Картина Франсиско Гойи Шабаш ведьм: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В этом случае, однако, возникает некая двусмысленность – в связи с присутствием в этой пестрой компании шаманов. Обнаженная царица бала вновь ложится на возвышении. Поражают масштабы росписи — она протянулась по всей стене дома художника.
Исследования темы шабаша, результаты которых я излагаю на этих страницах, отчасти проливают свет на мифически-религиозную основу прошлого (сражения в состоянии экстаза с мертвецами и колдунами), отраженную в теме а. Обобщенно говоря, они показывают, что образ путе- шественника или путешественницы, отправляющихся в экстатическом состоянии в мир мертвых имеет решающее значение (отмеченное в обширном культурном слое) для зарождения и передачи повествовательной структуры – вероятно, самой древней и самой жизненной структуры, созданной человечеством. Коллиндер) 21 подвергается сильной критике и еще далека от признания. Здесь не представляется возможным произвести аналитический разбор этого изоморфизма.
Мадрид. В книге «Ночные сражения» (1986 г. ) я писал, что в обоих случаях — как с ведьмами, так и с benandanti — стремление к достижению экстатического состояния, «которое было следствием применения снотворных средств или вызывалось каталептическими припадками неизвестного происхождения.
Превращая историю в науку, он отвечает на вопрос: кто я такой. Многие из них были высказаны в свое время независимо друг от друга. Колдовство и аграрные культы на рубеже XVI – XVII веков, 1966).
Я так же решительно исключил бы и вторую гипотезу во всех ее возможных вариантах. Критик напоминает, что «германец языческой эпохи, особенно на немецкой земле, был прежде всего крестьянином» (Spehr H. Waren die Germanen «Ekstatiker».
Вот один из рецептов такой мази, приведенный в книге М. А. Предлагая вместо генетических толкований Фрэзера понятие «ясное предвидение», Л. Витгенштейн подчеркивает необходимость поиска «промежуточных связей» 10. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мои возможности (и не только лингвистические) не адекватны величине и сложности поставленных вопросов.
На мой взгляд именно в этом заключается глубокое единство обеих версий мифа benandanti: сельскохозяйственной и загробной. Неявным образом в школе Анналов присутствовало и понятие архетипа действительно исследования ментальности больших групп исходят из допущения о существовании устойчивых черт в мировосприятии отдельного социума и эти черты обладают реальностью инварианта, стоящего за разнообразными явлениями культурной жизни этого социума (русскому читателю подобный взгляд на историю в существенно более прямолинейном виде известен по историко-культурным работам московско-тартуских семиотиков). Иной раз следует отвлечься от деревьев, чтобы разглядеть скрытый за ними лес. Пересказать вкратце – значит заменить живой организм музейным чучелом. Видение ирландского святого Фурсея (первая половина VII в. ), впервые увидевшего, как ангелы и бесы сражаются за его душу и калькулируют совершенные им грехи и добрые дела, проливает больше света на средневековое западное восприятие смерти, покаяния и страха, чем позднейший сериальный материал плясок смерти или наставлений о презрении к миру.
Однако эта гипотеза даже в самых ее осторожных вариантах (Б. Положение это столь же очевидно бессмысленно и неприемлемо (хотя по абсолютно другим причинам), как и тезис, выдвинутый Хёфлером. 3.
Первый, выработанный ученой культурой (судьями инквизиторами, демонологами) исходил из веры в существование враждебной секты, действующей по наущению дьявола, вступление в которую предварялось осквернением креста и святых таинств. С другой стороны, уже в ранних свидетельствах мы можем отметить пересадку на фольклорную почву элементов, свойственных «ученому» стереотипу шабаша: присутствие дьявола, осквернение святых таинств и т. д. Абсолютно ясно, что в этой сфере абсолютная датировка свидетельств (ритуалов покаяния, хроник, процессов и т. д. ) не совпадает с относительной датировкой явлений, упоминающихся или описываемых в них. Не без основания высказывалось предположение, что эти обряды тесно связаны с мифом о «диком воинстве» : ряженые, вероятно изображали мертвых, бродящих по земле. Герцогиня Альба была выдающейся фигурой в мадридском обществе того времени. Положение это столь же очевидно бессмысленно и неприемлемо (хотя по абсолютно другим причинам), как и тезис, выдвинутый Хёфлером.
Таким образом, следуя логике лингвистических заимствований, мы могли бы попытаться соединить все вскользь упомянутые нами точки на глобусе.
Расположенная на фоне безоблачного неба, герцогиня словно готова выйти к зрителю. // Rasso. Фигуры скомпонованы так, что создается ощущение вращения круга, в вотором они собраны. Итак, Священное Писание кладут на живот девушки.
В книге «Ночные сражения» (1986 г. ) (1) я писал, что в обоих случаях – как с ведьмами, так и с benandanti – стремление к достижению экстатического состояния, «которое было следствием применения снотворных средств или вызывалось каталептическими припадками неизвестного происхождения. Другие (главным образом женщины) уверяли, что во сне они (или их дух) присутствует на шествиях мертвецов. Стоит ли за этой словесной реальностью реальность иного рода, та истина, к которой стремится Гинзбург, – это вопрос веры.
Всё там происходит навыворот. Явление Наполеона такому конструированию не поддавалось. Блажен кто верует, тепло тому на свете. странственное и временное единство этих реалий должно быть подвергнуто морфологическому исследованию, результаты которого послужат ориентирами для дальнейшей исторической реконструкции.
Ведьмы поворачиваются к нему спиной и после этого отвешивают поклоны (непонятно только, почему дьявол не воспринимает это как издевательство над собой). Не буду сейчас вдаваться в детали и обсуждать, не появилась ли галилеевская парадигма еще до Галилея и как математика соотносится с экспериментальным знанием (насколько в этом отношении Гинзбург упрощает ту большую философскую традицию, в которой выясняются различия метода в Naturwissenschaften и Geistwissenschaften). У Хёфлера эта ошибка имеет далеко идущие последствия: обрядовая преемственность между описанными Тацитом Harii исландскими berserkir и шествиями групп наряженных животными молодых людей сливается с прославлением «немецкого экстатического культа поклонения мертвым» и единения с мертвыми как бездонного источника социальной и национальной энергии. Наиболее ярким исследованием в этой области является книга Н. Кона «Тайные демоны Европы» (1975), основная идея которой может быть сведена к двум следующим положениям: 1) сложившийся в течение первых десятилетий XV в. образ шабаша явился вариантом древнего агрессивного стереотипа, который уже возникал в прошлом по отношению к евреям, первым христианам и средневековым еретикам на исходе средневековья он был воссоздан инквизиторами, светскими и церковными демонологами 2) этот образ не имеет ничего общего с какими-либо действительно существовавшими обрядами: ночные сборища, описание которых в судебных процессах и демонологических трактатах сопровождается массой ужасающих и живописных подробностей, секта участвующих в этих сборищах ведьм и колдунов порождены исключительно наваждениями и страхами самих судей и инквизиторов. пер. ).
для показа на Всемирной выставке 1878 года. Это можно предположить по надписи Solo Goya (Только Гойя), на которую указывает ее рука, а также по надписям Goya Alba на ее кольцах. Так родился шабаш.
Работа не привлекала покупателей и вот таким образом в 1881 году была подарена Музею Прадо. Возможно, что этот загадочный намек подразумевал именно дьявольский шабаш, представление о котором начинает приобретать вполне конкретные формы в трактате «Formicarius», написанном доминиканским монахом Иоганном Нидером в 1437 г. во время Базельского собора. Запылали костры, начались массовые избиения.
— Примеч. Не без основания высказывалось предположение, что эти обряды тесно связаны с мифом о «диком воинстве»: ряженые, вероятно изображали мертвых, бродящих по земле.
Вместе с событием из истории выпадала биография, а вместе с биографией исчезал индивидуум. Это предположение, однако, было принято О. Хёфлером в работе «Культовые тайные союзы германцев» (1934), научное значение которой, в отличие от книги М. Мэррей (считающейся ныне научно несостоятельной, хотя Хёфлер ссылается на нее с подчеркнутым одобрением), всегда признавалось даже самыми первоклассными учеными. «Шабаш ведьм» подарен музею Прадо и до сих пор шокирует посетителей своими размерами и чудовищными образами. Вмешательство инквизиции разогрело эти разрозненные элементы до температуры плавления. сбивчивый разбор признаний старого оборотня из Ливонии, перепечатанный Хёфлером в приложении к «Культовым тайным союзам германцев» (с.
Запылали костры, начались массовые избиения. Рассуждая о значении концепций идей или находок, оценщик неизбежно их резюмирует и в самом этом процессе лишает их исторической плоти, неподражаемости и суггестивности, никогда не поддающейся рационализации. Трапеза на шабаше проводится без соли и хлеба – и то и другое ненавистно Сатане. 108. Работа не привлекала покупателей и вот таким образом в 1881 году была подарена Музею Прадо. Однако такое предположение может стать исторически допустимым.
Этот второй пункт имеет своим источником полемику с положениями давней работы М. Мэррей «Культ ведьм в Западной Европе» (1921) и к нему я возвращусь ниже. Боюсь, что истина и доказательность связаны в этой концепции с помощью эквивокации игнорирующей многозначность доказательства, образовавшуюся в результате того самого галилеевского сдвига, который создал современную (естественно)научную парадигму. При возникновении вопросов затрагивающих этическую сторону восприятия материала, вы можете обратиться к администратору ресурса, для проработки вопроса исправления ситуации.
Экстатический сон, в который погружались, по их словам, ученики Дианы, benandanti и др., происходил, насколько мы знаем, вдали от посторонних глаз. Наиболее ярким исследованием в этой области является книга Н. Кона «Тайные демоны Европы» (1975) 1, основная идея которой может быть сведена к двум следующим положениям: 1) сложившийся в течение первых десятилетий XV в. образ шабаша явился вариантом древнего агрессивного стереотипа, который уже возникал в прошлом по отношению к евреям, первым христианам и средневековым еретикам на исходе средневековья он был воссоздан инквизиторами, светскими и церковными демонологами 2) этот образ не имеет ничего общего с какими-либо действительно существовавшими обрядами: ночные сборища, описание которых в судебных процессах и демонологических трактатах сопровождается массой ужасающих и живописных подробностей, секта участвующих в этих сборищах ведьм и колдунов порождены исключительно наваждениями и страхами самих судей и инквизиторов. Эти заимствования, происходившие в исторический или протоисторический период, вполне могли сопровождаться передачей мифологических комплексов наподобие тех, которые мы рассматриваем. У Хёфлера эта ошибка имеет далеко идущие последствия: обрядовая преемственность между описанными Тацитом Harii исландскими berserkir и шествиями групп наряженных животными молодых людей сливается с прославлением «немецкого экстатического культа поклонения мертвым» и единения с мертвыми как бездонного источника социальной и национальной энергии 31.
Ее однотонная, но богатая одежда изображена с изумительным изяществом. Колдовство в Европе как тема исторических исследований, некогда считавшаяся второстепенной и даже несерьезной, за последние 15 лет заняла видное место в мировой исторической литературе. Strasbourg, 1698. Это была идея, которую ожидала большая будущность. Испания.
В данном случае неверное прочтение является составной частью более общей методологической ошибки: сложные отношения между мифами и обрядами представлены в виде простого совпадения. Vol.
