Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Третьяков»109. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Казалось, она спит. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Она была закончена только в 1891 году. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Очень впечатлилась.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли». В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин встречал их по средам.
Именно тогда в Пенатах появился большой огород. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Не доносчик ли.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Детей она рисовала очень много. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Шутка Мастера удалась. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Пятый факт. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Поза пристойная, просто красота линий передается. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони.
И что это вы там делаете, позвольте спросить. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. М. Бунакову.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Шутка Мастера удалась. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Вот что писал о работах в стиле Ню Зинаиды Серебряковой Александ Бенуа:И, наконец, нагие фигуры Серебряковой (неужели нам так и не избавиться от уродливого слова ню. ), составившие в значительной степени ее славу и действительно бесподобные, — это тоже Европа. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.
Финский когда-то поселок Куоккала, расположенный в 45 км от Петербурга, сегодня носит имя Репина. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Это ее дочь. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком.
Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вегетарианцем стал и сам Репин. Этюд получился превосходный. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Первый факт. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. В 1926 году в Пенаты прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским.
За окном летний день. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Много учился на написании портретов близких и друзей. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Так ли это – судить зрителям. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. Убийство свершилось. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Нынешние Пенаты – это чистый новодел.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин считал сам эту картину красивой.
Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Он идет прямо к матери.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Все заняты. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Л. Н. Толстого». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Публике картина понравилась.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Был он человеком твердых убеждений. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу и о котором можно было бы сказать: Это картина Репина Приплыли. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Если раньше он пытался увековечить тех, кто боролся с царизмом, то теперь, отвлекаясь временами от приносившего ему хороший доход жанра портрета, описывал неприглядность советской власти. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Работал весь день, не замечая времени.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Эту сумму за Репина внёс покровитель – руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте.
Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Америка—Франция—Россия. Берег Волги.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Это некий апофеоз Сталина и его соратников. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки.
На ближнем плане картины кипит жизнь.