Картина Васнецова «Снегурочка» является лишь одним из проявлений интереса художника к народному творчеству. И это несмотря на то, что у меня уже есть все тоже самое в отдельных книгах. За ней в 1907 году последовала «Сказка о золотом петушке». Качество книги – на высоте.
Надо сказать, что современники встретили это полотно недоброжелательно. К домику была пристроена мастерская. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910).
Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. В этой сцене нет ничего сказочного. С точностью воссоздавал присущую тому времени одежду, утварь, характер построек. Картина В. М. Васнецова «Снегурочка» выполнена в холодных тонах. Изначально вдохновением к написанию картины послужило именно оно. К сожалению, по злой иронии судьбы именно тогда, когда сердцу Снегурочки вот-вот откроется любовь, ей суждено погибнуть.
К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» завершена не была.
И шуба у царя настоящая. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела, скромно украшенное черное платье. «Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше – предельная норма для добросовестного графика», – считал Иван Билибин. И всё-таки дух сказки присутствует.
Единство стиля – вот первое требование этих художников в работе над книгой. Внутри – тоже, что под катом, только больше. Такая же участь постигла детские книжки Сергея Малютина. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества.
Пушкина.
Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой». Толстого (1937) и «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина.
Выбор его пал на Сашу – дочь С. Мамонтова. Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Билибин сделал значительный вклад в развитие искусства оформления книг. Виктор Михайлович хотел понять русский национальный характер. Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы.
В 1881 – 1882 годах – декорации для любительского спектакля в доме Мамонтовых (по одноименной пьесе Островского), в 1885 – 1886 годах – снова декорации, но уже для оперы «Снегурочка» Н. А. Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Пружина действия разворачивается стремительно, проходя через ряд узловых моментов. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси.
Пушкин в ней не столько описывает героев, сколько заставляет их действовать. В 1935 году И. Я. Вот эти-то важнейшие моменты и изобразил Билибин в своих иллюстрациях. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль.
Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его «Иван-твёрдая рука». Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме «Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин» (УМК Климановой). По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
В его картине «Три царевны подземного царства» есть именно такая девушка. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак». Иллюстрация в пышной, дорогой книге середины века выглядела чем-то инородным. Даже если не знать сказки Пушкина, а только просмотреть иллюстрации Билибина.
Стал проявлять интерес к этнографическому стилю живописи после того, как увидел на одной из выставок картину великого художника Виктора Михайловича Васнецова Богатыри. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич. В 1900году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. Лермонтова (1938-1939).
Однако именно они натолкнули Билибина на мысль обратиться к иллюстрированию детских книг. Билибин разработал систему, позволяющую преподнести книгу в наиболее выгодном свете. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. Но этот автор больше известен, как иллюстратор книг и театральный оформитель. Билибин создал предельно компактную, лаконичную книгу. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью.
А вдали церковь шатровая. Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом Билибинском стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. В ленинградский период оформил оперу «Сказка о царе Салтане» для Государственной академии театра оперы и балета (1936) и пьесу «Полководец Суворов» иллюстрировал для Гослита роман «Петр I» А. Н. В «Сказке о золотом петушке» на обороте первой страницы обложки – черно-белый «кот ученый», а на последней – многокрасочный золотой петушок.
Картина Васнецова «Снегурочка» имеет ещё одну изюминку – снег подсвечен неизвестным светом. Не случайно товарищи прозвали его Железная Рука. Тема Снегурочки прошла лейтмотивом через все творчество художника.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. В ней всего четыре страничных рисунка, один разворот, заставка и концовка. В книгах той поры не было цельности. Заканчивает образ чудесная шапочка, придающая Снегурочке еще большую чистоту и нежность.
Она очаровательна, даже природа восторгается ее красотой. Моменты поэтической условности, да и вся картина Васнецова «Снегурочка» вызывали споры.
И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. то ее сюжетная канва становится ясной. Художник здесь является автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
Это тот минимум, который может составить ансамбль книги. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. Это был нелегкий метод рисования. Так появилась идея, а вскоре и сама картина Васнецова Снегурочка.
Репина. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Зачастую, сказки понимаются именно так, как видел их художник. Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества.
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Каждая иллюстрация строго соответствует конкретному сюжетному моменту. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ. Ему был близок женский характер загадочной «лебедушки» из русских песен. Являлся членом объединения Мир Искусства. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Благотворное влияние на творчество художника оказало русское народное искусство.
Книга, выполненная Билибиным, являла собой созвучный, законченный ансамбль. Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. Участвовал в декоративных работах для Дворца Советов.
В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году— сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Первой книгой, которую проиллюстрировал И. Билибин является сборник сказок Афанасьева. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине. Критик В. Стасов писал: «Натуры очень мало, а условности – слишком много». Ее милое личико излучает чистоту и нежность. В Билибине жили два ярких таланта – исследователя и художника и один дар питал другой.
Вновь осознали своеобразие книжного искусства в самом конце прошлого века художники «Мира искусства». А вот образ Снегурочки написан в движении, она выходит на поляну зимнего леса, оглядываясь вокруг, как будто желает что-то распознать в открывшемся пейзаже. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Сразу по возвращении стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Билибин выбирает для них другой формат – альбомный, удлиненный по горизонтали. И в характере Билибина было это постоянство именно оно помогало ему отрабатывать безупречную линию. Книжная графика в его случае получила новую жизнь. Последние десятилетия XIX века ознаменовались возрождением книжного искусства в России.
С 1904 г. художник начинает иллюстрировать сказки А. С. Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Несколько экземпляров, которые художница раскрасила от руки, положения не спасли.
Такой подход свидетельствует о том, что художник очень точно понял специфику самой сказки. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Со временем Билибин примирился с советской властью.
Несколько лет (1898—1900 гг. ) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг. ) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств. В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Римского-Корсакова. Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Так автор ещё больше хочет подчеркнуть привлекательность юной девушки.
Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. В глубине картины виднеются дома, что делает картину ещё более целостной. По замыслу художника этот снег должен отражать чистоту души девушки и одновременно холод ее сердца. Серая невзрачная книжка не производила впечатления. К каждому произведению он подходил очень тщательно и скрупулёзно.
И. Я. Многокрасочные иллюстрации соседствуют здесь с черно-белым орнаментальным убранством. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег.
Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Она проиллюстрировала несколько сказок, но издана была одна – «Война грибов» издание было неудачным. Большую часть своей жизни И. Я. Билибин прожил в Санкт-Петербурге. Первой в России иллюстрировать детскую книгу начала Елена Поленова. Буквально половину полотна занимает чистейший нетронутый снег, он изображен на первом плане.
Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Он увлекался и старопечатными книгами и миниатюрами и вышивкой и набойкой и деревянной резьбой и древней деревянной архитектурой. В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. ОКоннель.
В вину живописцу ставили и нарочитость художественных приемов. Билибин принял советское гражданство и в сентябре 1936 г. вернулся с женой в Ленинград.
А те чувства, которые вдохновляют на описание картины Васнецова «Снегурочка», похожи на чудесную волшебную сказку. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок» изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В общем – всем советую.
Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине. Но это достижимо только в том случае, если книга станет целостным и единым организмом, в котором все соответствует друг другу – и иллюстрации и обложка и элементы оформления и даже шрифт. Виктора Михайловича Васнецова по праву считают основоположником особого русского жанра. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления.