Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Шляпа ведьмы и пруты березы на стене предлагают, что она не брезгует садомазахизмом. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Пять тысяч лет цивилизации, тринадцать раз по сто миллионов живущих в гармонии. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником.
Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам.
Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Справа в открытую дверь виден входящий в комнату мужчина с тростью. Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (абсолютно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»). У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Недаром в XX веке его называли «гениальным гончаром». О развитии художественных способностей речи не шло. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания.
Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. Здесь же художник написал свои лучшие работы. При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета.
За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов. И он оказался прав. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности. Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. Хозяйка и служанка Около 1660. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
В работах мастера нет торжества материального мира. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Ее служанка теперь старая, больная сифилисом баба.
Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Маша еще ниже склонилась с лупой над миниатюрой. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Неизвестно, когда в точности была написана картина. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ).
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Одним из вариантов скрытого автопортрета считается веселый господин, расположенный на левой стороне картины «Сводница». Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.
С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. О том, что Хох и де ла Гранже сумели найти общий язык, говорит тот факт, что художник состоял па службе у последнего более десяти лет.
Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно). Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Сын Молл беспечно играет, а пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её «воспитанницы» используют в качестве барной стойки её бутылка с бренди ужасно ухмыляется. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж.
Молл из содержанки стала обычной проституткой. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе». Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
Вот таким образом и в творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками.
Венская газета «Фольксштимме» в середине 1960-х годов писала: «Подделки в искусстве совершались и совершаются до сих пор, так как на этом можно неплохо заработать». Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир.
Дальнейшие исследования показали, что дом изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец. Работу отличают цельность и ценность деталей. «Хозяйка и служанка» – образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею».
Художник сознательно облагораживает образы. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм. Служанка с металлическим ведром в руке показывает ей только что купленную рыбу. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец).
Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Сын Молл сидит у огня, может он тоже болен болезнью матери. Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя.
Баночки с болеутоляющими валяются разбитые на полу. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Все сияет чистотой, повсюду царит порядок, каждый камень кирпичной стены дома, ромбовидный черно-белый узор пола, перекладины дворовой ограды проработаны аккуратно и тщательно. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами.
Делят шкуру еще не убитого медведя. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Хозяйка с корзиной на коленях чистит фрукты. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
Среди многочисленных крупных и мелких афер, связанных с фальсификацией произведений искусства, дело голландца Гана Ван-Меегерена занимает абсолютно особое место. В обстановке царит благополучие и чистота. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Дата смерти художника остаётся неизвестной.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины – госпожа и служанка. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы илипарик, висящий на стене. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Работал в Делфте и Амстердаме. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
Дом, в котором стоит гроб с телом Молл имеет иронический герб на стене изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха.
Рядом стоит соломенная колыбель, возле которой остановилась собака. Однако в этом деле все было не так. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» (в оригинале «My lofing cosen in Tems Stret in London») этот «кузен», возможно, был вербовщиком.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Но есть и существенные отличия. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им.
Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Понятное дело, что у варваров не может быть никакой культуры еды. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Здания изображены с потрясающей реалистичностью, с изношенными местами красным кирпичом и известковой штукатуркой на первом этаже окна из свинцового стекла, деревянные жалюзи. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Портреты её героев находятся на стене: преступник Макхит (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятельУильям Сачеверелл над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема.
Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник.
Лазарев, герои картин Вермеера – представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Уже современники ценили его картины. В работах мастера нет торжества материального мира.
Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Старинные дома, которые значатся как 40 и 42 по улице Vlamingstraat (Фламандская улица), не сохранились, уцелел только один из двух проходов, но и сегодня это место поразительно похоже на то, каким увидел его художник больше трех столетий назад. По прошествии времени Молл из содержанки стала обычной грязной проституткой.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Шут же будто вынюхивал что-то на заднем дворе буржуазного дома. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца». На картине «Хозяйка и служанка» мы видим типичную сцену из жизни почтенной бюргерши.
Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. С. 58—60). В нем начинают преобладать неприятные белесоватые и голубые оттенки, тень становится глухой, а свет, наоборот, слишком резким.
Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. Молл присмерти от сифилиса. Она отбивает пеньку для петель палача, а тюремщик подстегивает ее к усердной работе.
Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Но это мало что меняет. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Сын несчастной Молл беспечно играет, а сводница Молл насвинячилась в дрызг. В этом полотне время словно застыло и под кистью художника обретает свою материальную жизнь.
Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, привязанный к столбу, очевидно, был лентяем. 1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), где в мощеном дворике занятая вышиванием пожилая хозяйка выслушивает служанку, которая в начищенном до блеска медном ведре принесла купленную рыбу. Работу отличают цельность и ценность деталей. Художник изображает свой родной Дельфт.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Рассудок его начал мутиться. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Круг тем Хоха очень узок. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Посмотрите на картину. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, – ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684).
Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». И эта самая дверь была приоткрыта. 4. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. О развитии художественных способностей речи не шло.
Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Вот таким образом полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Окно в верхней части стены позволяет рассмотреть кусочек другого помещения. Одной из первых вещей подобного рода – дрезденской картине «У сводни» – далеко, однако, до строгости. У самого потолка, над тарелками и мисками, украшающими каминную полку, висит пейзаж в раме. Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Глядя прямо перед собой, он прикладывал палец к губам, будто призывал хранить молчание. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Изображение этого зала Питером де Хохом принадлежит к числу его немногих удачных поздних произведений. Бедная Молл теперь в тюрьме Брайдвелл.
Верх платья – по скромному черный. Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения.
Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. Молл теперь умирает отсифилиса. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Непонятна причина забвения имени Вермеера – при жизни он пользовался известностью, правда, не выходившей за пределы его родного Делфта.
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью.
Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. В раннем возрасте стал увлекаться живописью.
Гроб превратился в барную стоюку. Но это мало что меняет. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левуюгрудь. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене.
Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Ни одна нация не имеет численности, сопоставимой с численностью китайцев. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Одежда тянет Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты.
С безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением.
Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Он ни с кем не говорил, никого не узнавал и был ли кто-нибудь рядом с ним в момент кончины — неизвестно.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. На протяжении многих лет различные исследователи предлагали несколько вариантов того, как можно найти улочку Вермеера.
Холст, масло. Как обычно и бывает с явлениями искусства такого уровня, картина Вермеера «Молочница» за три с лишним века своего существования сохранила, возможность уникального свежего субъективного восприятия для любого, увидевшего её впервые и простор для нового толкования исследователями новых поколений. В заключительной сцене Молл мертва.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков – все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия. Неизвестно, когда в точности была написана картина.
Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Официально известный как «De legger van het diepen der wateren binnen de stad Delft» (Описание глубины каналов в пределах города Делфт), он учитывал сумму налогов, которые владельцы домов должны были заплатить за работу по обустройству канала и набережной.
Сейчас любимый лозунг китайцев:, . Здесь же художник написал свои лучшие работы. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. Моль хвастается новыми часами и выставляет свою левую грудь на обозрение.
Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. В щель заглядывал человек, одетый в красно-черный костюм шута.
Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. В настоящее время его полотна выставляются в самых известных музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Если вы уделите свое время этой картине, включите тихо музыку, то, уверен, вы почувствуете всю метафизику этой картины.
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. Проход между домами был известен в то время как Penspoort или Требуховые ворота. Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса.
Молл в тюрьмеБрайдвелл. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Но Гонсона, не смотрит на нее, уставлен на шляпу или парик, висящие на стене.
Да, суровое время, суровый мир. Франс Гризенхаут (Frans Grijzenhout), профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.
Несчастья пошатнули здоровье художника. Всего официально подтверждено авторство 34 вещей, еще несколько картин только приписываются Вермееру и каждая из них считается мировым шедевром, опередившим свое время по теме и содержанию, по форме и технике, по набору художественных средств. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или чёрную магию или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные)исадомазохизм. В очаге с высоким дымоходом подвешен над огнем котел. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме.
Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Картина Вермеера «Молочница» – это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. Дом, в котором стоит находится гроб с телом Молл имеет иронический герб на стене изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
Предполагается, что это были комнаты его родного дома. В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Рассудок его начал мутиться. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Только служанка Молл занимается уходом за телом.
Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного.
Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Она поистине удивительна по замыслу и воплощению.
Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Он выбирает вшей из своих волос.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Её горничная теперь старая, больнаясифилисомтетка. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. В центре изображена прикрепленная к потолку клетка с птицей. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. М. Фридлендер называл его мастером натюрморта, а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею.
Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом». Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование и недаром о голландцах писали, что «они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся».
И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Несчастья пошатнули здоровье художника. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Круг тем Хоха очень узок. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Задней план картины опять же дополняют фронтоны и крыши других городских построек. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Однако в этом деле все было не так. Женился, переехал в Амстердам. Последние 10 лет (2003-2013) Китаем руководил Ху Цзиньтао.
Четыре человеческие фигуры изображены в меньшем масштабе и в повседневной обстановке: две женщины заняты работой по дому – одна стирает, другая шьёт и двое детей, сидя на корточках играют на тротуаре. В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от чистой живописи к живописи идей. Кстати искусствоведы долго не могли найти реальное место изображенное художником. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Обратите внимание на китайца на заднем плане.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия — «Кухарка», «Молочница»). Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск – хирургом. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми.
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах. Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Продолжение рассказа о знаменитом голландском художнике Яне Вермеере от Татьяны Ткаченко, начало его – в статье Ян Вермеер – «Делфтский сфинкс»20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год.