До начала работы над картиной Маковский тщательно изучал предметы иногда обращаясь к другим коллекционерам в поисках нужных ему образцов, став в некоторой степени предшественником художников из объединения «Мира искусства», считавших, что в обобщении и стилизации русской истории просто необходимо творчество художника, несущее в себе достоверное изображение примет старины10. В августе того же года картина была приобретена американским ювелиром. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЧарльзом Уильямом Шуманом16 за 15 тысяч долларов США17 (10 тысяч фунтов стерлингов18, 60 тысяч рублей19) — за цену, большую чем предложенная российским императором Александром III1420. Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник.
Но неясны пути крестьянской революции. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло.
Городок – старинная народная игра. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Прибытие работы в США, где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху «позолоченного века»3, ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию21 (находится в коллекции Музея де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико)22. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
Однако противникам его удалось взять верх. Так же и Пётр готов уничтожить всё, что стоит на пути его власти, того нового курса, которым он собрался вести Россию к процветанию. В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне.
Для работы над полотном «Боярский свадебный пир» Маковский использовал метод «живой картины», при котором он по заранее сделанным наброскам воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и помощи своей личной коллекции, в которой находилось много исторических костюмов и предметов быта как из народного, так и боярского обихода78. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Его дочери вели домашнее хозяйство.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Заметными работами Маковского того периода являются картины «Вдова» (1865 год) и «Селёдочница» (1867 год). Несмотря на то, что Петр отодвинут художником на второй план и охарактеризован по сравнению со стрельцами общо, зритель чувствует на его стороне уверенную в себе силу. Низкая бревенчатая изба. На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом.
«Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает. В центре полотна находится фигура полного мужчины в шубе, подбитой красным бархатом, высоко поднимающего в руке серебряный кубок35. Москва, XVII век.
И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Однако эта работа продолжалась для художника недолго, так как его картины заметили губернатор П. Н. Замятин и золотопромышленник П. И. Кузнецов. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, – это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет». На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных».
Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, во время учёбы в которой он создал такие работы, как «Исцеление слепых Христом после изгнания торгующих из храма» (1860 год) и «Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова» (1862 год). Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. В. И. Немирович-Данченко отмечал, что «в клубе художников мы виделись часто. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию. Тогда все сбивалось в кучу. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
События изображённые на картине, происходят в ориентировочно в XVI18 или XVII веке14. Молодая пара стоит во главе стола (с правой стороны холста), где жених представляет гостям свою невесту33, впервые увидев её ничем не покрытое лицо34. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Это новое регулярное войско Петра. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами.
Каменный храм построили в 1703 году. «Я написал много этюдов все лица характерные. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа.
Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна.
В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». Приготовления к казни закончены. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Перепелкина.
(8) Церковь. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.
В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883).
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык – столицу Сибирского ханства.
Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Страсти разгорались. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Это сама героиня и юродивый. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе. Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются».
Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
До 1912 года «Боярский свадебный пир» находился в витрине магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность11, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом21. Живописная картина – это вещь одномоментная. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар.
Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири. Главная роль в композиции отведена царевне. Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Феодосию схватили, допрашивали, затем заковали в кандалы и держали в подвале собственного дома, периодически растягивая на дыбе, надеясь заставить отречься от раскольничества.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли, эксцентричным создателем радио-шоу «Ripleys Believe It or Not. », ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины27. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Все получалось не то, не так. После смерти Екатерины I, при которой он практически управлял страной и неудачной попытки обручить Петра Алексеевича со своей дочерью Марией, противники Меньшикова добились его ссылки в Сибирь.
Мы видим на картине избу людей, которые жили не бедно, но и не богато.
«Пишу татар. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
В середине 1870-х годов, после путешествий по Северной Африке и Сербии, в творчестве Маковского произошёл сдвиг в сторону большего упора на цвет и форму, проявившийся в написании им нескольких портретов и исторических полотен. Но обстоятельства оказались сильнее его. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве.
Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. Правда исторической панорамы становится откровением. Именно вот таким образом молодой гребец в красной рубахе с искренним сожалением смотрит на этот водоворот. Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен.
Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. В центре располагается стол, вокруг которого сгруппированы фигуры мужчин и женщин1132. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора. К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Однако, преданные царю бояре силами дворянской конницы и четырех гвардейских полков смогли подавить мятеж и схватить зачинщиков.
Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Дознание шло девять лет. Осенью этого же года начались первые казни.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Однако, невеста выглядит робкой и застенчивой, стоя перед женихом с грустным лицом и не желая по-видимому дарить ему свой поцелуй. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Историческая правота на стороне Петра. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Так же смелы и суриковские стрельцы.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Еще сотни сосланы. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. Умирает его жена. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит. В том же году постановка живой картины «Боярский свадебный пир» состоялась в доме княгини А. Н. Нарышкиной для Александра III, в 1888 году — около Троице-Сергиевой лавры, а в 1899 году — на сцене МХТ7. Мы ощущаем это как историческую неизбежность. А возле ямы страж ходит.
Стрельцы занимают левую большую часть картины. Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии.
А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно.
Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Солдатам, кажется, нет конца.
Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. В 1870 году артель была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», работы членов которой стали выставляться по всей Европе. В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско, а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго, вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом»20 (также «Наряд русской невесты»23 находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско)24.
За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. Еще одно большое историческое полотно.
— Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Как отмечал Сергей Маковский, «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды»9.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. И получилось именно то, что он хотел. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».
Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Церковь раскололась. Раскольников стали преследовать. Хмурое небо нависает над Красной площадью. В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи».
Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Это и отразил художник на картине. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Перед окончанием пира по распространённой в то время традиции гости начинали произносить тост и кричать «горько», намекая на горькость вина и побуждая молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким1132. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Меншиков сидит у стола. То сопротивление, которое оказывала Петру старая, уходящая Русь, прекрасно выражено художником в образе рыжебородого стрельца, находящегося у левого края картины и скрестившего свой ненавидящий, вызывающий взгляд с властным взглядом Петра.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Пленный перс тоскует напротив атамана.
Исход битвы предрешен. Царь многократно наказывал боярыню, отбирая ее вотчины, однако от реальных репрессий ее спасало заступничество царицы Марии Ильиничны. Тела казненных оставались на виселицах до февраля следующего года, только после этого их стали хоронить вдоль московских дорог. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». В 1889 году он получил первый приз на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».
Его интерес к этой теме был не случаен. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями»7. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры.
А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года.
Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования.
Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Константин Маковский (1839—1915) был известнейшим российским живописцем, следовавшим в своём творчестве принципам реализма и выступавшим против академических ограничений, бытовавших в мире искусства того времени. В 1939 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке11.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. В углу иконы, зажженные лампады. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск».
Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти. Но Смута добралась и туда. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Этот старик – простой красноярский казак.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Тяжкую думу думает атаман. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув».
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Написал порядочное количество. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В 1884 – 1887 гг.
Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Дорожка вокруг избы протоптана, а около нее есть некое подобие клумбам и даже саженец какого-то дерева, что дает нам возможность предположить, что там еще кто-то живет. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни».
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Затем Маковский вступил в «Артель художников», основанную Иваном Крамским, членами которой стали художники-реалисты, выступавшие за коллективный творческий процесс и реалистичное изображение повседневной жизни старой России. В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Высоко ценил творчество Сурикова П. М.
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Опять перспектива закрыта. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
После этого встать на защиту боярыни было уже некому и на нее обрушился царский гнев. Все это обливалось водой.
Иногда персонаж находился случайно. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. (1) Феодосия Морозова. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах.
Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Первое большое историческое полотно Сурикова. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. – допрашивали ее увещатели. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. Они помогли Василию Ивановичу поступить в Петербургскую школу поощрения художеств и даже взяли на себя расходы по его обучению. И это передано как бы перспективной ошибкой. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. И действительно: он вырос в Сибири, Красноярск в годы его детства хранил черты допетровского уклада, никакая вертикаль власти туда не дотягивалась.
Произошел раскол. Суриков подхватил эту мысль. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень». Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. Работа над картиной была закончена в 1883 году11, после чего она стала одной из самых известных работ Маковского1213, относимых к жанру исторической живописи изображающей один из этапов русского свадебного обряда4. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
Кидаешься ты на врагов, как лев». Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Выделяются они и своим душевным состоянием.
После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Како крестишься и како молитву творишь.
После её смерти в 1973 году, по завещанию Пост картина была преподнесена в дар музею «Хиллвуд»11, который она же сама и создала на основе личной коллекции русского искусства3031. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Вот боярыня и просит его:Миленький. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон.