Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Картина «Боярыня Морозова» (1887 г. ) Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова.
Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. Продавая картины в галерею Третьякова, Суриков имел тем самым приличные средства, дававшие ему возможность безбедно жить и свободно осуществлять свои творческие замыслы от Утра стрелецкой казни до Меншикова в Березове и Боярыни Морозовой. Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру. Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем.
Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно. (8). В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Её поручили патриарху Никону.
Наконец, бледное лицо Морозовой, прописанное плотно в светах по контрасту с черным, сделалось еще бледнее, холодно озарялось и становилось самым светоносным живописным центром картины. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, совершали набеги на помещичьи усадьбы. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. Однако. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».
(16) Икона «Богоматерь Умиление». Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Потом она стихла. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. «Не идет у меня лошадь, да и только. Среди персонажей картины особенно выразителен юродивый, благословляющий боярыню двуперстным знамением креста. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Люди потянулись к ней взорами. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. (8) Церковь. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.
Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение. Все на картине будто напряглось. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Каменный храм построили в 1703 году.
Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. «На снегу писать – все иное получается. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Портретный этюд был написан всего за два часа. Но боярыня отказалась. Досталось и художнику за эту картину. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий.
Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега. Однако в стране было неспокойно. Цвет не только равноценен форме, не только равноправно с ней участвует в композиции картины, — он нерасторжимо связан с формой и столь же содержателен, как она».
Она почти не смотрит на боярыню. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Сложность в том, что белые одежды юродивого написаны на фоне белого снега полного рефлексов и теней. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием.
(1) Феодосия Морозова. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Это то, где черты лица сгармонированы. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Вся Москва сотрясалась от споров. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Но духовная гроза потрясла всех. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
В этот жест несёт главный смысл в картине. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Успехи Сурикова радовали Третьякова. И как вставил ее в картину – она всех победила». В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
События происходят в 17 веке. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». А потом начнешь колею писать. На ее лице глубокая скорбь. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Сам дух истории живет в его картинах. Я с нее написал этюд в садике в два часа. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать.
Роль Третьякова в данном случае была самая благородная. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Но смеялись немногие. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Не смею, - отвечал стрелец. Через год Феодосья родила сына, которого назвали Иваном в память младшего брата царя Алексея Михайловича, дядькою которого был Глеб Романов. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Это сама героиня и юродивый. А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Там, в Преображенском, все меня знали.
Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». События изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.
Врагом Никона был протопоп Аввакум. А вот отдельные детали и лица он писал долго, мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, который сложился у него с детства, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Критики было много. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Но вскоре скончался её сын Иван. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Нравилось им, что я казак и не курю. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Его лица не видно.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Но толпа еще как бы отдалена от зрителя, позы и движения действующих лиц не вполне совпадают с теми, которые осуществились в картине и еще не определены основные композиционные ритмы.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Чуть меньше расстояние — сани стоят. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. И началась череда казней.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. В ту пору в русской церкви произошел раскол. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше.
Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Основную роль и здесь сыграли пропорции. В девичестве она была Соковнина.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Но боярыня отказалась. (12) Колорит картины.
Это настоящая математика. Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, городок в Калужской области, в 90 км от Москвы, в острог, заключив ее в земляную тюрьму. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков.
Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. В толпе терялось. Очень трудно ее лицо было найти. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
На вечное заточение. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Детей у них не было. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Это по большей части подростки.
Ведь сколько времени я его искал. Этот образ и вошел в картину. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик.
В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Её вернули под арест. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». В это время уже был готов костер для её сожжения, но Феодосью спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Ее увозили в ссылку.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума.
Она не хотела изменять старой вере. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Женское их дело что они много смыслят. Это был раскол из-за убеждений и веры. Это математика.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.
Ее глаза полны слез. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Суриков неоднократно удлинял холст. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Бледное и худое лицо Авдотьи Васильевны в сознании мальчика сливалось с образом боярыни Морозовой. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Морозову подвергли пытке.
Писать не «Исус», а «Иисус». Сурикова. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». В толпе терялось. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту псами растерзанную стоять до тех пор, пока толпа не сомкнется за санями и не утонет ее голос в гуле колоколов, летящем над седыми деревьями и островерхими крышами деревянных домов. Она к старой вере стала склонятся. Она не хотела изменять «старой вере». Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений. Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами. Морозову окружает атмосфера народной любви.
Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Морозова была ближайшей его последовательницей. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Тарабукина. Почти так же рассказывает и Тихонравов: «Морозову и Урусову, прикованных за шею к стульям, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Вот пять женщин в правой части картины. События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль. Очень трудно ее лицо было найти. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Образ черной вороны на белом снегу воскресил в сердце художника другой образ-образ женщины в черном, которая обречена на смерть. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова.
Ее увозили в ссылку. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Нравилось им, что я казак и не курю. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Но смеялись немногие. Действие происходит на одной из московских улиц.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. И вот однажды В. И.
Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы.
Все лицо мелко было. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Рукой она изображает два перста. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Впереди на коленях старая нищенка. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Ноги у нее скованы цепью. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
Об этом рассказывала первая историческая картина Сурикова – Утро стрелецкой казни, написанная несколькими годами раньше Боярыни Морозовой. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Они усилились, когда мальчик подрос и его сходство с царем Алексеем Михайловичем стало очевидным.
Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Это и отразил художник на картине. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Приглядел для работы соседний переулок.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. На шапку накинут платок.
А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Важно найти замок, чтобы все части соединить. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру».
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию. Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Картина ожила.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
Контурная линия неоднозначна. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.