15 Открытие этих взаимоотношений произошло не вдруг. Картина была написана в 1819—1823 годах прямо на стене дома Гойи, названного «Домом Глухого». В случае benandanti, участвующий во сне в процессиях мертвецов, сразу бросается в глаза сходство или даже родственная связь, с одной стороны, с рассказами имеющими отношение к мифу о «диком воинстве» (Wtendes Heer, Wilde Jagd и т. д. ), т. е. о войске мертвецов, обычно предводительствуемом каким-нибудь мужским божеством: Херлекином, Одином, Иродом, Артуром и т. п. и, с другой стороны, со свидетельствами (особенно в знаменитом «Саnon Episcopi») о женщинах, которым виделось, будто они ночью летают верхом на животных в свите Дианы («paganorum dea») или иных женских божеств (Хольда, Перхта, Иродиада и др. ).
1974. Так родился шабаш. Холст, масло.
Нравственное суждение оставалось неустранимой частью профессиональной деятельности историка, однако сделать это суждение значимым для общества он мог, лишь обосновав научную природу своих аргументов. Марксистская историография была куда решительнее в реконцептуализации исторического процесса, а одновременно и в претензиях на роль арбитра, однако эти претензии ограничивались ее идеологической ангажированностью: существенной частью общества она воспринималась как несовместимая с научной объективностью. «глаз» истории) оказывается практически бессильной. Укажу на два концепта, связанных с этим пафосом, – концепт повторяемости (сериальности) и концепт архетипа. Этот второй пункт имеет своим источником полемику с положениями давней работы М. Мэррей «Культ ведьм в Западной Европе» (1921) 2 и к нему я возвращусь ниже.
Однако среди множества работ, посвященных этому вопросу изучению шабаша (ночного сборища ведьм и колдунов) отведено сравнительно скромное место, несмотря на то что в истории колдовства и борьбы с ним образ шабаша исключительно важен. 133. Вмешательство инквизиции разогрело эти разрозненные элементы до температуры плавления. Таким образом, мы можем пополнить собственно историческими данными чрезмерно эволюционистскую типологию изложенную Проппом в «Исторических корнях волшебной сказки».
Однако среди множества работ, посвященных этому вопросу изучению шабаша (ночного сборища ведьм и колдунов) отведено сравнительно скромное место, несмотря на то что в истории колдовства и борьбы с ним образ шабаша исключительно важен. применение математики и экспериментального метода предполагало соответственно количественную измеряемость и повторяемость явлений Все это объясняет нам, почему история так никогда и не смогла стать наукой галилеевского типа (там же). Возможно, тамошние судьи насилием и давлением вынудили у нее подтверждение их собственных представлений, сложившихся под впечатлением проповедей Сан-Бернардино, который, в свою очередь (по его же собственным словам), получил эти сведения от своих собратьев-францисканцев из Пьемонта 26. На этот вопрос М. Мэррей дает положительный ответ.
Vol. Он светлой и красочной живописи Гойи раннего периода не осталось и следа. Алтарём при этом служит живот голой девушки. На этот вопрос, понятно, Гинзбург не отвечает, заменяя спор об истине, в секулярном дискурсе неизбежно бессодержательный, вопросом о доказательствах в истории (для постмодернизма не существующим, поскольку невозможно говорить о доказательствах имея дело с конструктами). Превращение истории в науку есть, таким образом, акт демаргинализации.
Между тем именно эти точки, являющие собой события, максимально содержательны. Этот диалог и должен спасти персоналистическое начало. Исследования темы шабаша, результаты которых я излагаю на этих страницах, отчасти проливают свет на мифически-религиозную основу прошлого (сражения в состоянии экстаза с мертвецами и колдунами), отраженную в теме а. Обобщенно говоря, они показывают, что образ путе- шественника или путешественницы, отправляющихся в экстатическом состоянии в мир мертвых имеет решающее значение (отмеченное в обширном культурном слое) для зарождения и передачи повествовательной структуры — вероятно, самой древней и самой жизненной структуры, созданной человечеством.
