В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) Кустодиев продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. В то время, как на картинах художников-декадентов появляются тонкие, неулыбчивые девушки с задумчивыми и трагическими лицами, Кустодиев пишет ярких, полных русских красавиц, самая известная из которых — «Русская Венера», написанная им с дочери Ирины. Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Русская Венера", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.
Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки».
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Друзья разъехались на отдых кто куда. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Борис Михайлович был революционно настроенным художником- горячо поддержал революции 1905 и 1917 годов, создал много произведений на тему борьбы с царизмом. Ведь она достойна этого.
Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане.
Ее, красивую девушку, окружают водные пары, так как сидит она в русской бане. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Кустодиев нарисовал «Русскую Венеру» последней. Ленинград летом опустел. «Русская Венера» — его последняя большая картина, написанная в 1925-1926 гг.
Алессандро всегда умел подмечать детали именно за психологизм полотен его ценили и при дворе Медичи во Флоренции и папа Сикст IV в Риме. Картину «Русская Венера» нарисовал известный русский художник, работавший в области живописи, Борис Михайлович Кустодиев (родился в 1878 году, а умер в 1927 году). А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Невольно вспоминается творчество О. Ренуара, блестящего, жизнелюбивого французского живописца, в старческие годы также прикованного к инвалидной коляске, который говорил, что «изображать плоть — наслаждение, поскольку она так хорошо отражает свет. », а затем добавлял: «Если бы Господь не создал женской груди, я бы не стал заниматься живописью. ».
Натурщицей, как и для многих других работ, стала его дочь. Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. «Русская Венера» — картина русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927 гг. ), уроженца Астрахани, много работавшего в Костроме. Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. Но ни в одной из его картин вы не найдете даже мрачного пятна.
Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Художник долгое время являлся одним из членов творческого объединения под названием «Мир искусства». Когда художник рисовал картину, он был болен. Об этом свидетельствует тот факт, что картина Русская Венера была написана на обороте ранней картины На террасе (1906 г. ), представляющей собой групповой портрет семьи художника.
Пена, мрамор мыла, облака пара и подпись-картуш указывают на образную преемственность Венерам-Афродитам эпохи Возрождения и Античности. В отличие от древнегреческой богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры), красавицу окружает не морская пена, а клубы пара русской бани. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Смутившись, Борис Михайлович пообещал обязательно прислать кое-что из своих работ для городской галереи. После проведенной реставрации зрители имеют возможность посмотреть оба изображения этого уникального, двухстороннего холста.
Написал художник сразу два варианта, один из которых сейчас разместили в художественном музее Нижнего Новгорода, а второй — в Москве, в известнейшем музее «Третьяковская галерея». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Перед нами именно Венера. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан».
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Жизненная веселость и телесная конкретность образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Именно в этот период Кустодиев продолжает галерею женских образов, начатую им в 1912 году картиной «Купчихи в Кинешме».
Картина представляет собой обобщающий образ. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Он создает «Купчиха за чаем», (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920) и «Русская Венера» (1925-1926). С холстом по-прежнему были проблемы. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». Картина «Русская Венера» – одна из последних работ художника. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном.
В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Самая большая победа – это победа над собой и над своей болью. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Критики единодушно признают «Русскую Венеру» одним из лучших портретов Кустодиева, а кто-то вообще лучшим достижением русского портретного искусства.
Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане».
Вот и Кустодиев изображает блудницу (посмотрите на задорный блеск в ее глазах), которая еще не стала святой. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Он и реален и идеален в одно и то же время. Примечательно, что материалом для картины был выбран семейный портрет. Полотно обыгрывает древнегреческий миф о рождении Афродиты (в древнеримском варианте – Венеры). Наверное, ни один другой русский художник той эпохи не имел большего морального права отобразить архетипический образ национальной красоты.
Анализируя творчество Кустодиева, вспоминается о другом художнике, О. Ренуаре, который трудился во Франции. После нее картин больших размеров у него не было. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Блудницу, которая стала святой.
На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Художник входил в объединение «Мир искусства», но вопреки западнической ориентации основателей объединения создал в своих ярких, жизнерадостных произведениях собственный живописный вариант «русского стиля». Только это в Средиземном море была морская пена, а в России – пена банная. И мотивировал это тем, что она имеет эффект отражения света.
Супругам отвели отдельный домик в бывшем имении Браницких и Борис Михайлович с Юлией Евстафьевной прожили там несколько недель. Он рисует богиню Афродиту совершенно домашней изображая ее у себя дома, в «Тереме» на Костроме. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Кроме того именно ему принадлежат слова: «Если бы Господь не создал женской груди, я бы не стал заниматься живописью. ».
Это последняя большая картина великого русского художника. Он очень любил изображать обнаженных людей, считал это высшим наслаждением. «Русская Венера» – это огромная картина изображающая пышнотелую женщину (но лучше сказать – бабу) в бане. Я. Билибин, 1901). Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере.
Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Ведь она родилась из пены. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Прикованный к креслу-каталке, больной художник (последние одиннадцать лет жизни он страдал параличом ног) воплотил свой эстетический идеал изобразив «богиню» в своем доме — «Тереме», в Костромской губернии (картина написана на обороте семейного портрета). Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Создавал картину он с 1925 по 1926 годы. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. И. Шаляпин». В «Русской Венере» Кустодиев дает отсылку к другому божеству.