Картине-панораме Бородинская битва, созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет. Центральным экспонатом музея является монументальное панорамное полотно, посвященное одному из ключевых моментов российской истории – Бородинской битве, генеральному сражению Отечественной войны 1812 года, которая велась русским народом против войск французского императора Наполеона I. Картина-панорама была написана русским художником Францем Рубо (1856-1928) в начале XX века, к 100-летию со дня исторической битвы.
Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. За эту картину Рубо получил профессорский диплом Баварской академии художеств.
Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона.
О своей награде полководец писал жене : «Теперь украшать меня уже нечем». Долгое время полотно хранилось свернутым на вал, не всегда в благоприятных условиях и оно серьезно пострадало. Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Активные действия французских войск приостановлены.
Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. А обходной манёвр Богарне закончился полным провалом, т. к.
Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение, ее автор – выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг. ) (Приложение 2).
Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора.
Единый ансамбль венчает обновленная Триумфальная арка. Лица персонажей безмятежно спокойны. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона.
Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты». В момент изображаемых событий село находится в руках французов.
Французы назвали его «редутом смерти». Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной.
Полотно было окончено летом 1912 года. В сражении он был ранен, но остался в строю. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».
«Великая армия» Наполеона обладала огромным численным превосходством. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. Обе панорамы писались после скрупулезного изучения фактического исторического материала.
Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. У подножия Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. fleche — стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой имевшейся во время военного совета. Из современной живописи мне лично (подчёркиваю, только на мой вкус) интересна живопись А. Аверьянова.
Здесь царит спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева.
В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Справа от редута вдали — Молодая гвардия. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). В таких ящиках хранились и перевозились ядра. На переднем плане — левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье.
Игорь, 85 тысяч численность русской армии при оставлении Москвы. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона.
Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году5276. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы527.
Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме. Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Художник Р. М. Волков 1813 год. Здание музея построено на историческом месте.
Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Склоны усеяны телами. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке. Три стреловидных (от франц.
Но распространился слух, что генерал убит. На одной из флешей поднят французский флаг. Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг. ).
Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя.
Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва".
К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Он изображен вдали слева на белом коне. В этой деревне, в избе крестьянина Михаила Фролова, 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1812 года главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов на Военном совете принял решение оставить Москву без боя.
24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, вот таким образом офицер отдавал команды через барабанщика. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке. Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей.
Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской – 135 тысяч человек. Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. На заднем плане — село Бородино.
В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. А ведь Бонапарт очень серьёзно на Турцию рассчитывал в предстоящей кампании.
Предметный план оказался частично утраченным. Мемуары Ложье, которые сейчас так любят публиковать (причём, почему-то только отрывки. ), весьма сомнительны. Русская армия после Бородина продолжала отступать в относительном порядке. В 1883 году офицеры Гренадёрского корпуса установили на её месте верстовой столб со Смоленской дороги.
На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Ну и конечно, рисунки современников – Фабер дю Фора, Дмитриева-Мамонова. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Конечно, можно было бы ещё написать о Рубо.
Французы назвали его «редутом смерти». Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона.
Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г. ) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. и на частном транспорте.
Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. Рубо как бы ставит нас среди защитников северо-западной окраины деревни Семёновской: чтобы иметь чувство сражения, а не парада, должно быть действие французской артиллерии. Стволы вражеских орудий направлены прямо на зрителей, усиливая элемент присутствия. Сейчас мы передвигаемся на французские позиции.
Здание не было приспособлено для ее хранения. Великая армия Наполеона обладала огромным численным превосходством. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях».
Это — Шевардинский редут. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Панорама – особый вид изобразительного искусства. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей.
И хотя он быстро собрал новую армию, это были совсем юнцы. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. За императором — его свита. На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона.
Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. На заднем плане — село Бородино. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение. Этой главный врач Второй армии Виллие. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды.
Некоторое время павильон панорамы использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок Трибуна. Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность.
Панораму снабдили звуковым сопровождением. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. Эти корпуса понесли огромные потери.
На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь.
Вернувшись домой, художник создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь.
По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы.
Это примерно 12 часов дня. Запечатлены и другие моменты сражения. С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков.
Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».
Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г. ). По-разному изобразил художник командные пункты командующих французской и русской армий. К раненому Багратиона подходит военный чиновник с волноообразными петлицами на мундире. Художник избрал решающий момент сражения: 12 часов 30 минут 7 сентября.
Гвардию Наполеон не ввел в бой. В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.
Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.
К этому времени русские отступили на левом фланге. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года56. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии. Фактически по потерям за такой короткий промежуток времени и на таком сравнительно малом пространстве, Бородинское сражение уступает только атомной бомбе небольшого калибра. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.
Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга». Именно в это время развернулись наиболее значительные события. На левом берегу ручья изображен барабанщик.
Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Но Великую Армию остановили под Малоярославцем. Они вынесли его всего израненного. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева.
Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Один из наиболее динамичных и впечатляющих сцен панорамы — кавалерийский бой во ржи. Госпиталь в Колоцком монастыре всех не вмещал.