Это тем более неправильно, что только у шаманов (почти совсем оставленных Хёфлером без внимания), как мы видели, путешествию в мир мертвых предшествовал целый обряд, совершавшийся публично. Экстатические путешествия совершаются обычно верхом на животном или в виде животного, однако используются и иные «транспортные средства»: колосья, скамьи, табуретки (у осетин и в Мирандоле, вблизи Модены) и, конечно, метла. 1936.
345 сл. ) и разбор того же материала с абсолютно другой точки зрения в моих «Ночных сражениях» (с. В галилеевской науке, девизом которой могла бы стать формула схоластов individuum est ineffabile (там же), все обстоит иначе:. Итак, стереотип шабаша образовался в результате слияния двух раз ных образов. Реакция инквизиторов вполне понятна: ночным путешествиям benandanti предшествовало летаргическое состояние, когда их дух покидал их как бы умершее тело и отправлялся в путь в виде какого-нибудь живого существа (мыши или мотылька) или верхом на животном (зайце, собаке, свинье и т. п. ).
в дальние поля с ведьмами и злыми колдунами, вооруженными, в свою очередь, стеблями сорго. Применение пыток вновь приводит к «раскрытию заговора». В компаниях колдунов, угрожающих плодородию полей, видится древний образ неумиротворенных мертвецов тому же образу, но подвергавшемуся уже частичной христианизации, соответствуют процессии мертвецов (они напоминают души чистилища). Этот период жизни художника называется «Мрачные картины».
Итак, стереотип шабаша образовался в результате слияния двух разных образов. Они устанавливают связь с такой, например, явно предшествующей шабашу темой, как шествие мертвых («дикая охота» или «дикое воинство»).
Свои необычайные способности все они приписывали тому, что родились в сорочке. S. 1029 – 1048.
Bd. Она пригодна прежде всего для периодов стабильности, для затянувшихся долгот, для longue durОe, для длящейся повседневности и в этом плане опирается на старомодное ощущение времени, в котором нет места для разломов и разрывов временной текстуры, осложненной – для историка – разломами и разрывами исторического забвения (которое в просторечии называют исторической памятью). Осуществимость этого проекта несколько более проблематична.
Позже Гойя будет писать воображаемые сцены и сцены ужасов. Эти два элемента (полет и превращение) отсутствуют в агрессивном стереотипе — представлении о секте отравителей — и впервые упоминаются лишь в 1428 г. в ходе двух больших процессов над колдунами в Сьоне (кантон Вале) и в Тоди (мы еще возвратимся к их совпадению во времени). Не было заговоров прокаженных и евреев, были заговоры против прокаженных и евреев. Почести, которые воздаются Сатане, тоже необычны. P. 457 – 480.
Те в свою очередь обязательно должны положить полученный кусочек в рот и затем в знак презрения быстро выплюнуть его. Итак, вначале речь идет о целенаправленном политическом действии, т. е. заговоре (как и в 1321 г. ). Возможно, у нее были романтические отношения с художником. Среди мест, в которых этот образ почти не получил распространения, можно назвать Англию. Затем прокаженные были подвергнуты сегрегации, евреи — высланы. Можно было бы подумать, что между этими персонажами существует исключительно типологическая связь, поскольку наличие посредников для общения с загробным миром, «шаманов» в наиболее общем смысле слова, было отмечено в самых разных культурах.
Уже давно лингвистов занимает вопрос о возможности доказать путем сравнения индоевропейских и уральских языков факт существования индо-уральской лингвистической среды 20. Эти воображаемые сражения велись из-за плодородия земель. Сведений на эту тему довольно много, они имеют в основном франко-германское происхождение, а также распространены в долине р. По. Доказать в суде – значит убедить судей (или присяжных) и к галилеевской истине этот процесс имеет лишь косвенное отношение. Так объясняется одновременность распространения образа шабаша в Западных Альпах и в Тоди. Подчеркну наиболее значимый, с моей точки зрения, момент. С другой стороны, уже в ранних свидетельствах мы можем отметить пересадку на фольклорную почву элементов, свойственных «ученому» стереотипу шабаша: присутствие дьявола, осквернение святых таинств и т. д. Абсолютно ясно, что в этой сфере абсолютная датировка свидетельств (ритуалов покаяния, хроник, процессов и т. д. ) не совпадает с относительной датировкой явлений, упоминающихся или описываемых в них.
Он должен сохранить индивидуума как инстанцию исторической субъектности. Но дань, уплаченная (сознательно или нет – трудно сказать) господствовавшей в те времена сталинской идеологии, не может затмить гениальности этой работы, неразрывно связанной с «Морфологией сказки», написанной на 20 лет раньше, в атмосфере расцвета исследований формальной школы.
У этой проблемы имеется и этический аспект. Колдовство в Европе как тема исторических исследований, некогда считавшаяся второстепенной и даже несерьезной, за последние 15 лет заняла видное место в мировой исторической литературе. «глаз» истории) оказывается практически бессильной. В конце XV в. авторы знаменитого «Malleus maleficarum», говоря о дьявольских сборищах, ограничиваются фактами, полученными из Эвиана и Берна еще Нидером 27: по всей видимости, кроме этих сведений пятидесятилетней давности они не имели никаких других.
Остается другой «глаз»: география, усиленная морфологией. См. Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828-1830 годах друга Гойи Антонио Бругады (исп. ), находилась среди панно, расположенных на нижнем этаже «Дома Глухого» (исп. ), огромное по длине оно занимало всю южную сторону стены дома слева от входной двери. Документы этих римских процессов затерялись.
«Шабаш ведьм» занимает огромную площадь — переведенное на холст полотно имеет размеры 140х438 см, в доме оно покрывало всю стену. i, венгерские taltos и осетинские burkudzut), соединяющего Кавказ с Фриули. Гинзбург хорошо эту опасность осознает (его вообще трудно упрекнуть в наивности) и отсюда его длящаяся борьба с постмодернизмом, протест против подмены реальности желанием (dОsir).
Источником объективного суждения сделалась наука. 1948. Остается другой «глаз» : география, усиленная морфологией. Это тем более неправильно, что только у шаманов (почти совсем оставленных Хёфлером без внимания), как мы видели, путешествию в мир мертвых предшествовал целый обряд, совершавшийся публично. Разумеется, нет никакой необходимости считать, что диффузия должна иметь один-единственный центр.
Затем прокаженные были подвергнуты сегрегации, евреи – высланы. В компаниях колдунов, угрожающих плодородию полей, видится древний образ неумиротворенных мертвецов тому же образу, но подвергавшемуся уже частичной христианизации, соответствуют процессии мертвецов (они напоминают души чистилища). Еще будучи рассказчиком историк пользовался нравственным авторитетом, поскольку и в Средние века и в раннее Новое время свой рассказ (пересказ) он сопровождал назиданием, основанным на религиозном осмыслении истории. Так, экстатические путешествия были предначертаны людям, родившимся с определенными физическими особенностями (в сорочке, как benandanti с зубами, как taltos и т. д. ) или в определенное время года (в те двенадцать дней, когда, как считалось, мертвые наиболее часто бродят по земле) иногда же, напротив, предполагалось, что это люди, прошедшие до посвящения специальные испытания. Они устанавливают связь с такой, например, явно предшествующей шабашу темой, как шествие мертвых («дикая охота» или «дикое воинство»).
Таким образом, мы можем пополнить собственно историческими данными чрезмерно эволюционистскую типологию изложенную Проппом в «Исторических корнях волшебной сказки». Это предположение, однако, было принято О. Хёфлером в работе «Культовые тайные союзы германцев» (1934) 28, научное значение которой, в отличие от книги М. Мэррей (считающейся ныне научно несостоятельной, хотя Хёфлер ссылается на нее с подчеркнутым одобрением), всегда признавалось даже самыми первоклассными учеными 29. История, согласно Гинзбургу, принадлежит к числу дисциплин, в основе своей оперирующих качествами, а не количествами имеющих своим объектом индивидуальные случаи, ситуации и документы именно как явления индивидуальные и именно вот таким образом приходящие к результатам, несущим неустранимый элемент алеаторности (с. Впечатление от картины подчеркивают неприятные, темные и тусклые краски и сложная композиция.
53 сл. ). Но для этого к жиру надо прибавить еще много разных снадобий: водяной петрушки (цикуты), аконита, тополевого листа, сажи. Эти отличительные черты позволяют нам выделить распознаваемый мифологический комплекс, в котором можно вычленить отдельные фрагменты.
Под давлением со стороны инквизиции рассказы benandanti начинают постепенно запутываться и изменяться и в конце концов воспроизводят (процесс этих изменений занял, однако, более 50 лет) образ шабаша, которого ранее в процессах фриульской инквизиции мы не находим. «Шабаш ведьм» вызывает шок. После ликвидации штурмовых отрядов в июне 1934 г. превознесение воинственного неистовства древних германцев показалось критику журнала «Rasse» «неуместным и политически опасным. Жить в таком помещении, будучи со всех сторон окруженным ужасающими картинами, связанными с насилием, смертью, колдовством и безмерным уродством — серьезное испытание для нервной системы. Konigshoven J., von. Однако полностью оценить его значение становится возможным лишь в свете глубокого изоморфизма, охватывающего различные явления на огромном географическом пространстве (еще у Геродота встречается упоминание о вере невров в оборотней).
Но дань, уплаченная (сознательно или нет — трудно сказать) господствовавшей в те времена сталинской идеологии, не может затмить гениальности этой работы, неразрывно связанной с «Морфологией сказки», написанной на 20 лет раньше, в атмосфере расцвета исследований формальной школы. Первый, выработанный ученой культурой (судьями инквизиторами, демонологами) исходил из веры в существование враждебной секты, действующей по наущению дьявола, вступление в которую предварялось осквернением креста и святых таинств. Пересказчик пересказывает, то есть излагает своими словами то, что каким-то образом уже известно, где-то (пусть хоть в средневековой хронике или королевской грамоте) уже написано. Падение ancien rОgime в целостности этого процесса легко было сконструировать как историческую неизбежность – и оставаясь в рамках политической истории и перебираясь в социальную или экономическую историю. Считалось также, что ведьмам необходимо для полетов на шабаш смазывать свое тело специальным составом, «чертовой мазью». е. ведьмы) кипятят младенца в медной посудине и вытопившийся жир счерпывают и хранят, тщательно спрятавши, пока в нем будет надобность.
В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом (исп. ) по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля дЭрлангера (англ. ) для показа на Всемирной выставке 1878 года. 203 – курсив оригинала).
Рококо, классицизм, реализм. На протяжении своей жизни Гойя создал около 500 картин и почти 300 гравюр и литографий.
194 x 130 см. Реакция инквизиторов вполне понятна: ночным путешествиям benandanti предшествовало летаргическое состояние, когда их дух покидал их как бы умершее тело и отправлялся в путь в виде какого-нибудь живого существа (мыши или мотылька) или верхом на животном (зайце, собаке, свинье и т. п. ). Прадо. На этом жире и составляется волшебная шабашная мазь.
Под «ментальными структурами» мы можем подразумевать или психологические архетипы, которые могут быть представлены как отражение онтологических структур или непосредственную предрасположенность. Орлова «История сношений человека с дьяволом: Они (т.