История картины: в посмертной описи имущества Рубенса под 141 значится картина "История дочери, дающей грудь своему отцу в темнице". В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»). В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Он не побоялся – решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой.
Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. В 1629 г. Рубенс выполнил и роль дипломата – ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что он исполнил с блеском. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, вот таким образом Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Красивый юноша полюбился Афродите (Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Их спор решил Зевс, повелевший, чтобы треть года Адонис жил в подземном царстве, другую треть – у Афродиты, а остальное время сам распоряжался собой. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Сюжет заимствован из книги римского писателя I в. Валерия Максима "Замечательные дела и речи", кн. 5, гл. IV – "О любви к родителям, к братьям и к родине".
Открытие выставки «Рубенс, ван Дейк, Йорданс» приурочено к20-летию установления дипломатических отношений между Россией иКняжеством Лихтенштейн. Грации, в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Все это я вычитала в аннотации к картине. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Они расстались сРубенсом лучшими друзьями. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Работа не подписана автором. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Её взгляд отражает любопытство и желание любви, под чары которой она попала. Новот что интересно вего биографии: несмотря нато, что он всю жизнь исправно выполнял заказы католической церкви, мастер в1650-х годах перешел вкальвинизм. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе.
Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах сообщают портрету интимный характер. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Оба начали писать очень рано, носудьба художников сложилась по-разному.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но что-то дрогнуло во мне. Подделкой картину назвали ещё в 1950 году. Теперь, когда подлинность картины подтверждена интерес к этому музею увеличился в разы.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Нет сомнений, что реакция отечественной публики будет неменее восторженной, ведь перед нами бесценные произведения (страховая стоимость выставки держится всекрете, однако очевидно, что она исчисляется миллионами). Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Лучшими изних были Антонис ван Дейк иЖан Йорданс. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены.
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. У него было несколько учителей живописи, но особенное влияние на становление будущего художника оказал придворный художник Отто ван Веен. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов».
Вообще Рубенс — изтех художников, которым силу давали музы. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Нам известны соответствующие помпеянские фрески, приблизительно современные Валерию Максиму в надписи на одной из них дана правильная греческая форма имени отца – Микон. Написал много монументальных исторических, мифологических ирелигиозных полотен.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Имена граций (харит) их происхождение и число в разных мифах различны.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста.
Древний ритуал содержал два разных обряда: в первый день праздновалось возвращение из подземного царства к Афродите, что сопровождалось весельем второй день, когда отмечался уход Адониса к Персефоне, был траурным. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Рубенс – исключение.
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Среди его работ немало исветских сюжетов (богатых натюрмортов изящных портретов имногофигурных сюжетов), как иу других последователей фламандской школы — Яна Брейгеля-старшего, Йоса ван Красбека или Адриана ван Сталбемта. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить время своих высокопоставленных моделей. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Рубенс расположился на скамье, а Изабелла — на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Изображение кажется частью живой реальности.
Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Все это тайна велика есть. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Неужели она была настолько скромна.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Вот одна изних: однажды ученики Рубенса повредили свеженаписанный холст.
На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Грации состоят в свите Венеры.
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Однако групповой портрет лишён какого бы то ни было налёта прозаизма достоверности. Слишком скудно. Умосковской публики есть шанс познакомиться нетолько сего поздними работами, созданными под влиянием Рубенса, нои содним изсамых ранних произведений мастера — «Святой Иероним», написанным дотого, как художник поступил вассистенты квеликому фламандцу. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Теперь мы дружим и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. «Камеристка» не нуждается в них. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
Их пышные, но легкие, местами прозрачные кроны, крепкие и стройные стволы окутаны этим сиянием, как фантастически прекрасным нарядом. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Художник дважды был женат. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Спустя много лет после смерти жены 53-летний Питер Пауль встретил 16-летнюю Елену Фурман, которая позировала ему в6-летней девочкой ивлюбился без памяти. Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Сохранилось много легенд овзаимоотношениях гениального учителя сгениальным учеником. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Они похожи на Елену Фурман, которая часто позировала своему мужу.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены. Правда, досих пор точно неизвестно, какие изкартин Рубенса дописаны (или написаны целиком) ван Дейком или другими его учениками. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Рубенс и себя не раз писал в ней. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией. Тогда эксперт Юлиус Хелд провёл ошибочное исследование, после которого замечательная картина оказалась на полвека всеми забытой.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.
Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Монументальные, мясистые ипри этом воздушные персонажи рассказывают зрителю аллегорические сюжеты — евангельские («Оплакивание Христа») или древнеримские («Победа иДоблесть», «Марс иРея Сильвия»).
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Мужчина держит уверенную в себе и гордую даму под руку. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Скоро ван Дейк стал правой рукой Рубенса. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Вюности Рубенс путешествовал поИталии ибыл поражен мастерством Тициана, Тинторетто, Корреджо ида Винчи. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Даже великие художники очень редко заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Плодовитый художник и энергичный дипломат, Рубенс много путешествовал и дружил со многими европейскими правителями двое из них возвели его в рыцарское звание.
В них начисто отсутствует мистика. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Мастер, словно пытаясь остановить мгновение, запечатлел многократно себя и свою молодую супругу. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте. Оба эти автора прославились как блистательные мастера портрета ипейзажа.
Картина «Перепись в Вифлееме», например, воспроизводилась 13 раз и у Лихтенштейнов находится один из самых удачных вариантов. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы. Рисский автор описывает виденную им картину на эту тему. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Соперничество кончилось трагедией.
И я с интересом стала выискивать сведения о личной жизни художника в этот период. Попытки найти больше материала об этой девочке успехом почти не увенчались. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом.
1750). Их вид говорит об одном: они поженились. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
КОНТИНЕНТЫ. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Полотно по идее изображает прибытие Девы Марии и ее мужа Иосифа ради участия в переписи в город, где предстоит родиться Иисусу.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Фигуры художника и его жены кажутся такими большими для этой картины, что первоначально даже предполагали, что картина могла быть обрезана по краям. «Обращение Савла» значительно отличается посвоей манере отболее поздних работ: краски более насыщенные, мазки грубее, нет той воздушности ипоэтичности, которыми славится кисть гениального фламандца. Заметим, что выставка уже побывала вКитае иЯпонии — вобеих странах она произвела фурор. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В финале истории, справа мужчина и женщина в роскошных одеждах спускаются по лестнице. Навыставке представлено немало его лучших полотен: например, картина «Мелеагра иАталанта», создававшаяся более четырех десятков лет. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Потому князь Макс Лихтенштейнский приехал лично, чтобы представить проект московской публике. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у фродиты. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем. Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство).
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Ихработы продолжают выставку вПушкинском. Следы ритуала сохранились в древнегреческой поэзии. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Парис решил похитить Елену.
Он стал главным художником Антверпена после смерти Рубенса.