А на счету Кутузова их две. Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Они происходили в основном на левом фланге, где действовала армия П. И. Багратиона.
На одной из флешей поднят французский флаг. Потом разразилась Великая Отечественная война, в которой Советский Союз победил и разгромил гитлеров-скую Германию, фюрер которой хотел сделать то, что не удалось Наполеону.
В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». Здесь мы передвигаемся на французские позиции. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. "Последняя атака" – драматичнее, если можно так сказать. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях.
Яркий солнечный день золотой русской осени. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Он изображен вдали слева на белом коне.
Умерших от ран успевали хоронить в братских могилах. Профессор был известен как специалист, создавший почасовую хронику событий августа 1812 года. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши.
Это при том, что множество раненых Великой армии было брошено прямо на поле сражения. Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира Болтай-да-и-Только. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г. 18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.
Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров.
Это — Шевардинский редут. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Вторая точка. По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. предыдущий кадр).
Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем34. Правее батареи Раевского — группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де-Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал-квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино»1. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.
Рядом с ящиком — нацеленное на противника полевое орудие. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой.
И всё это в течение всего десяти часов и на ничтожном пятачке чуть более 2 км в глубину и около 4 км по фронту. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году.
Справа от редута вдали — Молодая гвардия. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Раненые по большей части были эвакуированы, в т. ч.
Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Также на переднем плане виден раненый солдат. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Так продолжалось до 1918 года, когда павильон пришел в полную негодность и его разобрали.
В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. В октябре 1962 года обновленная панорама «Бородинская битва» предстала перед зрителями. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.
Тогда, по крайней мере, величайший полководец (а он таким и был, не стоит отрицать) не был бы перед всей Европой, да и перед самим собой столь унижен бесславным концом своего похода в Россию. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.
Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки.
Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Она произвела фурор во всех художественных музеях. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней.
Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино». Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г.
На левом берегу ручья изображен барабанщик. Это пехотинец. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д. Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. На опушке леса — итальянская гвардия. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары.
Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. Ее воспринимали скорее как необычный аттракцион, а не уникальное произведение искусства. Здесь Наполеон наносил свой главный удар. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. Потом они были воссозданы в литографии. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку.
Кстати, в книге Вилинбахова есть подробные комментарии к каждой из его картин. Также на переднем плане виден раненый солдат. Склоны усеяны телами. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт.
Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. На фрагменте изображены французские позиции. Две трети картины погибло. На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Дело в том, что тот в 1890 году по заказу Тифлисского военно-исторического музея написал панорамную картину «Штурм аула Ахульго», которая изображает атаку русских войск на главную базу восставших горцев Шамиля.
В 1967 году, когда обострились противоречия между СССР и Китаем Мао Цзедуна, группа китайских студентов вечером 27 июня 1967 года посетила панораму и облила картину какими-то химикатами, в результате ночью произошел пожар. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. Но эта живопись настолько хрестоматийна, что вне комментариев.
Здание музея-панорамы является центральной частью историко-мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года. Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга». С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков27. Мне кажется, здесь представлено не самое лучшее его полотно.
Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность.
Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны. «За 800 лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом», — говорил он. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту. Три стреловидных (от франц.
Начальник штаба Второй армии, французский эмигрант. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира «Болтай-да-и-Только». В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Отстоять свою идею Рубо не смог.
Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Рядом с музеем-панорамой сохраняется дом Военного Совета в Филях (Кутузовская изба), музей-часовня Кутузова, обелиск братской могилы русских воинов. В 2011-2012 годах к 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в музее-панораме Бородинская битва была проведена реконструкция. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина. А рядом с ним – генерал Сен-При. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.
А у деревни Горки — ставка Кутузова. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. После Октябрьской революции здание вместе с картиной Рубо, предметным планом панорамы и всем остальным имуществом было передано электротехнической школе использовалось для проведения пролетарских новогодних ёлок и размещения литературно-художественного кружка. На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане — французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана.
Со всей страны собирали краску — и к 7 ноября музей-панорама «Бородинское сражение» был открыт. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Почему Рубо. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить.
Багратион был ранен. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. 7 октября Наполеон покинул руины Москвы, надеясь закрепиться в Смоленске. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне.
Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Эти корпуса понесли огромные потери. словом, выходила действительно «русская» панорама.
Бородинское сражение самое кровавое со времён изобретения пороха по сей день. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы. На фрагменте изображены французские позиции. За императором — его свита.
Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г. ), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра.
Здесь недавно гремели ожесточенные бои. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Сторож растерялся и поздно вызвал пожарную команду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет.
Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру. Они вынесли его всего израненного. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Это место непосредственно граничит с событиями Отечественной войны 1812 года.
Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии Ивана Мясоедова, генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина, художника-баталиста К. Беккера, пейзажиста М. Цено-Димера, а также художников П. Мюллера, К. Фроша и своего брата — Ж. Рубо. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. После этого, гонимым «параллельным маршем» русской армии, французам пришлось отступать по разоренной Старой Смоленской дороге. На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Рядом памятник Кутузову.