Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Неужели она была настолько скромна. Карлу Борромео).
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остаётся: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Третий ребёнок— Никлас Рубенс— родился в 1618 году и тоже стал героем портретов своего отца. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В них начисто отсутствует мистика.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
По Н. А. Дмитриевой, Рубенс— один из художников, которого следует воспринимать в оригинале, а не в репродукции. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Художник дважды был женат. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. 1750). Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Картина была подписана обоими художниками104. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Игнатия (ныне посвящённой св.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Благодаря поручениям герцога Винченцо Гонзага, Рубенс побывал в Генуе, где был принят в домах Дориа, Спинола и Паллавичини, получив доступ к их художественным коллекциям и приобретя более или менее значительные заказы. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Рубенс изобразил себя смотрящим прямо на зрителя, лицо его исполнено спокойного достоинства. Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия ибо за эти последние, как и за другие их совершенства их ценят. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Поверенный не хотел, чтобы Рубенс лично представил дары королю и не допустил его к аудиенции, о чём художник без эмоций сообщал герцогу Мантуи48. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
И слава Богу. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнажнёной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
С наслаждением писал местные пейзажи. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). КОНТИНЕНТЫ.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж.
Брак был заключён с большой поспешностью. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость.
Отпевание состоялось 2 июня. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Губерта, Диану на охоте и подобное. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
18 сентября он написал Бэкингему, что по договору Испания предоставляет Франции 60 военных судов, но инфанта полна решимости оттянуть их поставку, а Рубенс будет продолжать работать в прежнем направлении, хотя никто его об этом не просил177. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Все это тайна велика есть. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Один из его учителей, Отто ван Веен, большой знаток античной истории, находился под влиянием искусства итальянского Возрождения и его увлечение в полной мере передалось ученику. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Гениальный фламандец не просто писал свои творения – он, в буквальном смысле, рассказывал историю при помощи красок и кистей. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Питер Пауль Рубенс разработал метод, который впоследствии вошёл в арсенал всех академических школ живописи: он рисовал античные статуи и копировал работы предшественников, пока полностью не усваивал идеал завершённости формы. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Возможно, это труды Сенеки. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Впервые подделывать гравюры Рубенса стали в Республике Соединённых провинций— там же был и самый значительный рынок сбыта оригинальных эстампов. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Соперничество кончилось трагедией.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Луки214. Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо.
Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров80. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). В частности, были убраны бойницы. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских117.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Парис решил похитить Елену. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Но Рубенс никогда не был педантом. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лекуре, «доходило до угодничества».
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Рубенс заботился о своих авторских правах. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Рубенс и себя не раз писал в ней. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках216. А ведь оно только одно из многих. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Речь шла о «Воздвижении креста».