного городка» это такая забава, на которую собираются все жители.
Он написал, перешагнув через невзгоды, веселую, праздничную картину. «И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. чаще это были две стены и ворота между ними. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. Год спустя он едет на родину в Красноярск, о чём уже было написано выше. игра заканчивалась когда "городок" был разрушен. На картине изображено немало его знакомых.
Смельчака, сумевшего преодолеть преграду, обычно угощали вином, а проигравшего – купали в снегу. Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин – не голубок и Меншиков И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка». Казалось, заговорили сами стены древнего города. Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Но Василий Иванович был уверен в своей правоте. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П.
И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка» она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова – это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике. Суриков В. И. Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова.
Рядом с ним крестьянин в сибирской шапке-ушанке и в расписных катанках. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Вся толпа людей в ярких и красивых нарядах. Это сооружение разбивает всадник на коне. Сюжет «Снежного городка» можно воспринимать двояко, с общественной (народной) стороны и личностной (суриковской).
То, как выглядела снежная крепость, представлено на знаменитой картине Василия Сурикова. Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин и пирог и напиток. В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника.
По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения. Все знают, что в кoнце концов гoродок будет рaзрушен, его для этoго и стрoили. По одним данным, главного героя своей картины — «победителя городка» — Суриков писал с красноярского печника Дмитрия, по другим — с торгошинского казака Стрижнева35. Люди жизнелюбивы и неудержимы.
Впоследствии он рассказывал: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут»» И. М. Прянишников (1840–1894) и В. М. Максимов (1844–1911) с глубоким пониманием и чувством народного быта сделали в живописи то, что делал Некрасов в поэзии — показали тяжелую жизнь и подневольный труд русского крестьянства. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость.